Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федор Иванович Тютчев. Афанасий Афанасьевич Фет. Александр Александрович Блок. Владимир Владимирович Маяковский. Сергей Александрович Есенин. Ахматова Анна Андреевна. Борис Леонидович Пастернак. Марина Ивановна Цветаева. Александр Трифонович Твардовский



Федор Иванович Тютчев

1. В течение всей жизни писал по существу об одном — о природе и человеке в соотношении с природой. 2. Природа для Тютчева – это всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос»  3. Лирику Тютчева обычно называют философской: картины природы вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смерти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл. Соловьев). 4. Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насыщена сильным и страстным переживанием. 5. Философская идея Тютчева — всегда художественная, то есть образная. 6. Природа одухотворена, наделена душой и сознанием. Она обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», майские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлениям, возможным только для сложной и развитой психики. 7. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия:«Бесследно все — и так легко не быть!». 8. Лирическое «я» отгорожено от остального мира. 9. В любовной лирике женщина становится полноправным участником любви, это и необычайно развитый психологизм и диалектика чувства героев. 10. Стилевые особенности: множество архаизмов, обыденно-разговорные, «непоэтические» слова, усиление восклицательной или вопросительной формой; эпитеты многообразны и многофункциональны («Лениво дышит полдень мглистый...», «Тени сизые смесились...», «таинственно-волшебные думы»).

Полдень. Весенние воды. Silentium. Осенний вечер. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились...». «Как океан объемлет шар земной...». Цицерон. Предопределение. «О, как убийственно мы любим...» «Она сидела на полу...». «Весь день она лежала в забытьи...»

     

 

Афанасий Афанасьевич Фет

1. Поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:  И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты найдешь. («Добро и зло») 2. Функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки («Вечера и ночи»), и целостная картина мироздания («Тихая звездная ночь»), и крошечная деталь привычного мира («Кот поет, глаза прищуря»). 3. Мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит («плачась, комар пропоет / Свалится плавно листок»). 4. Стихи о любви импрессионистичны; трудно определить адресата. В центре внимания сам лирический герой. 5. Моцартианство – особый, эстетский тип творчества. «Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...»

Серебряный век Характеристика в целом:

 1. Интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа.

2. Интенсивный поиск новых художественных средств выразительности; появление нереалистических методов — модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм).

3. Тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.

4. Обращение ко всей мировой художественной культуре прошлого.

5. Стремление к консолидации и объединению.

6. Космизм, жизнеустройство, жизнетворчество.

7. Стремление выстроить жизнь по законам искусства.

Александр Александрович Блок

1. Лирический герой проходит эволюцию; претворенный в образах отрока, инока, отшельника, рыцаря Прекрасной Дамы, с огромным напряжением ждет великой встречи. 2. Влияние философии Вл. Соловьёва. 3. Лирический герой как истинный романтик устремлен в мистическую даль.Мистицизм. 4. Стиху Блока присуща музыкальность, метафоричность языка.  5. Апокалиптические образы. Символические символы. 6. Кроме социальной темы появляется еще и урбанистическая. 7. Тема Родины проходит через все творчество Блока. Говорит о невозможности жизни без России. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Девушка пела в церковном хоре...». Осенняя воля. Русь. Россия. Незнакомка. «О весна, без конца и без краю...». «О доблестях, о подвигах, о славе...». На поле Куликовом. На железной дороге. Коршун. «О, я хочу безумно жить...». «Грешить бесстыдно, непробудно...». Пушкинскому дому («Имя Пушкинского Дома…»)

 

Владимир Владимирович Маяковский

1. Лирический герой стихов раннего Маяковского — бунтарь-романтик, бросающий вызов целому миру, одержимый духом протеста. Он одинок. Это страдающий и способный к состраданию человек. 2. Лирический герой Маяковского ощущает себя частицей массы одушевленных революцией людей. Для него революция — «благословенная!». 3. Провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»). 4. Словотворчество. 5. Позиция поэта граждански ответственна и нравственно высока, ибо он «народа водитель» и одновременно «народный слуга». Поэт, по представлению Маяковского, такой же труженик, как и рабочий: «поэзия та же добыча радия». Это тяжелая и опасная работа, но она необходима Родине. 6. Основным объектом сатиры в лирике Маяковского становятся мещанство и бюрократизм («О дряни» 1921, «Прозаседавшиеся» 1922). 7. Герои сатирических стихов разоблачаются изнутри, чему помогает «свободный стих», передающий богатство интонаций — от скрытой иронии до прямой издевки. Послушайте! Нате! «Я сразу смазал карту будня...» Лиличка! Ода революции. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Во весь голос

Сергей Александрович Есенин

1. Искренность, исповедальность, автобиографичность. Народно-песенная основа. Его жизнь — поэзия, в которой борются, как и в душе поэта, земное и небесное, вечное и преходящее, старое и новое, город и деревня. В художественном мире Есенина одушевляется природа, оживляется все неживое, а человек наделяется природными характеристиками (растительными и животными). Метафорический язык, символика цвета создают богатство поэтического мира есенинской лирики.  2. В синтаксисе избегал усложненности, тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпадение фразы и строки». 3. Первые стихи – ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные культурные традиции (Сборник стихов «Радуница»).  4. Образ Родины, особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей, а разлука с ней придает стихам особую лиричность и теплоту. Родина – это «край любимый». 5. Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единое целое. Именно так в крестьянском сознании природа, родина неотделимы от жизни человека. 6. Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении. 7. Важным выразительным средством оказывается цвет. Это естественные природные цвета. Голубой и синий — цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет солнца и колосящегося поля пшеницы. 8. Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обретения, любовь и бурные страсти, родная природа и родительский «низкий дом с голубыми ставнями» — все становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией. «Край любимый! Сердцу снятся...», «Гой ты, Русь, моя родная...». «Запели тесаные дроги...». Песнь о собаке. «Я последний поэт деревни...». «Я покинул родимый дом...». «Не жалею, не зову, не плачу...». Русь советская. Русь уходящая. Письмо матери. Письмо к женщине. «Мы теперь уходим понемногу...». Персидские мотивы. «Отговорила роща золотая...». «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Собаке Качалова. «Неуютная жидкая лунность...»

Ахматова Анна Андреевна

1. Ранняя лирика А. Ахматовой почти полностью сосредоточена на любовных переживаниях лирической героини. («Сжала руки над темной вуалью» 1911) 2. На раннем этапе лирический герой способен любить, сохранять гордость и достоинство в самых, казалось бы, безвыходных и унизительных ситуациях. Объект любовного чувства героини – демон, порой «равнодушный, наглый и злой», но обладающий неизъяснимым обаянием:«О как ты красив, проклятый!» 3. Библейские образы. 4. Отождествление себя и народа. В годы Великой Отечественной войны А. Ахматова пишет стихи «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), в которых выражается общее для всего народа чувство. «Я» заменяется на «мы»: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, / Что нас покориться никто не заставит!» (1941). Гражданское, патриотическое чувство согревает все творчество поэтессы. Никакие невзгоды личной судьбы не поколебали его. 5. Неприятие сталинизма. «Я научилась просто, мудро жить...». Сероглазый король. «Сжала руки под темной вуалью...». «Когда в тоске самоубийства...». «Не с теми я, кто бросил землю...». «Небывалая осень построила купол высокий...». Творчество. Клятва. Мужество. Приморский сонет. Родная земля

Борис Леонидович Пастернак

1. Сложные ассоциации, необычные метафоры могут быть восприняты не сразу в силу своей многозначности, опосредованности. 2. Метафора Пастернака построена на соединении несоединимого. 3. Тема природы аккумулирует все основные особенности его художественной манеры. 4. «Цель творчества — самоотдача». 5. Философское начало «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Весна, я с улицы, где тополь удивлен...». Гамлет. Август. Зимняя ночь. Рассвет. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...». Ночь. Единственные дни

Марина Ивановна Цветаева

1. Недосказанность, лаконизм. 2. Экспрессивный синтаксис. Стихи эмоциональны, образность сложна и субъективна. Часто стихотворение строится на оригинальном взаимодействии звука и смысла, значения слова и его структуры, семантики и морфологии. И. Эренбург: «…необычайно острое ощущение притяжений и отталкиваний слов, поспешность ритма, который передает учащенное биение сердца, композицию стихов и поэм, похожую на спираль, — так потрясенный человек, как бы обрывая мысль, снова к ней обращается, не к ней самой, а к смежной». 3. Элитарность, поэтому ее мало понимали. 4. Античные образы. 5. Образы земли, семени. 6. Мотив конфликта с отечеством. «Моим стихам, написанным так рано...». Встреча с Пушкиным. «Уж сколько их упало в бездну...» Стихи к Блоку. «Другие с очами и личиком светлым...» Владимиру Маяковскому. «Русской ржи от меня поклон...» Стихи к Чехии. Стихи о Москве. Психея

Александр Трифонович Твардовский

1. Военная тема. 2. Тема социального строительства. 3. Простые конструкции, лаконизм. 4. Ориентация на народного читателя. 5. Песенное начало. 6. Стихи имели сюжет. Правдоподобие. 7. Лирический герой – человек из народа, рядовой солдат, внешне ни чем не отличающийся. Памяти матери, «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины», поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «За далью — даль», «По праву памяти»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.