Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТА НЕФТЕГАЗОВОГО ФАКУЛЬТЕТА



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТА НЕФТЕГАЗОВОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

А. С. Басов

Научный руководитель Н. А. Вахнин, канд. филос. наук, доцент

Санкт-Петербургский горный университет

г. Санкт-Петербург

Хорошо известно, что одним из основных условий экономического роста страны, повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста её конкурентоспособности в мире. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится один из источников обеспечения устойчивого социально-экономического роста страны. Современное представление о высококвалифицированном специалисте технической отрасли требует от него широкого понимания своего профиля и способность самообразовываться в условиях изменяющегося мира. Выпускник должен быть готов к производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной или эксплуатационной деятельности. Соответственно, перед любым ВУЗом стоит задача в подготовке такого специалиста.

Очевидно, что образование – это стратегическая составляющая социально- экономического прогресса, а потому вложения в сферу ‘’производства человеческого капитала”, который в развитых странах составляет основную часть национального богатства, следует осуществлять по приоритетному принципу. Образование необходимо расценивать, как это и делается в большинстве развитых странах, инвестиционной отраслью общественного производства, вложения в которую считаются самыми перспективными.

Большинство современных университетов создают необходимые условия для обучения студентов, определяя программу подготовки, создавая комфортные условия для проживания и самообразования. Горный университет является одним из таких вузов. Оценивая личный опыт, следует отметить, что подготовка специалиста нефтегазового факультета отличается усиленным изучением физико-химических и математических наук. Первый курс подготовки сосредоточен на прикладных предметах, таких как математика и физика, с вкраплением гуманитарных и социально-философских дисциплин, например, истории, социологии и философии. На втором семестре студентов начинают «вводить» в специальность с помощью дисциплины «Основы нефтегазового дела», в которой изложены общие представления о специальности. На втором курсе появляются такие предметы как теоретическая механика, сопротивление материалов и электротехника, основываясь на знаниях которых студентов готовят к освоению других предметом, например, механики сплошной среды и электроники. Курсы физики и химии сопровождаются лабораторными работами на современном оборудовании, где закрепляются знания студентов на практике. Ведется углубленное профилированное изучение иностранных языков. В среднем количество учебных часов в неделю 7,5-8 часам, что говорит о сбалансированности учебного плана.

Летом студенты проходят практику, на которой осуществляются выезды на учебный полигон, демонстрация оборудования и его эксплуатация, экскурсии на отраслевые предприятия и лекционные занятия.

Тем не менее, можно выделить ряд проблем как субъективного, так и объективного характера, связанные с подготовкой студентов нефтегазового факультета. Проведенный социологический опрос среди однокурсников по проблемам образования и подготовки специалистов, показал, что у ряда студентов отмечается недостаточно высокий уровень заинтересованности к ряду дисциплин даже профильного направления, которые они сочли не очень нужными для будущей профессии.

Наиболее популярный вариант изучения предмета, по мнению некоторых студентов, – выучил и забыл. Им кажется, что иногда изучаемые дисциплины не предлагают видимых практических задач по курсу подготовки, существуя в отрыве от полученных ранее знаний. Порою студент воспринимает новый предмет в рамках необходимости, мнение о которой он составляет самостоятельно, опираясь на свой, исключительно студенческий опыт. Несмотря на то, что студент не видит перспектив в изучении предмета, знания он, конечно, получит, но поверхностные, однако, достаточные для преодоления низкого барьера экзаменов. По-видимому, здесь необходимо усилить практическую направленность ряда предметов и показать их междисциплинарных характер, ибо студент в силу пока еще не достигнутого уровня необходимых знаний не всегда может правильно оценить значимость той или иной дисциплины и понять ее место в системе подготовки будущего специалиста. 

Сложившаяся традиция оценки полученных знаний, начиная с ЕГЭ, сформировали у студента особый стиль подготовки к экзаменам. При тестовой системе проверки студент, порою, отрабатывает определенный тип заданий, часто встречаемый на экзамене, при этом не владея материалом курса в полном объеме, т. е.  просто запоминает алгоритм решения или ответ. На наш взгляд, усиление такой формы контроля знаний, как контрольные срезы по читаемым дисциплинам, даст возможность студенту не только повысить ответственность, но и оценить свои знания, а преподавателю проверить текущую успеваемость группы.  

Несмотря на наличие практических занятий, часов на самостоятельную подготовку по ряду предметов студенты отмечают недостаток практики и «живого» общения с преподавателем.  По крайней мере, речь идет о заинтересованных в получении знаний студентах.  При наличии новых информационных технологий, обилии информации, возможности для студентов доступа к электронным ресурсам университетской библиотеки, такой диалог с преподавателем, несомненно, по оценкам студентов был бы полезен.

Следует также выделить такую проблему ожидания студентов при поступлении в университет и реальности. При поступлении в университет было предположение об ориентированности обучения, его специальности. Каждый из нас сразу видел в себе «профессионала-инженера». В первых рядах виделись предметы, которые связаны непосредственно с будущей профессией, например, бурение, эксплуатация нефтяных и газовых скважин или капитальный ремонт скважин и т. п. Однако эти предметы не встретили нас на первом курсе, что все же было ожидаемо. Понятно, что изучение многих профильных дисциплин требует большой подготовительной работы и знаний, однако, очевидно, что изучение определенного количества профильных дисциплин на первых курсах, дало бы возможность студентам лучше и быстрее узнать свою специальность и убедиться в правильности выбранной профессии.

Показалось странным, например, что физика была во втором семестре первого курса, а не в первом, то есть по прошествии полугода, из-за чего школьные знание пришлось повторять. Конечно, по истечении нескольких лет обучения, становиться ясным, что сложно найти баланс часов, интересов, желаний участвующих в образовательном процессе субъектов. Вероятно, искусство образования и заключается в том, чтобы найти ту «золотую» середину, которая обеспечила бы качественный уровень подготовки специалистов, соответствующий духу и букве эпохи.

 

1. Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса: Сборник научных трудов II Всероссийской научной конференции 27-28 сентября 2018 г. / Санкт-Петербургский горный университет. СПб, 2018. 1325 с.

2. Клячко Т. Российская дилемма: «Деградация образования до уровня экономики или развитие экономики до уровня образования» - 2016. Economy Times. URL: http://economytimes.ru/kurs-rulya/tatyana-klyachko-rossiyskaya-dilemma-degradaciya- obrazovaniya-do-urovnya-ekonomiki-ili-0 4. «Достойная бедность» - 2016. Левада - центр. URL: /http://www.levada.ru/ 2016/07/19/dostojnaya-bednost/

3. Смолин О. Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? //Социологические исследования. 2015, № 6. С. 91 - 101.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.