|
|||
Мастер-класс «Использование методики «Линейный календарь» в детском саду»
Августовская конференция педагогических и руководящих работников Тутаевского муниципального района «Национальный проект «Образование» - стратегии перемен» Мастер-класс «Использование методики «Линейный календарь» в детском саду» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ № 6 «Ягодка» Прошутинская Елена Александровна
2019 год Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах использования Линейного календаря с детьми дошкольного возраста
Слайд 2 Видео Человек не знает сколько времени ему дано Но вправе распоряжаться как его использовать 24 часа ежедневно мы выбираем Наполняем свою жизнь счастливыми моментами Творчеством Путешествиями Не боимся помогать другим И все это окружает нас ежедневно Время
Слайд 3 Время - это одна из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время - это очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление о нём возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребёнком идёт медленно и трудно. Слайд 4 К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени: 1. Текучесть - ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своём последовательном течении, фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить. 2. Необратимость- нельзя вернуть тот момент, который произошёл. Прошлое и будущее нельзя поменять местами. 3. Недоступность- его «не видно», «не слышно». Оно не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений. 4. Со временем - нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить. 5. Условность- обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро, день, вечер, ночь). Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определённое числовое выражение. Отправной точкой, от которой ведётся отчёт времени, является настоящее, которое разделяет время на прошлое и будущее. Слайд 5 Для формирования у детей представлений о времени обычно обращаются к моделям часов и матричного календаря. Однако в детском саду использование данных моделей, особенно матричного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов. Общепринятый матричный календарь слишком сложен для дошкольников, которые не умеют читать и не знакомы с правилами перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается. Матричный календарь – слишком условная, слишком «взрослая» форма отчета времени для маленького ребенка. Он не может формировать представления о течении времени, его направлении из прошлого, через настоящее в будущее. Авторы программы «ПРОдетей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками Линейный календарь, который поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
Слайд 6
Как мы с ребятами делаем календарь?
Слайд 7
Сначала выбираем цвет времени года.
Слайд 8
Делим лист бумаги на клеточки.
Слайд 9
В средних клеточках пишем числа.
Слайд 10
Выбираем обозначения для рабочих и выходных дней
Слайд 11
В верхней части размещаем картинки и указываем день недели
Слайд 12
В нижней части отмечаем праздники, дни рождения, знаменательные события, а над таблицей пишем название месяца Знаменательные события своей и общественной жизни дети используют в качестве маркеров, как для определения длительности времени, так и для его направленности (Это было после моего дня рождения)
Слайд 13
Линейный календарь поможет:
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости. Научить детей правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год. Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года. Сформировать у детей понимание и правильное употребление слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее. Развитию навыков счета, математических и логических представлений. Развитию коммуникативных навыков. Расширению представлений об окружающем мире.
Слайд 14 Практическая работа в группах Создать Линейный календарь и провести беседу с детьми по календарю Нам очень важно знать ваше мнение о мастер-классе. Отметьте важное для вас в карте впечатлений.
|
|||
|