Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





створки высыхают и открываются)



 


Тема: «Как путешествуют растения»

 

Цели урока:

- Образовате.льная: познакомить учащихся со способами распространения плодов и
семян.

- Развивающая: развивать умение находить признаки приспособленности в строении

семян и плодов к тому или иному способу распространения; развивать

навыки самостоятельной работы, работы в группе.
- Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группе,

считаться с мнениями товарищей.


Оборудование: интерактивная доска, презентация, маршрутные листы, картинки и

карточки для заполнения таблицы, загадки, раздаточный материал,

гербарии, костюмы для инсценирования сказки.


- Сегодня у нас много интересной работы. Мы снова будем узнавать новое.

 

- Скажите, какая проблема возникла у растений в нашем саду и почему?

- Как растения решили эту проблему?

- Как путешествуют семена одуванчика?

- Какие растения ещё рассказали о своём путешествии?

- А другие растения могут путешествовать?

- Давайте, определим тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?

- Запишите тему урока в маршрутные листы.

Инсценирование сказки:

«В одном саду по соседству росли разные растения. Много лет они жили дружно, пока их не стало так много, что свободного места для молодых растений почти не осталось. Растениям было тесно, им не хватало влаги и питательных веществ, ведь почти все запасы были исчерпаны. Но растения не хотели ссориться и тогда одуванчик сказал:

- Друзья, а что если нам отправиться в путешествие, там мы найдём новые земли, подальше отсюда! И будем расти свободно, не мешая друг другу!

- Но как мы сможем путешествовать?

- Ведь у нас нет ножек!

- Зато у меня есть парашютики, они такие лёгкие, что ветром их унесёт далеко-далеко. И там они прорастут, не мешая никому.

- А мои семена могут прицепиться к шерсти животных и перенестись на много километров отсюда! – воскликнул лопух

- Мои плоды очень сочные, их склюют птицы, а они летают дальше всех, - вспомнила вишня.

И растения начали наперебой рассказывать, как они будут путешествовать по свету. И, действительно, через какое-то время многие растения выросли далеко от тесного сада. И жили долго и счастливо

 

 

Определяют тему урока: «Как путешествуют растения»

 

 

- У большинства растений плоды и семена растений созревают, падают в почву и прорастают рядом с растением. Но есть растения, плоды и семена которых путешествуют и могут оказаться далеко от места, где они созрели. Существует несколько способов распространения плодов и семян растений.

Первый способ распространения семян - саморазбрасывание. У таких растений как недотрога, горох, фасоль, акация створки высыхают, разрываются, скручиваются и семена разбрасываются. Бешеного огурца можно назвать растением – артиллеристом. Если слегка прикоснуться к зрелому плоду, он выстреливает липкой жидкостью с семенами.

 

- Как вы думаете, кто помогает путешествовать одуванчику?

Обобщает ответы детей:

- У некоторых растений плоды и семена очень мелкие и лёгкие, они переносятся с места на место малейшим дуновением ветерка. Некоторые семена и плоды приспособлены к «полёту»; например, особый «летательный снаряд» в виде крыльев, пуха, парашютики.

 

- У вас на партах лежат гербарии семян. Поработайте в паре и сделайте вывод, какие приспособления имеют плоды и семена, которые распространяются ветром?

 

- В маршрутных листах вам предложено второе задание: «Найди соответствие»

Вам нужно определить у предложенных растениях приспособления к путешествию с помощью ветра и соединить растения с соответствующим приспособлением.

 

 

- Работа в парах.

На каждой парте лежит конверт. Детям предлагается, прочитать и решить проблемную задачу:

«Иногда, на отдаленных островах, окруженных океаном, растут одинокие пальмы. Они растут только на берегу, и на этом острове таких растений раньше не было. Как они туда попадают, что им помогает путешествовать?»

- Семена ивы и других растений, растущих у воды легкие, поэтому не тонут в воде.

 

Демонстрация кокоса.

 

- Подумайте, какие приспособления к путешествию по воде у плодов кокосовой пальмы?

 

Решение проблемной задачи.

 

 

Дети отвечают и делают вывод: Плоды растений, растущих у воды, падают в воду и течением переносятся на далёкие расстояния, пока их не прибьёт к берегу.

 

 

Дети отвечают и делают вывод: У кокосовой пальмы плоды волокнистые. В волокнах находится воздух, поэтому не тонут в воде.

 

- Чтобы узнать следующий способ распространения растений, вам нужно угадать загадку:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Снегиряи других птиц привлекают сочные плоды, птицы их клюют и часто роняют на землю. Семена рябины, вишни, брусники имеют твердую оболочку, поэтому они не перевариваются и птицы рассеивают их с пометом по всей округе.

- Какие приспособления для путешествия у таких растений?

- Кто помогает путешествовать таким растениям?

Вот мы и узнали ещё один способ распространения.

В маршрутных листах выполните 3 задание «Собери корзину». Вам нужно выбрать только те растения, которые распространяются с помощью птиц, и соединить с корзиной.

- :

Выбирают только те растения, которые распространяются с помощью птиц, и соединяют с корзиной.

Выставляют балл в маршрутный лист.

 

Проверяют на слайде 2 с помощью маркера (работа с триггерами).

Некоторые животные запасают на зиму орехи, жёлуди, ягоды. Они прячут их в разных местах и не всегда зимой находят свои запасы. Весной из-под слоя опавших листьев появляются молодые побеги. Это беличья кладовая проросла.

Слайд 3: Определи фактор, способствующий распространению данного растения. (Когда созревают семена репейника, они цепляются этими крючками за шерсть животных или одежду человека и разносятся на большие расстояния.)

 

 

Ученик работает на слайде 2 с помощью маркера (работа с триггерами).

6) Человек (3 мин)

- Беседа

- Посмотрите на картинки и скажите, кто ещё помогает растениям путешествовать?

- Человек распространяет растения специально. Например, он высаживает растения на своих дачных участках. И случайно, перемещаясь на машинах, самолётах, кораблях. Например, индейцы назвали подорожник «след белого человека», потому что он вырастал там, где прошли по их землям чужеземцы. Его семена прилипают к одежде и переносятся далеко с помощью человека.

 

- Растениям также помогает путешествовать человек

 

Проверка «Своя игра»

- Ну, а теперь назовите все способы распространения плодов и семян

 

 

- На партах лежат материалы для групповой работы: таблицы и конверты с загадками и картинками растений, клей. Вам нужно поработать в группах: отгадав загадку, выбрать рисунок этого растения, его способ распространения и приспособление к распространению. Всё это внесёте в таблицу с помощью клея. После работы группы должны показать и прокомментировать работу.

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(горох, саморазбрасывание,

створки высыхают и открываются)

 

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.