Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



 

 

 Языкознание

 

Тема 1.Языкознание как наука о языке, его природа и функции

Лекция:

Языкознание (или лингвистика / языковедение / теория языка) – это наука о языке, его природе и функциях, внутренней структуре, закономерностях развития. Языковедческая традиция насчитывает около трех тысяч лет. В V в. до н. э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка – грамматика Па́нини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке. Общее языкознание изучает общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще, а частное – конкретный язык. Решением практических задач, связанных с использованием языка, занимается прикладная лингвистика. Язык обслуживает в той или иной мере практически все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому языкознание связано с самыми разными науками – философией, историей, филологией, социологией, биологией, физикой и т.д.

Вопрос о происхождении языка остается областью общих предположений и гипотез. Он оказывается тесно связанным с проблемой происхождения человека и жизни на Земле. На ранних этапах развития цивилизации возникла логосическая теория происхождения языка, разновидностями которой являются ведическая, библейская, конфуцианская теории. Теория звукоподражания зиждется на представлениях древнегреческой философии стоицизма о том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира. Междометная теория берет свое начало от эпикурейцев и рассматривает возникновение слова как выражение душевных состояний человека. В XVIII в. появилась теория общественного договора, поддержанная французскими просветителями. В конце XIX в. В. Вундт выдвинул жестовую теорию. Примерно тогда же появились теория трудовых выкриков и трудовая теория.

Борьба и развитие идей и мнений о природе, сущности и функциях языка привели к современному взгляду на язык как на сложное сочетание идеального и материального, биологического и психического, общественного и индивидуального, как на явление, обладающее сложной внутренней структурой. Язык и речь образуют единый структурный феномен человеческого языка вообще и каждого языка в отдельности (Ф. де Соссюр). Речевая деятельность представляет собой каждый раз его новое психофизиологическое, материальное воплощение. К внутриструктурным функциям языка относят мыслеформирующую и номинативную. Метаязыковая функция служит для описания самого языка. Среди социальных функций выделяют коммуникативную и аккумулятивную. К частным функциям относят экспрессивную, контактоустанавливающую (фатическую), эстетическую, апеллятивную и др.

 

Тема 2.Фонетика и фонология

Лекция:

Фонетика изучает звуковой строй языка, т.е. инвентарь звуков, их систему, звуковые законы, а также правила сочетания звуков в слове и потоке речи. Фонетика также изучает такие звуковые явления, как слог, ударение и интонация. Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика, которая различает в звуке такие признаки, как высота, сила, длительность и тембр. Восприятие и произнесение звука речи – сложные физиологические процессы, в которых задействованы центральная нервная система, органы слуха (и зрения – для письменной речи) и органы речи. Речевой аппарат включает дыхательные органы (легкие, бронхи, трахея), гортань, надгортанные органы и полости. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами речи являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. Работу органов речи, направленную на производство звуков, называют артикуляцией. Каждый произносимый звук имеет три артикуляционные фазы: приступ (экскурсию), выдержку и отступ (рекурсию). Во всех языках мира существуют два типа звуков речи – гласные и согласные. Акустическая и артикуляционная классификация звуков речи показывает, что каждый звук обладает рядом признаков, которые сохраняются или не сохраняются, когда звук оказывается в соседстве с другими в потоке речи. Фонетические единицы речевого потока – это текст, фразы, такты (синтагмы), слова, слоги и звуки. Звуки речи, употребляясь в составе слова, такта и фразы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. К комбинаторным изменениям звуков в потоке речи относятся ассимиляция, диссимиляция и аккомодация. К позиционным фонетическим процессам относят редукцию безударных гласных, гармонию гласных и оглушение звонких согласных в конце слова. Супрасегментные характеристики (просодия) звукового потока включают ударение (словесное и фразовое) и интонацию. Интонация тесно связана с синтаксисом и семантикой, составляя в каждом языке его особую мелодическую структуру.

Фонология – учение о фонеме. И.А. Бодуэн де Куртенэ противопоставил звук как «преходящее физиологическо-акустическое явление» и фонему как устойчивое представление о звуке, психический эквивалент звука. В труде Н.С. Трубецкого «Основы фонологии» исследованы звуковые системы более чем 100 языков. Фонему обычно определяют как минимальную языковую единицу, представленную всем рядом позиционно чередующихся звуков – аллофонов – и служащую для складывания и различения слов и морфем. Своеобразие фонологической системы каждого языка касается общего количества фонем, их оппозиций, пропорции гласных и согласных фонем и их позиций.

 

Тема 3.Морфемика и словообразование, лексикология и семасиология

Лекция:

Морфемика – это раздел языкознания, изучающий систему морфем и правил их функционирования в составе слова. Морфемой называют единицу языка, занимающую промежуточное положение между фонемой и словом. Варианты морфем называются алломорфами, а их конкретные реализации в высказывании – морфами. Морфемы могут быть свободными или связанными. По происхождению морфемы делятся на исконные и заимствованные. Заимствуются чаще всего корневые морфемы вместе со словами, в меньшей степени – морфемы аффиксальные. По назначению в языке морфемы делятся на два основных типа: корни и аффиксы. Корневая морфема – главная, другие морфемы подчинены ей. По положению относительно корня аффиксы разделяют на префиксы (приставки) и постфиксы (суффиксы и флексии, или окончания). Среди других аффиксов – интерфиксы, инфиксы, конфиксы (циркумфиксы), трансфиксы, аффиксоиды. Нулевой аффикс – это значащее отсутствие аффикса. Различают три основных типа исторических изменений в морфемной структуре слова: опрощение, переразложение и осложнение.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий создание, функционирование и строение производных слов. При этом образование новых слов с помощью формальных средств принято называть деривацией, сами образованные слова – дериватами, а раздел науки о них – дериватологией. Важную роль в понимании словообразовательной структуры слова играет понятие основы слова как части слова без окончания. По своей структуре основы делятся на производные и непроизводные. Вновь образованные в языке слова – это чаще всего слова с производной основой. Словообразовательное значение – это семантическое отношение производного слова к производящему, имеющее формальное выражение внутри слова. Выделяют морфологический, морфолого-синтаксический (конверсию), лексико-семантический, лексико-синтаксический способы словообразования. К морфологическому способу словообразования относят аффиксацию (суффиксальное, префиксальное и префиксально-суффиксальное словообразование), словосложение, аббревиацию. В языках мира соотношение способов словообразования и их продуктивности неодинаково, оно зависит от специфики структуры языка, его истории.

Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией. Специальный раздел лексикологии, в котором изучаются значения слов и причины изменения значений, именуют семасиологией. Центральная единица языка – слово – имеет очень сложную структуру, в которой язык также получает свою структурную цельность и завершенность. Слово имеет внутреннюю (идеальную) и внешнюю (материальную) форму. В нем выделяют план выражения и план содержания. Содержание, свойственное только данному слову в отличие от всех других слов, называют лексическим значением. Это своего рода исторически образовавшаяся связь между звучанием слова и отображением предмета или явления в нашем сознании, обозначенного им. Ядром лексического значения являются денотативный и сигнификативный компоненты. Остальные компоненты – лингвистический, коннотативный, прагматический – располагаются на периферии значения, конкретизируя и уточняя его в определенной речевой ситуации. Лексические значения в зависимости от способа отражения в них предметов и явлений окружающего мира бывают прямыми и переносными. На основе возможности или невозможности отнести слово к определенному предмету выделяют конкретные и абстрактные значения. Кроме того, значения бывают свободными и связанными, эмоционально-оценочными (коннотативными) и нейтральными. Возможность слова иметь несколько значений называется многозначностью, или полисемией. Тремя основными способами смыслового преобразования и развития значений являются метафора, метонимия и синекдоха. Для замены запретных слов (табу) используются другие слова (эвфемизмы). Выделяют три основных типа смысловых связей между словами – отсутствие общих элементов смысла, близость значений, противопоставление значений, дающих возможность распределять лексику того или иного языка на три большие группы: омонимы, синонимы и антонимы. Кроме того, некоторые слова находятся в гипо-гиперонимических отношениях. Спецификой семантики характеризуется еще одна группа слов в языке – термины как слова со строго определенным, чаще всего одним, значением.

В каждом языке есть слова новые и старые, свои и чужие, общенародные и диалектные, нейтральные и стилистически окрашенные и т.д. В лексиконе языка имеется небольшой, но отчетливо выделяющийся круг слов, который называют основным словарным фондом, который объединяет все корневые слова и образует ядро языка. Он включает в себя в качестве составной части наиболее древние по происхождению слова, живущие в языке в продолжение веков и дающие ему базу для образования новых слов. Когда говорят о словарном запасе отдельных людей, то прежде всего имеют в виду их активный словарь. Он включает слова, которые человек знает и применяет в речи. Он гораздо меньше по объему пассивного словаря, который человек очень редко использует в своей речевой практике. Деление лексики на устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы обусловлено исторической подвижностью словарного состава языка, его непрерывным обновлением, в том числе путем заимствования. С одной стороны, происходит постоянное обогащение языка новыми словами и значениями, а с другой – происходит устаревание лексики. В каждом литературном языке словарный состав распределяется стилистически. Выделяют нейтральную лексику, противопоставляют высокие и разговорные (просторечия, жаргонизмы, диалектную лексику) слова в устной речи, разговорную и книжную лексику в письменной речи. Происхождение, историю, закономерности развития и функционирования собственных имен изучает ономастика. Топонимика исследует географические названия – топонимы, их происхождение, функционирование, развитие во времени. Антропонимика изучает собственные имена людей, богов, мифологических персонажей, литературных героев, так называемые антропонимы. Фразеология – это раздел лексикологии, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, характеризующиеся слитностью, нечленимостью значения и цельностью воспроизведения в речи. Среди них выделяются идиомы, своего рода фразеологические сращения, значения которых совершенно не выводятся из значения составляющих его компонентов. Фразеологический состав языка является непосредственным компонентом культуры народа, отражающим особенности его духовного склада. Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Лексикография – наука о словарях и практике их составления.

Тема 4.Грамматика

Лекция:

Грамматика – это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, т.е. законы строения и функционирования слов и предложений. Древнеиндийская языковедческая традиция заложила понимание грамматики как формального строя языка (грамматика Панини), в то время как античная языковедческая мысль сформулировала логические основы грамматики (Аристотель). Различают общую грамматику и частные грамматики отдельных языков. Формальная грамматика описывает грамматический строй языка от формы к значению, функциональная – от значения к выражающим его формам. Историческая грамматика изучает строй языка в его развитии или на отдельных ступенях. Сравнительно-историческая грамматика рассматривает родственные языки в их развитии. Описательная грамматика изучает состояние грамматического строя языка в определенный период. Сопоставительная, или контрастивная, грамматика описывает сходства и различия в строе языков в определенный момент их существования. Грамматика состоит из двух частей – морфологии и синтаксиса. Морфология исследует формы слова и выражаемые ими значения, а синтаксис – формы слова, словосочетания и предложения и их значения.

Триадная структура языка находит свое отражение и в единицах грамматики, где грамматическая категория выступает единицей языка, грамматическое значение – единицей речи, а грамматическая форма – единицей речевой деятельности.

Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству способов выражения грамматических значений. Основными среди них являются аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы, интонация, служебные слова, порядок слов.

В грамматике одно и то же слово приходится рассматривать и как явление морфологическое, и как явление синтаксическое. Морфологические категории не зависят от положения слова в высказывании. Синтаксические категории строго не закреплены за словами и зависят от позиции и функции слова в высказывании. В современном языкознании наиболее принятым является комплексный подход к выделению и описанию частей речи, при котором части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, отличающиеся друг от друга универсальными семантическими признаками, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями. Каждый язык располагает своим набором частей речи. Различия касаются как самого состава, так и объема отдельных частей речи. Слова как части речи, вступая в синтаксические отношения друг с другом, становятся в предложении его членами. Традиционно члены предложения делят на главные – подлежащее и сказуемое и второстепенные – определение, дополнение и обстоятельство. Части речи находятся между собой в парадигматических отношениях, в то время как члены предложения – в синтагматических.

Словосочетанием обычно называют два или несколько знаменательных слов, объединенных подчинительной синтаксической связью. Выделяют три типа подчинительной связи – согласование, управление и примыкание. Существуют разнообразные классификации словосочетаний. По морфологической принадлежности главного компонента словосочетания делят на глагольные, именные и наречные. По количеству компонентов словосочетания бывают двухкомпонентными (простыми) и многокомпонентными (сложными). По степени семантической членимости компонентов различаются синтаксически членимые и нечленимые словосочетания.

Предложение принято рассматривать как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям. Под предложением в самом общем плане понимают любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. В устной речи оно отделяется от себе подобных паузами, а в письменной – пунктуационными знаками. Основными признаками предложения выступают коммуникативность, предикативность, модальность. Существуют разные классификации предложений. По структурному признаку выделяются предложения простые и сложные. Простые предложения подразделяются на односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные. Сложные предложения в зависимости от средств связи между ними подразделяются на союзные, бессоюзные и комбинированные. Среди союзных предложений выделяют сложносочиненные, выражающие различные виды соединительных, сопоставительных, разделительных и др. связей, и сложноподчиненные, выражающие различные подчинительные отношения – субъектные, объектные, атрибутивные, обстоятельственные. По модальности заключенного в них высказывания (или по цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные; все предложения также делят на утвердительные и отрицательные. Актуальным членением предложения обычно называют смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения, установление между частями предложения новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой, а остальная часть – темой высказывания.

Тема 5.Письмо и искусственные языки

Лекция:

Письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Появилось оно на сравнительно поздней ступени развития человечества. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой. Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям. Собственно письмо (т.е. начертательное письмо) – это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения. Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое; идеографическое; слоговое; буквенно-звуковое. Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в чистом виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа письма.

Алфавит – это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. В алфавитных системах письма отдельная буква передает, как правило, один звук. Иногда буквы объединяются по две, три или четыре для обозначения одной фонемы. К родоначальникам всех видов алфавита часто относят финикийский алфавит, который состоял из 22 букв. Исходным для всех западных алфавитов является греческий алфавит, основанный на преобразованном финикийском алфавите. На базе греческого алфавитного письма в IV – III вв. до н.э. сложился собственно латинский алфавит. Славянский алфавит возник в конце IX – начале X в. Графика рассматривает типы букв по их начертанию, по особенностям их формы и типы букв по особенностям их соотношения со звуками. Каждая графическая система буквенно-звукового письма содержит свои особенности представления алфавитов. Так как идеального соотношения букв и фонем ни в одном фонемографическом письме не существует, то каждая система письма нуждается в орфографических правилах. Правила орфографии в каждом языке складывались постепенно и в современном обществе обычно поддерживаются и регулируются государством. Чаще всего называют три основных принципа орфографии – фонетический, морфологический и исторический. Эта классификация охватывает большинство языков мира. К числу специализированных систем письма относятся транскрипция, транслитерация и стенография, обслуживающие профессиональные потребности.

Люди изобретают языки с самыми разными целями: для того чтобы достичь логического идеала, для того чтобы лучше понимать друг друга или просто для того, чтобы доставить себе и другим эстетическое удовольствие. За каждым искусственным языком стоят интересные личности и драматичные истории успехов или неудач. Какие бывают искусственные языки? Чем они похожи на естественные языки, а чем отличаются от них? Каковы их перспективы в современном мире? Эсперанто, сольресоль, ро, трансцендентная алгебра, квенья, блиссимволика, паленео, на’ви, дотракийский — это далеко не полный список искусственных языков, которые следует рассматривать как с лингвистической, так и с исторической точки зрения.

Тема 6.Классификация и закономерности исторического развития языков

Лекция:

На земном шаре насчитывается примерно 5 тыс. языков. Во многих случаях сложно выяснить, где самостоятельный язык, а где диалект. Кроме того, есть так называемые мертвые языки. По количеству носителей языки мира чрезвычайно многообразны – от миллиарда (китайский) до нескольких сотен человек (одноаульные языки Дагестана). Наиболее разработанными и признанными являются две классификации – генеалогическая и типологическая (морфологическая). Признание получили также ареальная и функциональная классификации языков.

Генеалогическая классификация опирается на историческое родство языков и тесно связана с исторической судьбой их народов. Группировка языков мира на основе их родственных связей предполагает общее происхождение из одного языка – праязыка. Вся совокупность родственных между собой языков образует языковую семью. Родственные языки внутри семьи обычно называются ветвями или группами. Индоевропейская семья – самая крупная и распадается на 12 ветвей, часть которых состоит из отдельных языков, а также мертвых языков. В состав индоевропейской семьи входят индоарийская, иранская, германская, славянская, романская, балтийская, кельтская и др. группы языков, а также отдельные языки – греческий, армянский и албанский. Китайско-тибетская семья занимает второе место по числу говорящих на языках этой семьи людей, но количество таких языков – незначительное. Различают также нигеро-кордофанскую, австронезийскую, семито-хамитскую, дравидскую, тюркскую (алтайскую), аустроазиатскую, тайскую, индейскую, нило-сахарскую, финно-угорскую, самодийскую, иберийско-кавказскую семьи.

Наиболее общепризнанной остается типологическая классификация языков, представленная четырьмя морфологическими типами – флективным (индоевропейские языки), агглютинативным (тюркские, финно-угорские и др.), изолирующим (китайский, вьетнамский и др.) и инкорпорирующим, или полисинтетическим (чукотский, индейские и др.). Для флективных языков существенно деление на языки аналитического (английский, болгарский, французский и др.) и синтетического (литовский, польский, русский и др.) строя. Многие языки занимают промежуточное положение в морфологической классификации, совмещая в себе признаки разных типов.

Ареальная классификация заключается в составлении языковой карты мира, ареалов распространения отдельных языков или групп языков. Языковой союз – это особый тип языковой общности, включающий в себя различные языки в границах одного географического пространства. Социально-функциональная классификация языков дает представление о специфике языковых ситуаций, характеризует функции языка в обществе.

В развитии языков прослеживается историческая закономерность: на смену племенным языкам и диалектам приходят языки и диалекты народностей, часто имеющие письменную форму, а затем – национальные языки, обязательно приобретающие литературную форму. В этой закономерности проявляется зависимость судьбы языка от исторических судеб народа, которому язык принадлежит. Различают внешние факторы, влияющие на развитие языка, и внутренние стимулы его эволюции, связанные с особенностями языковой системы.

 

 

4.3. Типовые задания текущего контроля

ТЕСТ

1. Какой раздел языкознания занимается решением практических задач, связанных с использованием языка?

а) общее языкознание

б) прикладная лингвистика

в) трансформационная грамматика

г) частное языкознание

2. Суть какой теории происхождения языка состоит в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека?

а) жестовой

б) логосической

в)междометной

г) теории звукоподражания

3. Язык обладает сложной внутренней структурой и по своей природе и сущности выступает как сложное сочетание идеального и материального, биологического и психического, общественного и индивидуального.

а) правильно

б) неправильно

4. Язык и речевая деятельность образуют единый структурный феномен человеческого языка вообще и каждого конкретного языка в отдельности, тогда как речь представляет собой каждый раз новое психофизиологическое, материальное воплощение этого структурного феномена.

а) неправильно

б) правильно

5. Какие из перечисленных функций языка являются внутриструктурными?

а) апеллятивная

б) коммуникативная

в) мыслеформирующая

г) номинативная

д) экспрессивная

6. К каждой из ветвей (а – д) индоевропейской семьи подберите соответствующий язык (1 – 5)?

а) балтийская б) германская в) индоарийская г) иранская д) романская е) славянская 1) литовский 2) нидерландский 3) панджаби 4) португальский        5) сербский 6) фарси                           
   
   

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

5.1 Основная литература:

1. Введение в языкознание: практикум /сост.: Е.Л. Березович, Н.В. Кабинина, О.В. Мищенко. Москва: Флинта; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 100 с.

2. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание: учеб. пособие. 13-е изд., стер. Москва: Флинта; Наука, 2018. 229 с.

 

5.2 Дополнительная литература:

1. Алпатов В. Языкознание: от Аристотеля до компьютерной лингвистики. Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. 252 с.

2. Болдырев Н.Н., Бабина Л.В. Введение в языкознание: практикум. Тамбов: Издат. дом. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 174 с.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание: учебник. 2-е изд., перераб., доп. и стер. Москва: Альянс, 2016. 286 с.

4. Немченко В.Н. Введение в языкознание: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2013. 679 с.

5. Пиперски А. Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского. Москва: Альпина нон-фикшн, 2017. 223 с.

6. Реформатский А.А. Введение в языковедение: учебник. 5-е изд., испр. Москва: Аспект Пресс, 2005. 536 с.

7. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания: учеб. пособие. 4-е изд. Москва: Едиториал УРСС, 2016. 271 с.

8. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. 2nd edn. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 480 p.

9. Scovel T. Psycholinguistics. Oxford: Oxford University Press, 1998. 135 p.

10. Schendl H. Historical Linguistics. Oxford: Oxford University Press, 2001. 130 p.

11. Spolsky B. Sociolinguistics. Oxford: Oxford University Press, 1998. 128 p.

12. Widdowson H.G. Linguistics. Oxford: Oxford University Press, 1996. 134 p.

13. Yule G. Pragmatics. Oxford: Oxford University Press, 1996. 138 p.

 

5.3 Иные источники:

1. Гируцкий А.А. Введение в языкознание: учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2016. 238 с.

2. Дронов П.С. Общая лексикология. Москва: Языки славянской культуры, 2015. 224 с.

3. Копотев М. Введение в корпусную лингвистику. Прага: Animedia, 2014. 132 с.

4. Национальный корпус современного русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru/

5. Осипова Л.И. Введение в языкознание: учебник. Москва: Академия, 2013. 256 с.

6. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» / сост.: А.В. Блинов, И.И. Богатырева, О.А. Волошина и др. Москва: Академический проект, 2005. 560 с.

7. Языкознание.ру [Электронный ресурс]. URL: http://yazykoznanie.ru/

8. American National Corpus [Электронный ресурс]. URL: http://www.anc.org/

9. British National Corpus [Электронный ресурс]. URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk/

10. Corpus of Contemporary American English [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.byu.edu/coca/

11. Lindquist H. Corpus Linguistics and the Description of English. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009. 219 p.

12. WebCorp Live [Электронный ресурс]. URL: http://www.webcorp.org.uk/live/

 

 

Информационные справочные системы:

1. Электронная библиотека ТГУ. – URL: https://elibrary.tsutmb.ru/

2. Электронный каталог Фундаментальной библиотеки ТГУ. - URL: http://biblio.tsutmb.ru/elektronnyij-katalog/

3. Университетская библиотека онлайн: электронно-библиотечная система. - URL: http://www.biblioclub.ru

4. КнигаФонд : электронно-библиотечная система.- URL: http://knigafund.ru

5. Консультант студента. Гуманитарные науки: электронно-библиотечная система.- URL: http://www.studentlibrary.ru

6. Научная электронная библиотека  eLIBRARY.RU . – URL: http://elibrary.ru

7. Российская государственная библиотека. - URL: www.rsl.ru

8. Российская национальная библиотека. URL: www.nlr.ru

9. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина- URL: http://www.prlib.ru

10. Научная электронная библиотека Российской академии естествознания. - URL: www.monographies.ru

11. Электронная библиотека РФФИ. - URL: www.rfbr.ru/rffi/ru/library

12. Vivaldi: сеть электронных библиотек. - http://www.vivaldi.ru/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.