|
|||
ГЛАВА 6. 18 страницаЗлоупотребление алкоголем приводит к тому, что в организме накапливается много токсичных органических соединений. Возникает тошнота, потливость, слабость. Подобное состояние называется ацидозом. С похмелья тянет на минеральную воду, особенно щелочную. Это не случайно. Организм стремится избавиться от токсичных органических соединений. Лучше всего от ацидоза помогают: "Боржоми", "Ессентуки-4", "Ессентуки-17", "Арзни". Выпейте в течение дня 0,5 - 1 л минеральной воды в зависимости от самочувствия. Алкоголь также разрушает находящиеся в организме витамины. При похмелье особенно важно восполнение запасов витамина С. Этот витамин очень активно связывает, а затем нейтрализует токсичные агенты. Примите аскорбиновую кислоту - несколько таблеток или драже. Но, наверное, самое лучшее средство от похмелья - баня, сауна. Баня вызывает интенсивнейшее потоотделение. А вместе с потом из организма выходит много токсинов. Не рекомендуется только русская паровая баня, оказывающая слишком большую нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Хоть и с меньшим эффектом, но поможет и обычный душ. Лучше всего теплый, с температурой до 50 градусов. Подобная процедура - хорошее сочетание гидромассажа, улучшающего обменные процессы, и потоотделения. А вот то что от похмелья следует спасаться рюмкой водки - опасное заблуждение. Да, это эффективное средство снять абстинентный синдром, но только для алкоголиков. Им ничто другое уже не помогает.
Краткая схема выхода из похмелья I. Восстановление жидкости. 1) В первые 2 часа выпить до 1,5 л жидкости (в любом виде - кроме синтетических газированных напитков). 2) Далее принять мочегонный отвар или соответствующие препараты. Мочегонным эффектом обладают, например, крепкий чай или кофе. 3) В течении всего дня прием жидкости - выше нормы. II. Восстановление кислотно-щелочного баланса. 1) В первые час-два принять 3-5 г растворенного вводе пищевой соды. 2) Далее принимать щелочные минеральные воды (учитываются в общем объеме всей выпитой жидкости). III. Восстановление электролитного баланса. 1) В первые 2-3 часа принять две-три таблетки аспаркама или панангина, предварительно растворив их в воде. 2) Включить в пищевой рацион продукты, богатые калием, фосфором и магнием: морепродукты, курагу. 3) При отсутствии аспаркама и панангина принять огуречный рассол, квашеную капусту, морскую капусту или раствор поваренной соли (3-4 г на 100 мл воды). IV. Баня или другие гидропроцедуры. V. После вышеописанных мероприятий желательно сделать следующее: 1) Плотно позавтракать (картофель, овощи, кисломолочные продукты). 2) Принять поливитаминные препараты, аскорбиновую кислоту, настойку элеутерококка. В течение дня сахар желательно заменять медом. 3) Принять одну-две таблетки глицина, улучшающего состояние нервной системы. 4) Вздремнуть 1-2 часа. 5) В течение дня избегать утомительных физических упражнений и активных занятий спортом. 8. ГРАФОЛОГИЯ, ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ "Чтобы быть разведчиком нужно обладать такими свойствами личности как широкое видение проблем, выраженная способность к анализу и синтезу, инициативность и творчество, готовность брать на себя ответственность и идти на риск". Этим качествам, считает полковник Черных ("Совершенно секретно", 10/99) соответствуют следующие графологические признаки: Строки письма - ровные, горизонтальные, приподнятые над линией графления. Правые поля заполнены рационально, со знаками переноса. Почерк беглый, с высокой степенью связности и разгона. В буквенных сочетаниях часто используются рациональные соединения. Прописные буквы без элементов вычурности, а в некоторых случаях заменяются увеличенными строчными. Подпись, как правило, начинается с буквы имени и заканчивается коротким горизонтальным штрихом. Теперь подробней. g1.gif - Поднимающаяся вверх подпись характеризует человека как энергичного, темпераментного, оптимистически настроенного. g2.gif - Горизонтальная - уравновешенность, постоянство. g3.gif -Опускающаяся-пессимизм,неуверенность, неудовлетворенность выполняемой работой. g4.gif - Крупная и размашистая подпись - автор эгоцентрист, он плохо мирится с обыденными средними условиями жизни. g5.gif - Начальная буква подписи соответствует начальной буквой фамилии - скромность, простота, соответствие запросов реальными возможностям. g6.gif - Начальная буква подписи обозначает имя писавшего, а после нее выполнена подпись от фамилии - деловитость, ответственность, вдумчивость. g7.gif - Начальная буква замысловатая (возможно соединение различных инициалов, в том числе и любимых лиц) - замкнутость, скрытность. Такие люди избирательны в дружбе, недоверчивы. g8.gif - Чрезмерно украшенная различными завитками и штрихами начальная буква в подписи честолюбие, эгоцентризм, самолюбование в ущерб результатам дела, это и постоянная отвлекаемость, неумение выделить главное в работе. g9.gif - Наличие в подписи многократно повторяющихся однообразных штрихов - повышения энергичность, деятельность автора, способность видеть перспективу в многообразии. g10.gif - Чем больше дополнительных элементов (штрихов, петель, завитков) содержится в подписи напряженного (скорописного письма), тем в большей степени автор обладает воображением, художественным вкусом, находчивостью. g11.gif - Подпись без росчерка - культурный вкус воспитанность. g12.gif - Прямой отрывистый росчерк как бы падающий вниз, - энергичность, решительность смелость, жесткость во взаимоотношениях с подчиненными. g13.gif - Росчерк в виде зигзагов или волнистой линии - энергичность, подвижность, деятельность, веселый нрав. Возможен поверхностный подход к решению отдельных вопросов. g14.gif - Возвращающийся снизу к началу подписи росчерк - эгоизм, недоверие.
* * * Можно определить по почерку и состояние писавшего, оказывалось ли на него в этот момент психологическое давление, где он находился (в темном помещении, движущемся транспорте). Можно по почерку "вычислить" подвыпившего автора. И все же основное назначение судебно-почерковедческой экспертизы - исследование почерка с целью его идентификации. Если автографы слишком похожи, один из них - фальшивый. Как не встречается абсолютно идентичных почерков у разных людей, так не бывает и абсолютно одинаковых автографов у одного и того же человека. Каждый новый, хоть немного, да отличается от прежнего, а поэтому, если автографы вдруг оказались похожими как две капли воды, эксперты не сомневаются: один из них - фальшивка. Подделать почерк или подпись можно двумя способами. Первый - техническая подделка. То есть, когда имея на руках их образец, человек на просвет через стекло переводит каждую букву, затем все это обводит и - в результате очень кропотливого труда - получается текст по почерку совпадающий с почерком оригинала. Но при этом проявляются признаки замедленности письма. Лучший результат получается, когда в ходе предварительной тренировки человеку удается выработать у себя необходимые двигательные навыки, позволяющие имитировать чужой почерк или подпись. Но для этого требуется определенный талант. Как ни странно, эксперты-почерковеды довольно легко выявляют попытки подделать старческую руку: достоверно изобразить все эти неровные закорючки не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Анализируя летучие компоненты чернил можно достаточно точно определить, когда была сделана надпись: с возрастом поверхность записи твердеет и с нее все меньше извлекается летучих компонентов. Но вот после 5 лет установить разницу, допустим, между 5 или 7 годами уже не удается. С точки зрения почерковедения подпись - это удостоверительный знак личности. И хотя требования к своей подписи каждый формирует сам, необходимо учитывать следующее: чтобы подпись не могли в дальнейшем оспорить, она не должна быть слишком простой. То есть, чем больше в ней букв, тем труднее ее подделать. Ведь не зря нотариусы требуют поставить на заверяемых ими документах не только подпись, но и написать фамилию, имя и отчество. Бывает, что у подписантов имеется несколько вариантов подписи: попроще - для бумаг не столь ответственных и посложнее - для важных. Если подпись сильно упрощена, в ней нет (или слишком мало) информации об исполнителе, то даже опытный эксперт не всегда сможет помочь: в каждом десятом случае следует отказ от проведения экспертизы из-за отсутствия 100-процентной гарантии. Стоить обратить внимание и на то, как расписывается ваш партнер, не отличается ли его подпись от обычной. Ведь бывает, что ставя свою подпись, человек уже знает, что в будущем легко откажется от нее. Поэтому требуйте, чтобы долговые расписки писались только вручную. А уж чем они будут написаны - чернилами, гелиевой или шариковой ручкой - для эксперта не столь важно. При возникновении спора по поводу подлинности подписей на договорах, долговых расписках и других документах суд сам назначает почерковедческую экспертизу, хотя любой гражданин может обратиться самостоятельно за помощью в лабораторию судебной экспертизы (Партизанский пр., 28а).
9. ГРУППА КРОВИ И ХАРАКТЕР Группа крови человека не зависит от расы, пола или возраста. Она передается по наследству и до конца жизни неизменна. В какой-то степени она предопределяет наши наклонности, характер и привязанности. Это подтвердили исследования более миллиона жителей японских островов. Японский ученый так охарактеризовал людей с разными группами крови: 1 ГРУППА (0). Обладатели этой группы крови энергичны, общительны, у них крепкое здоровье, сильная воля. Устойчивы к неврозам, быстро восстанавливают силы. Они не лишены эмоциональности, неутомимы в стремлении к успеху и лидерству. В то же время очень ревнивы, суетливы и амбициозны. Все это, однако, не мешает им быть хорошими друзьями. 2 ГРУППА (A). Эти люди старательны и обязательны, добросовестно относятся к делу, работают даже в условиях сильного стресса. Хорошие друзья и, как правило, люди способные. Во всем любят гармонию, спокойствие и порядок. Чувствительны, терпеливы и доброжелательны. Они - максималисты. Их недостатки - упрямство и неспособность расслабиться. 3 ГРУППА (B). Такой группой крови обладают люди деликатные, впечатлительные, спокойные, но предъявляющие очень высокие требования - к самим себе и к окружающим. Как правило, это индивидуалисты - явные, неприкрытые, склонные поступать, как им нравится. Они легко ко всему приспосабливаются, гибки и не страдают отсутствием воображения. Властные и творческие личности. Однако желание быть независимыми иногда может превратиться в их слабость. 4 ГРУППА (AB). Чаще всего эти люди руководствуются в жизни эмоциями и чувствами, которые берут верх над здравым смыслом и расчетом. Спокойны и уравновешенны. Обычно их любят друзья и знакомые. Они умеют развлекать, тактичны и справедливы по отношению к окружающим. Но иногда бывают резки. Кроме того, с трудом принимают решения. Они мыслители. Больше всего конфликтуют сами с собой.
10. ФИЗИОГНОМИКА Давно было замечено, что люди с одинаковыми чертами лица, очень часто имеют и схожие черты характера. Попробуем систематизировать известные данные и получить дополнительную информацию о человеке, взглянув на его/ее лицо и послушав его/ее смех. Форма лица 1. Продолговатое лицо - прямоугольник. Ширина лба примерно такая же, как и ширина подбородка. Это аристократический тип. Свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности. Человек с такой формой лица может быть расчетлив и рассудителен. Иногда такие люди имеют организаторский талант, у них выражена устремленность к цели. 2. Треугольное лицо - высокий и широкий лоб, выдающиеся скулы, небольшой, но костистый нос, глубоко посаженные глаза, малый по размеру и слегка выпяченный вперед подбородок. В зоне между скулами и подбородком мало плоти. Человек с такой формой лица обладает малой чувствительностью. Это и признак высокой одаренности. В тоже время в характере такого человека отмечаются хитрость и неуживчивость. Иногда такие люди склонны к предательству. Говорят, что среди шпионов и изменников больше всего людей с треугольной формой лица. Чувства привязанности и преданности у таких людей отсутствуют. 3. Трапециевидная форма лица - имеет много общего с треугольной. Для этого лица характерен широкий лоб и слегка суженный (но не заостренный подбородок). Человек с такой формой лица интеллигентен, чувствителен, артистичен, при этом ему не свойственен дух борца. Женщины - оптимистки. Они живут счастливо, создавая приятную атмосферу для окружающих. 4. Квадратная форма лица - принадлежит обычно суровому, мужественному, нередко бессердечному человеку. Такие люди несговорчивы, грубы, тугодумы, настойчивы. В общении они прямолинейны и откровенны. Наиболее яркая их черта - решительность. Эти люди обладают неутомимой жаждой успеха. Из них получаются хорошие исполнители, хотя сами они настойчиво тянутся к лидерству. Женщины с такой формой лица отличаются стремлением к доминированию. 5. Круглая форма лица - ассоциируется с добродушием, мягкостью, миролюбием. Нередко такие люди - гурманы. Они любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Вместе с тем таким людям не чуждо и честолюбие. Если у человека с круглой формой лица высокая переносица, выступающие скулы, горящие глаза - он целеустремлен. Из таких людей могут выйти завидные лидеры и полководцы. Черты лица 1. Брови. Идеальными считаются широкие, длинные брови. Пропорциональное развитие бровей (форма, цвет, густота) указывает на сбалансированность эмоций, ума и характера. Жесткие щетинистые брови свидетельствуют о противоположном. Брови отражают взаимоотношение с окружающими. Приятная форма бровей говорит, что их обладатель ладит с окружающими. Когда густые брови внешними концами дыбом поднимаются вверх, говорят, что это признак щедрости души и мужества. Такого человека считают рожденным для успеха. Опускающиеся внешние концы указывают на застенчивость. Когда же структура и цвет таких бровей кажутся безжизненными, считается, что это от истощения внутренней энергии. Если у мужчины ровные и длинные брови, выступающие на фоне приятной кожи, то он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями считается кокеткой, от нее можно ждать любых выходок. Короткие брови всегда обозначают противоположное. Короткие но густые брови говорят о взрывной натуре. Если брови густые и щетинистые, то их обладатель - человек с "дьявольской" натурой. Щетинистые брови всегда указывают на строптивость, упрямство, бескомпромиссность. Густые тяжелые соединяющиеся брови означают неодолимое стремление к доминированию. Женщина с такими бровями обладает сильным характером, ей не подходит роль домашней хозяйки. Высоко расположенные брови говорят о целеустремленности. Брови, сидящие слишком низко - об обратном. Если у женщины брови с уголком по середине - это признак независимости и загадочности. 2. Глаза - окна души. Человек с красивыми притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза излучают свет и тепло, хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку. Большие глаза говорят о чувствительности души, мужестве, иногда о стремлении к лидерству. Маленькие глаза принадлежат угрюмым, замкнутым несговорчивым людям. Нередко такие люди отличаются удивительным постоянством. Большая радужная оболочка - признак мягкости и спокойствия, маленькая говорит о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприятно отражаетсяна взаимоотношениях с окружающими. Цвет радужной оболочки: Черный, коричневый, зеленый - энергичность; голубой чувствительность; светло коричневый - застенчивость; серые - верность. Посадка глаз. Оба глаза на одной горизонтальной линии - благоприятный признак. Глаза скошены книзу: У мужчин - решительность; у женщин - неблагоразумие. Если верхнее веко слегка опущено - это признак зрелости, сильно опущенное верхнее веко у мужчин - истощение энергии. Большое нижнее веко - признак бурной жизни. Слишком провисшее нижнее веко говорит о бесконтрольности влечений. Вздутые оба века - усталость от жизни. Если внешние уголки глаза утопают в сети расходящихся морщинок - это признак проницательности. Типы глаз: 1. Глаза дракона - большие с живым блеском. Такими глазами наделяется человек, пользующийся властью. 2. Удлиненная, миндалиевидная форма глаз, иногда с загнутыми кверху венчиками - глаза феникса. Это утонченная натура. 3. Большие глаза со складками на веках - глаза льва. Ими наделены лидеры. 4. Глаза слона - узкие, вытянутые с двойными, а то и с тройными веками. Характерны для тучных людей. Такие люди спокойны по характеру. 5. Глаза тигра - круглые с желтоватым блеском. Принадлежат храбрым натурам. 6. Глаза овцы - узкие, маленькие, с черно-желтой радужной оболочкой. 7. Крупные глаза с треугольным разрезом и провисшими веками - глаза лошади. 8. Глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой - глаза вепря. 9. Глаза с чрезмерно большой радужной оболочкой - глаза волка. Самая лучшая информация считывается глаз человека, которому за 40. Несколько отличающиеся по форме глаза принадлежат страстному человеку. 3. Нос. Идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Слишком большие ноздри - личностные дефекты. Человек с идеальным носом становится сильной личностью. Длинный нос - признак ярко выраженной индивидуальности. Длинный нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом и подбородком свидетельствует о сильной натуре; короткий нос - об "открытости души" и оптимизме; костистый длинный нос - показатель гордости и высокомерия, неуживчивости; костистый, длинный нос с ярко выраженной горбинкой нередко принадлежит хмурому человеку. Идеальной считается высокая и ровная переносица, такая переносица бывает у здоровых людей. Человек с кончиком носа, напоминающим "подвешенную каплю" обычно жизнерадостен, следовательно, процветает; если же кончик носа напоминает клюв орла, то такой человек проницателен, хитер и, нередко, злопамятен. Полный, большой, луковицевидный кончик носа - признак сердечности и теплоты. Поднятый, с выпяченными ноздрями нос обозначает своеволие, несдержанность, распущенность. Раздвоенный кончик носа - свидетельство робости. Слишком маленькие ноздри - уступчивость; широкие крылья носа - самомнение; красный нос - непорядочность. Темные пятна на носу - признак физического неблагополучия. Нос, резко выделяющийся на лице у женщины - неблагополучная жизнь в молодости. Небольшая горбинка на прямом носу с узкими ноздрями - хищность. Нос с раздувающимися ноздрями - неумение владеть собой. 4. Рот. Для женщины красивый рот - маленький; для мужчины - пропорциональный. Женщина с большим ртом считается мужественной, что не очень нравится мужчинам. Лица с маленьким ртом озабочены борьбой за выживание, они часто наделены слабым характером. Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Человек с большим ртом и спадающими уголками губ обладает сильной волей, на него трудно оказывать влияние. Постоянно передергивающийся рот (рот лошади) является признаком недоверчивости. Небольшой по размеру рот в форме дуги (уголки губ имеют тенденцию устремляться вниз) принадлежит чувствительной натуре. Выпуклые губы - свидетельство успеха. Симметричное, без перекосов открытие рта говорит о сбалансированности эмоций. Если к обеим сторонам рта от глаз спускаются лицевые морщины - это признак нелегкой жизни. Если же морщины идут от крыльев носа к уголкам губ, то это признак коварства. Верхняя губа выпирает над нижней - нерешительность; выпячивается нижняя - эгоистичность. Человек, у которого одна из сторон рта опускается - упрямец. Морщины над губами - старение. Большая присоска на верхней губе - признак не прошедшего детства. Морщины, глубоко врезавшиеся в губы говорят о процветании в молодости и лишениях в зрелые годы. Испорченные зубы и язык - показатели плохого здоровья. 5. Уши. Хорошо оформленное ухо говорит о счастливом детстве. Бесформенность и бледность говорят об обратном. Слишком большие уши - изъяны в личности, слишком маленькие - признак неблагополучия. Положение уха на голове: Выше уровня бровей - высокий интеллект; на уровне от бровей до глаз - интеллект выше среднего; ниже уровня глаз - интеллект ниже среднего. Ухо без хорошо оформленной мочки - несбалансированность личности. Длинная мочка - беспечность. Маловыраженная мочка - щепетильность. Люди с очень большими мочками - мудрецы. Если мочка слегка подается вперед - душевность. Если внутренний ободок уха втянут - сдержанность, если выпячен - несдержанность. Розовый цвет уха - здоровье. Родинки внутри уха - неблагополучие.
Особенности лицевых костей. Челюсти. Подбородок. Высокие и выпуклые надбровные дуги - воля и сила. Низкая расположенность лицевых линий - отсутствие воли и силы. Широкая кость и крупный подбородок - сильный характер; отвисшая нижняя челюсть психологические неурядицы. Слабо очерченный подбородок - признак мягкости. Легкое раздвоение такого подбородка - сила страсти; значительное раздвоение - стремление к уединению; широкие скулы - хитрость; тяжелая челюсть - контролируем ость страстей, нередко, чрезмерное самомнение. Высокий, ровный лоб - признак одаренности; низкий - замкнутости и хмурости, если такой лоб еще и плоский - тугодумство. Высокий и выпуклый лоб - ум и мудрость.
СМЕХ 1. Ва-ха-ха - только для мужчин. 2. И-хи-хи - хихиканье или смешок злобного ликования. 3. У-ху-ху - скрытый смех как мужчин, так и женщин (подавленный смех, смех исподтишка). 4. Э-хе-хе - деланный, искусственный, вызванный замешательством или льстивый. 5. О-хо-хо - смех женщины, который может быть искренним.
11. КАК РАСПОЗНАТЬ ПОДДЕЛКУ
Александр ГУСЕВ,
кандидат юридических наук. Осмотр документов с целью установления признаков изменения их первоначального содержания. К реквизитам, подтверждающим достоверность изложенных в документе фактов (фактических обстоятельств), относятся подписи соответствующих лиц (например, руководителя учреждения, материально ответственного лица, получателя и т.д.) и оттиски печатей (штампов). Подписи, выполненные с предварительной технической подготовкой. С целью достижения максимального сходства подделываемой подписи с оригиналом используются различные технические средства, начиная от простых принадлежностей для копирования до специально изготовленных клише (факсимиле). В криминалистике этот вид подделки получил наименование предварительной технической подготовки подписи. Существуют следующие ее виды: срисовывание с последующей обводкой; воспроизведение подписи через копировальную бумагу; передавливание с помощью твердого заостренного предмета; срисовывание подписи на просвет; перенесение красящего вещества подписи-оригинала на подделываемый документ с помощью веществ, обладающих высокой копировальной способностью; фотомеханический и другие. Срисовывание подписи производят, как правило, мягким графитным карандашом при небольшом нажиме на бумагу, а по достижении максимального сходства с подписью-оригиналом обычно обводят чернилами, пастой для шариковых ручек, чернилами для фломастеров, цветными либо графитными карандашами в зависимости от специфики составляемого документа и привычек лица, подписывающего документ. Этот способ предварительной технической подготовки подписи характеризуется следующими признаками: замедленностью движений при выполнении штрихов (прямолинейные штрихи нередко получаются извилистыми), угловатостью овалов, тупых началах и окончаниях штрихов, нарушениями координации движений (как правило, координация пониженная), различием в частных признаках, особенно в сложных направлениях движений, сдвоенностью штрихов (на отдельных участках штрихи предварительной подготовки и обводки располагаются рядом либо перекрывают друг друга лишь частично). Все эти признаки можно обнаружить при тщательном изучении подписи невооруженным глазом или при небольших увеличениях с помощью лупы или микроскопа при равномерном, рассеянном освещении. Нередко различимые штрихи предварительного срисовывания, не перекрытые штрихами обводки, удаляются подчисткой. При этом образуется "взъерошенность" волокон бумаги, частично нарушается структура красящего вещества штрихов обводки. Перечисленные признаки обнаруживаются при осмотре документа в косопадающем свете с помощью увеличительных приборов при небольших (4-10-кратных) увеличениях. Угол падения лучей света - примерно 10-15 градусов к поверхности документа. Копирование подписи через копировальную бумагу осуществляется обводкой штрихов подписи-оригинала твердым заостренным предметом с незначительным нажимом, чтобы получить на подделываемом документе ее контурное изображение, которое впоследствии обводится чернилами, пастой для шариковых ручек, карандашом. При совпадении транскрипции размера, разгона, легко воспроизводимых частных признаков, подписи, изготовленные таким образом, характеризуются: замедленным темпом движений при исполнении штрихов, сниженной степенью координации, различной степенью связанности, некоторыми частными признаками, особенно касающимися направления движения сложных элементов знаков, большей интенсивностью штрихов подписи по сравнению со штрихами окружающих записей, обусловленных двойным наложением красителя, сдвоенностью штрихов на тех участках, где штрихи предварительной подготовки и обводки располагаются рядом либо только частично перекрывают друг друга, наличием частиц красящего вещества копировальной бумаги возле штрихов подписи (марашки). В тех случаях, когда обводка заранее не планируется, копирование производится с большим нажимом и нередко на мягкой подложке с применением еще неиспользованной копировальной бумаги. При этом подпись бывает обычно хорошо различимой. Одним из признаков подделки подписи является размещение подписи-оригинала при копировании ниже или выше строки, смещение ее в сторону, иногда на расположенный рядом текст, в то время как остальной текст, в том числе и выполненный через копировальную бумагу, нанесен точно в графах либо отклоняется от них в другом направлении. Обнаружить перечисленные признаки можно при осмотре документа невооруженным глазом либо с помощью 4-10-кратной лупы при равномерном рассеянном освещении. Предварительную подготовку срисовыванием графитным карандашом и копированием через копировальную бумагу, экранируемую обводкой, выполненной красящим веществом на базе анилиновых красителей, можно обнаружить изучением документа с помощью электронно-оптического преобразователя и портативных телевизионных установок, перед объективом которых поставлены светофильтры КС-18 или КС-19. Известно, что анилиновые красители прозрачны для инфракрасных лучей, а графит и сажа штрихов предварительной подготовки их поглощают. Копирование подписи-оригинала передавливанием производится также твердым заостренным предметом на мягкой подложке. Образованное следами давления контурное изображение подписи обводится чернилами, пастой для шариковых ручек или карандашом. Рельеф, образовавшийся на оборотной стороне документа, сглаживается. Этот способ копирования подписи характеризуется: замедленностью движений при выполнении штрихов, снижением степени координации движений, различием отдельных частных признаков, особенно относящихся к сложным движениям на участках соединения штрихов и их элементов, следами давления, идущими параллельно штрихам на отдельных участках обводки. Признаки замедленности движений, снижения степени координации и различия частных признаков почерка обнаруживают осмотром документа невооруженным глазом либо с помощью оптических приборов при незначительных увеличениях, а следы давления на лицевой и оборотной сторонах документа - в косопадающем свете. При этом поток лучей света направляют перпендикулярно вертикальной оси вдавленных штрихов подписи. Четко различимыми следы давления становятся на экране видеоконтрольного устройства ПТУ в косопадаюших инфракрасных лучах (перед источником света помещается светофильтр КС-18 или КС-19). Осмотр производят в затемненном помещении. Для всех вариантов срисовывания подписи на просвет характерны такие признаки, как замедленность движений, снижение степени координации и различие частных признаков почерка. Точность копирования затрудняется плотностью бумаги документов, наличием записей на их оборотных сторонах. Прозрачность бумаги может быть усилена ее обработкой чистым бензином или ацетоном, а также увеличением освещенности. На смоченной указанными реагентами бумаге, во избежание расплывов красителя, копирование проводят графитным карандашом. Обводку чернилами и пастой осуществляют после высыхания бумаги. Увлажнение бензином и ацетоном видимых изменений в ней не вызывает. Более существенны признаки, зависящие от плоскости, в которой находится документ при копировании жидкими материалами письма (чернилами). Если, например, подпись перерисовывалась на документ, расположенный в вертикальной плоскости, то нередко в нижней части штрихов возможны так называемые "затеки" (отекание чернил в низ штрихов или же их растекание за границы штриха). Нередко такие штрихи имеют меньшую ширину по сравнению со штрихами, выполненными на горизонтальной и наклонной плоскостях, большим количеством неокрашенных участков. Однако следует учитывать, что аналогичные признаки наблюдаются при письме сломанным или непривычным для пишущего пером.
|
|||
|