![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: « ХАРАКТЕР»Стр 1 из 3Следующая ⇒
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3 ФИО_______________________________________________________ Пол: Возраст (лет)________________________
Да Нет Да Нет Да Нет
Практическая работа Тема: « ХАРАКТЕР»
Цель работы: познакомиться с одним из методов определения типов характера (опросник Леонгарда-Шмишека). Вводные замечания. В основу опросника Х.Шмишека положена концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда. Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности и определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности. Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы К. Леонгардом АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ."Акцентуированные личности" не являются патологическими. "При ином толковании мы вынуждены были бы прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должно быть признано патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и такая категория людей, о которых говорят "личность" в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. В "акцентуированных личностях" потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. К. Леонгард выделяет десять основных типов акцентуаций.
1. ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП. Основной особенностью гипертимного типа личности является повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, оптимизмом, предприимчивостью и высокой активностью. С первых лет жизни гипертимы везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся ими командовать. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность. Первые трудности обнаруживаются при поступлении в школу, которые связаны с неусидчивостью, отвлекаемостью, недисциплинированностью. В связи с этим учатся они очень неровно. Хорошее настроение гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненым тонусом, у них хороший аппетит и здоровый сон. Люди гипертимного типа испытывают крайний дискомфорт в ситуациях вынужденного бездействия, монотонной деятельности, жесткой регламентации поведения (режим, дисциплина). Мелочный контроль, опека, нравоучения вызывают у них резкий протест. Интерес ко всему вокруг ведет гипертимов к крайнему непостоянству увлечений, неразборчивости в выборе знакомств. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные "хобби". Не отличаются аккуратностью ни в занятиях, ни в выполнении обещаний. Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Однако лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации. В целом им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах. В обществе гипертимные личности являются блестящими собеседниками, постоянно находятся в центре внимания, развлекают окружающих. 2. РИГИДНЫЙ ТИП (застревающий). Основой ригидного типа является излишняя устойчивость, даже застойность переживания. Аффекты ригидного человека очень сильны и продолжительны. Данный тип отличают инертность, тугоподвижность, которые откладывают отпечаток на всей психике, - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. В поведении наблюдается акцентированное стремление к повышению своей значимости, честолюбие, целеустремленность и высокая чувствительность по отношению к не справедливости. В благоприятных условиях данный тип может достичь высоких результатов в деятельности, в том числе в творческой, так как способен сосредоточить усилия на задаче и проявить настойчивость в достижении целей. При чрезмерной выраженности ригидности наблюдается болезненная обидчивость, склонность к преувеличению собственных способностей и объяснение неудач неблагожелательностью окружающих, постоянное предположение о возможности ущемления каких-либо прав. Склонен к формированию сверхценных идей. Обычно данные качества проявляются социально приемлемыми путями или реализуются в ближайшем окружении. 3. ЭМОТИВНЫЙ ТИП. Люди этого типа обладают большой эмоциональной возбудимостью, тонкостью эмоциональных реакций, выраженным чувством сопереживания, гуманностью, отзывчивостью. Главная черта эмотивного типа - крайняя изменчивость настроения. Настроение меняется часто и чрезмерно круто, а поводы для коренных перемен настроения бывают совсем незначительны. Например, неприветливый взгляд или некстати пошедший дождь способны погрузить в унылое, мрачное расположение духа, а мимолетный комплимент или интересная новость - поднять настроение. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. Представители эмотивного типа способны на большую и искреннюю привязанность, хорошо чувствуют, как к ним относятся окружающие. Их самооценка отличается искренностью, они знают, что они - "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Признавая слабые стороны своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. Эмотивные люди глубоко переживают любые порицания, осуждения, выговоры, они могут повергнуть их в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья переносятся чрезвычайно тяжело. 4. ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП. Основной особенностью данного типа является чрезмерная ответственность и тщательность в выполнении обязанностей. В то же время ответственность им крайне тяжела из-за свойственной для них нерешительности. Часто они бывают застенчивы, излишне совестливы. Главная черта - нерешительность связана с развитым чувством долга и слишком высокими требованиями к себе. Педантичный человек всегда опасается, что выполнит работу не так как надо, выберет не то, что нужно, в результате он более занят рассуждательством и самоанализом. Для него характерна тревожная мнительность по поводу будущих событий, даже маловероятных. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы: если не дотрагиваться до ручек двери, то не заразишься и не заболеешь; если произносить придуманное заклинание, то с близкими ничего не случится. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм. В привычных условиях педантичный человек действует весьма эффективно, однако при необходимости работать в условиях недостаточной информации, необходимости ограничиться приблизительными результатами в ущерб деталям педантичные личности будут находиться в состоянии постоянной фрустрации. Чрезмерная выраженность педантичных черт может привести к неудовлетворительной адаптации и в менее специфических условиях, поскольку сопровождается снижением способности действовать спонтанно, соответственно эмоциям и настроению, подчиняясь потребности "все тщательно обдумывать". Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные. 5. ТРЕВОЖНЫЙ ТИП. Существенной особенностью тревожной личности является наклонность к страхам, повышенная робость и пугливость. Уверенно чувствуют себя только в знакомой обстановке. Очень привязаны к родным даже при холодном отношении с их стороны. Трудно привыкают к новым людям, коллективам, боятся различных проверок, экзаменов, соревнований. У людей тревожного типа рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Другие ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Чувство собственной неполноценности часто вызывает реакцию гиперкомпенсации. Тревожная личность ищет самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться ее способности, а именно там, где она особенно чувствует свою неполноценность. Робкий человек может вести себя нарочито развязно, пытаясь показать свою волю и энергию, но как только ситуация неожиданно для него требует смелой решительности, он тотчас же пасует. За маской "все нипочем" обычно оказывается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Слабым звеном тревожных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям . 6. ЦИКЛОТИМНЫЙ ТИП. Циклотимные личности - это люди, для которых характерна смена гипертимных и дистимных фаз, т.е. они характеризуются длительным преобладанием повышенного или пониженного настроения, которое по своей интенсивности и устойчивости не адекватно вызвавшей его причине. К возникновению дистимной (субдепрессивной) фазы приводит обычно ломка жизненного стереотипа, т.е. привычного порядка жизни (смена места жительства, переход в другую школу, поступление в институт). Первая субдепрессивная фаза обычно возникает в пубертатный период: казавшиеся ранее гипертимными подростки становятся апатичными и раздражительными. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые начинают обычно сыпаться из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания отвечают раздражением, порой грубостью, но в глубине души впадая еще в большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние. Фазы спада и подъема могут длиться от нескольких дней до двух-трех недель. Самооценка циклотимов достаточно адекватна. 7. ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП. Главная черта демонстративного типа - эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, о только не безразличие и равнодушие - только не перспектива отстаться незамеченным. Все остальные качества питаются этой чертой. Демонстративные личности обладают яркими выразительными способностями, для приукрашивания своей персоны прибегают ко лжи и фантазированию, пытаясь получить репутацию необычности. Фантазии изменчивы, всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, демонстративные люди легко вживаются в роль, ведут себя соответственно своим выдумкам. При умеренной выраженности и наличии достаточных этических установок такого рода особенность может значительно облегчить адаптацию и способствовать успеху индивида. В группе стремятся к лидерству и добиваются исключительного положения. Однако они всегда оказываются вожаками на час - перед неожиданными трудностями пасуют, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь свой задор. В итоге они не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же группе (разочаровываются п товарищах) , охотно устремляются в новую, чтобы начать все сначала. Неприятные факты, события быстро забываются. Слабым местом характера демонстративной личности являются ситуации уязвленного самолюбия, утраты ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, лишиться ореола избранника. В подобных ситуациях демонстративная личность часто прибегает к суицидальному шантажу. Самооценка редко бывает объективной. 8. НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ТИП (возбудимый). Ядром неуправляемого типа является повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Неуправляемые личности склонны реагировать на влияние преобладающей в данный момент эмоции без осмысления ситуации. В жизни ими управляют импульсы, инстинкты, чувства. Они не в состоянии извлекать пользу из собственного негативного опыта, у них затруднена фиксация на какой-нибудь определенной деятельности. В результате в сложных ситуациях неуправляемая личность действует обычно неэффективно, возможны проблемы в социальных отношениях. Самооценка может быть адекватной, но она не способствует улучшению адаптации. При малой выраженности черты этого типа проявляются в непосредственности поведения. 9. ДИСТИМНЫЙ ТИП (гипотимный). Дистимная личность, в противоположность гипертимной, характеризуется снижением основного фона настроения, пессимизмом, фиксацией на мрачных сторонах жизни, моторной заторможенностью. Главными чертами типа являются повышенная утомляемость и раздражительность. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях, но и физические напряжения, например, спортивные соревнования, переносятся крайне тяжело. Раздражение возникает обычно по ничтожному поводу и легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под руку, но столь же легко сменяется раскаянием. Аффекты не отличаются ни особой силой, ни продолжительностью. Типичная черта - склонность к ипохондричности, дистимные личности внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся, подвергаются осмотрам. Заботы о здоровье часто занимают центральное место в мыслях о будущем. Самооценка отражает ипохондрические установки и недостаточно объективна. 10. ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП. Люди этого типа склонны к сильному переживанию чувств - от бурного восторга до глубокого отчаяния. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Под сильной формой выражения чувств лежит подлинно глубокое содержание. Как пишет К. Леонгард: "Экзальтация... чаще мотивируется тонкими, альтруистическими чувствами и побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, поиски мировоззрения - все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души... Этим темпераментом часто обладают артистические натуры. Сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Это возможно, если творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний". По профессии экзальтированные люди часто принадлежат к сфере искусства.
Все десять типов "акцентуированных личностей" разбиваются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации свойств либо характера, либо темперамента. К акцентуации свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, ригидный и неуправляемый типы личности. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента. Оснащение: бланк опросника Шмишека (приложение 2.1), ключ для обработки результатов (приложение 2.2), ответный лист (приложение 2.3). Порядок работы: Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно, затем предлагает приступить к работе. Инструкция испытуемому: "Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только "да" или "нет" знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна Ваша первая реакция. Старайтесь оценить себя искренно и объективно, имея в виду, что исследуются Ваши свойства характера, а не умственные особенности, поэтому здесь не может быть правильных или неправильных ответов". Обработка результатов: Используя ключи испытуемые подсчитывают показатель по каждому из видов личностной акцентуации (показатель равен числу совпадений ответов с ключами). Затем с помощью специальных коэффициентов эти показатели выравниваются так, чтобы для каждого из пересчитанных показателей максимально возможное значение равнялось 24 баллам. Признаком акцентуации считается показатель 12 баллов и выше. Затем на графике строится профиль личностной акцентуации. При истолковании исходят из рассмотрения всего профиля. Может быть также вычислен комплексный показатель акцентуации Q с учетом акцентуаций по всем шкалам:
где m - сумма всех стандартизированных показателей по всем 10-ти шкалам. Если Q больше 12, то личность считается акцентуированной.
ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ:
ВЫВОДЫ: на основе имеющихся знаний и полученных результатов слушатель должен сделать выводы об особенностях своего характера и возможных трудностях в его деятельности и общении, связанных с характером.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|