Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Римские инженерные сооружения



 

 

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы.

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

       Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками и колоннамив честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Базилика – здание для судебных дел - выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах.

Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

       Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.

 

 

Римские инженерные сооружения

 

К вершине строительной деятельности римлян относятся новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки) – замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций. Инженер Фронтин, заведовавший водоснабжением Рима, утверждал, что «акведуки – главное свидетельство величия Римской империи».Крупнейший город древности (по современным оценкам, в период империи его население составляло от 600 тыс. до 2 млн. чел.), к тому же расположенный на холмах, имел развитую систему водоснабжения. В Риме функционировали 11 водопроводов общей длиной около 430 км.

Создание сооружений в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб через глубокие овраги и ущелья, относится ко второй половине II в. до н. э. (акведук Марция в Риме - 144 г. до н. э.). От холмистых окрестностей в городские резервуары вода поступала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором каналам, которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Акведуки представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной.

Остатки римских водопроводов найти в Италии, Испании, Франции, Турции. Самым высоким и известным из них стал акведук Пон-дю-Гар через глубокую долину реки Гар на юге современной Франции. Высота этого сооружения – 49 метров, длина 275 метров. Это функциональное инженерно - техническое сооружение без каких – либо декоративных элементов, но выполненное со впечатляющим архитектурным изяществом, являлось частью системы водоснабжения города Нима (римского Немауса). Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа.

Крупнейшими сооружениями являются сеть дорог, которой была покрыта вся территория империи. Дороги имели бытовое значение, то есть служили средством для сообщения и объединения людей, живущих в огромной Римской империи. Кроме того, дороги выполняли важную стратегическую роль во время проведения военных кампаний. Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением вулканического песка, — древнейшая, сохранившаяся и используемая до сих пор транспортная артерия не только Рима, но и всего мира. Дорога была вымощена из Рима в Капую в 312 г. до н. э. и названа по имени строителя – цензора Аппия Клавдия Цека. Всего в Риме было 28 мощеных дорог, что значительно облегчало связь между провинциями.

Здания терм (общественных бань) были неотъемлемой частью города. В Риме насчитывалось 12 больших императорских бань и сотни частных. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.

В главном здании терм располагался открытый бассейн с холодной водой, пышно украшенный мозаикой парадный зал, теплая баня и круглая парильня. Удивительная четко продуманная система водоснабжения и отопления в термах. Вода поступала из специального водопровода и отстаивалась в больших цистернах. Горячий воздух от подземных котельных установок быстро распространялся по трубам, вмонтированным в пол и стены банных помещений. Самые знаменитые и колоссальные термы были возведены императором Каракаллой в 3 веке.

 

Задание: составить конспект текста  «Римские инженерные сооружения» в виде таблицы

Вид постройки Функция (для чего предназначался) Особенности конструкции Примеры (конкретные сооружения)
       

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.