Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Барочная гитара



Барочная гитара

Критический сдвиг в эволюции классической гитары произошел в период барокко с установлением пятихорной гитары в качестве основного типа гитары. Большое количество репертуара для этого инструмента вместе с постепенным отказом от репертуара более ранней четырёххорной модели подтверждают этот факт. Важным аспектом гитарной музыки в эпоху барокко был переход от сложного контрапунктического стиля игры, модного в эпоху Возрождения, к новой музыке, в которой роль инструмента и требования к его игре стали проще. Этот факт, безусловно, облегчил обращение к инструменту, что привело к существенному увеличению числа гитаристов в европейских обществах. "Monody" конца 16-го века из Италии и Испании, а также формы canzonette и villanelle привели к созданию системы записи музыки для гитары под названием alfabeto. Эта система была одним из основных нововведений, которое будет использоваться во всём барокко. Она использовала буквы алфавита и некоторые символы для обозначения различных аккордов. Обычно аккорд включал все пять хоров гитары.

Эволюция инструмента сильно связана с преобладающими стилями и музыкальными практиками Испании, Италии и Франции. Во времена эпохи барокко элементы, принадлежащие музыке именно этих стран, постоянно перемешивались в композициях для гитары с пятью хорами. Странствующая жизнь была обычна для музыкантов, и многие испанские, итальянские и французские композиторы покидали свою родную страну и проводили некоторое время в другой стране. Этот космополитический контекст можно понять, рассматривая испанских композиторов Juan Aranies, Luis de Briçeño и португальца Nicolao Doizi de Velasco. Книга Juan Aranies была опубликована в Риме в 1624 году. Книга Luis de Briçeño была опубликована в Париже в 1626 году. Книга Nicolao Doizi de Velasco. была издана в Неаполе.в 1640 году.

В результате всего этого, в эпоху барокко композиторы в своих произведениях часто объединяли несколько музыкальных стилей и использовали смесь различных музыкальных элементов.

По словам некоторых современных исследователей, испанские композиторы черпали вдохновение из самих инструментов; в случае с гитарой это создавало интересные, необычные краски и гармонии; испанская музыка была, как остаётся и по сей день, экзотически гибридной — бурной, идиоматической, прямой, чувственной и энергичной; итальянский стиль коренился в песне: он был виртуозным, выразительным и настроенным на простые живые ритмы, драму и контраст; французский стиль отражал танец: он был сдержанным, изящным, склонен к сложным ритмам, элегантности, нюансам и отсутствию точной симметрии.  

"Барочная гитара родилась в Испании, выросла в Италии и процветала во Франции".

Родиной барочной гитары действительно была Испания. В этой стране появляются самые ранние публикации музыки для инструмента, а сам инструмент упоминается как "chitarra spagnuola" как в Италии, так и во Франции. Публикация музыки для гитары с пятью хорами в Испании начинается с публикации Juan Carlos Amat "Guitarra Española de cinco órdenes" в 1596 году. Он был врачом по профессии, а его книга практически повествовала о том, как играть на гитаре аккордами "боем" (strumming). Эта книга была популярна среди широкой публики и выдержала несколько публикаций в семнадцатом веке. Возможно многие люди заинтересовались игрой на гитаре, заключив, что если немузыкант смог это сделать, то они, вероятно, смогли бы тоже. Доказательство популярности книги состоит в её различных изданиях до 1800 года.

Нередко люди, связанные с музыкой и её сочинением, были связаны с церковью. Самый выдающийся композитор для гитары 17-го века в Испании был Гаспар Санз (Gaspar Sanz). Он изучал теологию в University of Salamanca до поездки в Италию, где развил своё мастерство. В 1674 году Санз опубликовал "Instrucción de Música sobre la Guitarra Española", книгу, которая считается самым всеобъемлющим гитарным трактатом своего времени. Она содержит музыку, которая подтверждает слияние таких стилей, как испанские Villanos, Españoleta, Canarios, и Jacaras, итальянские Tarantela, Saltaren и Baile de Mantua, а также некоторые стили других стран Европы, включая некоторые французские танцы. Она включает в себя как стиль игры расгеадо, так и пунтеадо, хотя преобладает последнее. Санз включил также описание figured bass (разновидность генерал-баса) для гитары с пятью хорами и интересный раздел о правилах написания фуг.

Современником Санза (и так же священником) был испанский гитарист и композитор Lucas Ruiz de Ribayaz, Во втором десятилетии восемнадцатого века, а точнее в 1714 году, еще один важный композитор, Сантьяго де Мурсия (Santiago de Murcia), , считается одним из лучших сочинителей музыки для пятихорной гитары. На него сильно повлияла французская школа, и он сочинил несколько инструментальных сюит, которые включали прелюдию, аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, часто сопровождаемые дополнительными танцами, такими как бурре, гавот, менуэт, пассакалия и чакона.

 

Среди композиторов итальянской гитары 17-го века — Giovanni Ambrosio Colonna, Fabricio Costanzo, Antonio Carbonchi, Nicolao Doizi de Velasco, Agostino Trombetti, Stefano Pesori, Angelo Michelle Bartolotti, Giovanni Battista Granata, Ludovico Roncali.

 Чрезвычайно влиятельным на рубеже 17-го и 18-го веков был итальянский композитор Arcangelo Corelli (1653 - 1713). Итальянский мастер был не гитаристом, а скрипачом. Тем не менее, его музыка глубоко повлияла на многих композиторов того периода.

Тем временем в Италии появилась система alfabeto. В системе alfabeto использовались буквы, каждая из которых обозначала конкретный аккорд, который нужно было сыграть, когда он появлялся в табулатуре. Alfabeto использовался в сочетании со стилем игры на гитаре, известным как rasgueado, что эквивалентно тому, что мы теперь называем "боем" (strumming). Такой стиль был проще, чем punteado (в Испании) или pizzicato (в Италии), в котором струны защипывались пальцами по отдельности.

Как уже отмечалось ранее, в течение 17-го века пятихорная гитара переживала огромный рост популярности. Этот инструмент было легче освоить, нежели чем лютню. Таким образом, любитель музыки, которому пришлось бы выдержать долгое путешествие в овладении лютней, мог с помощью техники rasgueado научиться сопровождать танцы и песни, популярные в то время, за гораздо более короткий период обучения на инструменте. Кроме того, хорошая лютня стоила намного дороже, чем пятихорная гитара.

Популярность стиля rasgueado в первой половине 17-го века привела к развитию chitarra batente, инструмента, специально предназначенного для громкого исполнения и использования в музыке, которая подчёркивала ритмический аспект. У него было пять хоров из стальных струн, которые давали более громкий звук, чем жильные струны, и могли лучше держать строй на улице. В chitarra batente использовались лады, сделанные либо из металла, либо из кости. Chitarra batente ассоциируется с неаполитанской мандолиной и, возможно, использовалась с плектром. Считается, что она появилась где-то в 1740-х годах. Отсутствие специфического репертуара для этого типа гитары подтверждает идею о том, что она действительно использовалась для сопровождения в популярной и народной музыке.

Барочная гитара была популярна среди итальянской аристократии. Это пристрастие повлияло на искусство гитаристов, в результате чего появились инструменты, сделанные с высоким уровнем мастерства. Это можно наблюдать в экзотике используемых материалов, таких как слоновая кость, эбеновое дерево, жемчуг и даже золото, а также сложность деталей, обнаруженных в орнаментированных розетках. Италия была центром производства гитар в первые десятилетия 17-го века, пока спрос на инструменты, сделанные во Франции, не стал более распространенным в 1640-е годы. Ко второй половине века инструмент производился уже во многих странах Европы.

В 17 веке существовало четыре важнейшие музыкальные формы. Это были фолия, сарабанда, чакона и пассакалия. И Испания, и Италия были "колыбелями" этих четырёх форм, которые возникли примерно в 1600 году в популярной музыке этих стран. Итальянские композиторы особенно интересовались процессом вариации, результатом чего стало широкое использование этого приёма в фолии, пассакалии и чаконе. Приём rasgueado обеспечил идеальное оформление для развития этих форм, каждая из которых представляла собой конкретную последовательность аккордов и изображала повторение остинато одной и той же четырёхтактовой фразы (исключением была фолия). .

В отличие от этого, полное подчинение вариационной форме не было характерно для сарабанды, по крайней мере, в Италии. Культурное пересечение между основными европейскими музыкальными центрами привело к появлению более позднего типа сарабанд, zarabanda francese, во втором десятилетии семнадцатого века. В своей эволюции сарабанда вышла из жёстких гармонических рамок в пользу свободной секционной структуры, которую мы знаем сейчас, и стала типичной во французских сюитах.

Следующим прямым шагом в эволюции инструмента стало появление шестиструнной гитары.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.