![]()
|
|||
АРХИТЕКТУРА г.ГРОДНОАРХИТЕКТУРА г.ГРОДНО Гродно ‒ один из старейших городов Беларуси. Его история насчитывает более 800 лет. Уже во времена Древней Руси город стал ее важным бастионом на северо-западном рубеже. С этим связывают и происхождение самого названия города, возникшего от слова «городить» или «огораживать». В древних летописях он упоминается часто под именем Городно или Городень. Скупые строки древних летописей донесли до нас сладость побед и горечь поражений городничан, но всегда Гродно сохранял за собой славу политического, экономического и культурного центра западнорусской земли. В XII и первой половине XIII в. город Гродно был центром удельного княжества. В середине XIII в. он попал под власть литовских князей, но вскоре был отвоеван и вошел в состав Галицко-Волынского княжества. Затем вновь и надолго стал подвластным Великому княжеству Литовскому. В XV в. Гродно превращается в крупнейший торгово-ремесленный центр Белоруссии, а с XVI в. становится резиденцией великих литовских князей, затем польских королей (Витовт, Баторий). Все это благоприятствует как укреплению оборонной мощи старой цитадели, так и широкому размаху городского строительства. Во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в. в связи с усилением крепостничества и развитием фольварочно-барщинной системы в Гродно наблюдается общий хозяйственный упадок. Ему способствовали и частые разорительные войны, которые вела тогда Речь Посполитая. С конца XVIII в., после воссоединения Белоруссии с Россией, Гродно устанавливает тесные экономические и культурные связи с русскими народами. Развитие города изначально шло от замка, расположенного на высоком холме у впадения реки Городничанки в Неман, на восток и север (вдоль рек). Планировка улиц не получила регулярной системы: она была привязана к сложному рельефу города и главным его компонентам ‒ торговой площади и замку. Торговая площадь расположилась в двух кварталах от замка. На нее выходили семь улиц, в том числе все основные, связанные с загородными дорогами и мостом через Неман. Центральное место на площади заняла ратуша, вокруг расположились дома знати, крупных торговцев, здесь же возвышались приходские церкви, костелы, монастыри. В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них собраны памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (Лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений. Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Гродно. Это прежде всего двух- и трехэтажные жилые дома с мансардами (ул. Комсомольская, Олега Кошевого и др.). Первостепенное значение в культурном наследии имеют памятники, расположенные на Замковой горе, объявленные сейчас историко-археологическим заповедником. По ним можно проследить, под воздействием каких влияний начала развиваться белорусская архитектура, как веками формировался ее национальный характер. Гродненский Старый замок ‒ исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков. Замок расположился на крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом. В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен. Въездная башня, квадратного сечения, располагалась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъемным деревянным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII в. и была включена Витовтом в систему новых крепостных укреплений. По своему характеру она близка к оборонно-сторожевым башням типа вежи в Каменце. Башни не сохранились до нашего времени: некоторые из них разобраны при строительстве дворца Стефана Батория в конце XVI в.; от других остались фундаменты и части стен. Представление о замке Витовта и системе его укреплений дает известная гравюра города Гродно 1568 г. К восточной стене замка между двумя башнями ‒ круглой и угловой ‒ примыкал двухэтажный дворец. Его архитектура, как и архитектура всего замка Витовта, имела готические черты. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях ‒ как облицовочный материал. Сохранились знаки ‒ клейма мастеров, резанные острым инструментом на ложковой стороне кирпича до обжига. Рисунки знаков весьма разнообразны и составляют несколько десятков типов. В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории Старый замок подвергался коренному переустройству. Из укреплений Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитектором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали ассиметричную и замкнутую композицию плана. Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича; королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками. Дворец этого времени был выдержан в формах архитектуры ренессанса. Характерные черты его ‒ декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением. Новым был сам подход к решению замка ‒ он задуман как дворцово-замковый комплекс. Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик. Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в. Гродненский дворец Нового замка ‒ бывший королевский дворец ‒ построен в 40‒50-х годах XVIII в. дрезденскими архитекторами Матеушем Даниэлем Пёпельманом, Иохимом Христианом Яухом и Яном Фредериком Кнёбелем. Дворец расположен по соседству со Старым замком, буквой «П», с обширным парадным двором и главным корпусом в глубине. Оба замка ‒ Старый и Новый ‒ связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной красивостью и легкостью стиля рококо. Дворец сгорел во время Великой Отечественной войны. После восстановления и реконструкции в нем разместился Гродненский обком КПБ. Выдающимися памятниками монументальной архитектуры древнего Гродно являются Нижняя и Борисоглебская церкви, расположенные на Замковой горе. Сохранившаяся в развалинах Нижняя церковь (середина XVIII в.), очевидно, была соборным храмом гродненской крепости. По остаткам стен можно заключить, что церковь представляла собой небольшой и цельный объем с одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). В них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику. Особенностью архитектуры Нижней церкви является декоративное убранство ее фасадов. Они украшены вставками из больших естественных камней-валунов. Гранитный валун раскалывался на две части и вкладывался в стену плоской стороной наружу, которая в отдельных случаях полировалась. Цвет камня самый различный ‒ от розового до красного, от серого до черного. Его применение в кладке с использованием различных способов обработки поверхности придавало фасадам живописность. Красочность фасадов церкви еще больше усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью коричневого и зеленого цветов. Таким образом, полихромия, по существу, была главным художественным средством в декоративной обработке как наружных, так и внутренних стен церкви. Борисоглебская, или Коложская, церковь ‒ замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства. Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13x25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни размещены в определенной симметрии, но не строгой, что придает фасадам особую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическим заповедником. Бригитский костел и монастырь ‒ архитектурный памятник барокко. Построен в первой половине XVII в. Интересен организацией генерального плана с вынесением костела на перекресток двух значительных улиц города. Угловые башенки и изящные брамы монастырских стен усиливают художественное восприятие комплекса среди плотно застроенного участка. Костел однонефный. Западный фасад расчленен пучками пилястр коринфского ордера и украшен развитым аттиком, фронтоном, двумя декоративными башенками, волютами и др. Фриз вокруг всего здания украшен полосой декоративной живописи. В архитектурных деталях отмечается значительное отклонение от канонов классических форм, своеобразная трактовка отдельных элементов, лишь отдаленно напоминающих формы западноевропейского барокко. Архитектура монастырских корпусов аскетична. Во дворе монастыря сохранилось интересное деревянное строение типа «лямуса», служившее общежитием для монашенок-бригиток. Это двухэтажный дом, выложенный из массивных брусьев на врубках с арочными галереями на главном фасаде. В архитектуре и конструкциях постройки, относящейся к концу XVII в., нашли свое отражение традиции белорусского народного строительства. Крупнейший архитектурный комплекс города ‒ бернардинский костел и монастырь, заложенный в XVI в. Строительство его продолжалось до XVIII в. Костел ‒ трехнефная, шестистолпная базилика. На его архитектуру наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с отдельными элементами ренессанса (плоскостное решение стены со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон и ниш и др.). Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке ордера, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они удачно собраны в одно целое и представляют единую композицию большой художественной силы. Вплотную к костелу примыкают монастырские корпуса, образуя замкнутый дворик. С западной стороны композиция комплекса обогащена многоярусной колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Бернардинский костел и монастырь играют важную роль в панораме городского центра. Францисканский костел построен в 1635 г. в комплексе с монастырем в архитектурных формах барокко. В XVIII в., после пожара, костел был восстановлен со значительными изменениями фасадов. Храм трехнефный. Слева к нему примыкает колокольня с самостоятельным входом. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна. Тектонически сооружения между собой связаны мало. Главный фасад костела имеет декоративный характер построения. Единый ансамбль монастырских корпусов, костела и башни чрезвычайно живописен. Церковь Рождества Богородицы с монастырским корпусом построена в первой половине XVIII в. итальянским архитектором И. Фонтаной III. Храм отличает необычайное завершение в виде двух башен с куполками и центрального купола, расположенных почти на одной оси. Архитектура памятника в целом барочная, но включает и приемы классицизма. Гродненские монастырские комплексы с костелами и церквями в прошлом выполняли и оборонную функцию. Поэтому не случайно в структуре города они заняли узловые места на основных улицах и главной площади. Значимость памятников XVI‒XVIII вв. определяется не только их высоким художественным уровнем, развитой объемной и силуэтной композицией, но и тем, что они закрепили на столетия главные направления улиц и каркас архитектурно-планировочной основы центрального района. На Городнице, в районе бывшей мануфактуры А. Тизенгауза, сохранился до наших дней ряд построек второй половины XVIII в. Это ‒ жилой дом для мастера (ул. Ожешко), бывшие учебные заведения ‒ так называемая медицинская школа (академия), музыкальная школа, несколько административных зданий (район площади Ленина и ул. Ожешко) и парк (некогда ботанический сад). Другие старинные постройки Городницы, в том числе дворец, были разрушены во время первой и второй мировых войн и в процессе реконструкции города. Сохранившийся одноэтажный жилой дом с мансардой ‒ образец типового малометражного жилья с новой для тех времен конструкцией. Он построен с применением различных строительных материалов. Боковые и задняя стены здания выполнены из брусьев; главная фасадная стена выложена из кирпича и оштукатурена. Таким образом обеспечивалась монументальность жилой застройки вдоль улицы. Разнообразие домам придавали фигурные фронтоны. Строительство домов осуществлял И. Мёзер. Деятельность этого мастера, несомненно, наложила отпечаток на архитектуру построек, но решающую роль оказали традиции местного массового городского строительства. Значительное место в ансамбле Городницы отводилось учебным заведениям. Здесь находились специальные школы ветеринаров, землемеров, строителей, счетоводов, медиков, музыкантов и т. д. В школах работали известные светские ученые, архитекторы и балетмейстеры. Большинство из них были приглашены из различных стран Европы. Так, видный французский ученый ботаник и медик Ж. Жильбер прибыл в Гродно из Лондона в 1774 году. Здесь он заложил ботанический сад ‒ первый в Речи Посполитой (многие растения для него он получил от академика Далласа из Российской Академии наук в Петербурге). Ему же принадлежит идея создания медицинской школы (1775‒1781). Кроме Жильбера в школе преподавали медики Вирион, Менард, химик Мюнц. В конце XVIII в. в Гродно работал математик и астроном Франтишек Нарвойш, который внес ряд предложений по механизации работ на гродненских мануфактурах. Школой землемеров руководил Маркович, школой бухгалтерии и счетоводства ‒ Баранович, школу строителей, возглавлял архитектор Сакко, кадетский корпус ‒ полковник Фрейлих. Особого внимания заслуживает драматическая и балетная школа при гродненском театре (основана в 1765 г.) Ею руководил видный артист и балетмейстер Леду, в школе работали известные танцоры братья Кастан и Петинелли. Гродненский балет быстро приобрел славу и был передан в распоряжение короля Станислава Августа. После смерти А. Тизенгауза (1785) балетная труппа в составе более 60 человек во главе с Леду переехала в Варшаву. Здание медицинской школы построено в 70-х годах XVIII в. Было у школы и второе название ‒ академия, которое встречается во многих литературных источниках. Комплекс расположился вдали от городских улиц, среди развесистых деревьев ботанического сада. Здание школы ‒ сочетание среднего трехэтажного объема и одноэтажных боковых крыльев, в целом образующих симметричную композицию. Сейчас оно значительно изменено, но архивные чертежи и документы начала прошлого столетия дают полное представление о его первоначальной планировке и архитектуре. План школы имел черты типичные для учебного заведения: по сторонам протяженного коридора располагались классы, кабинеты, комнаты преподавателей и подсобные помещения. Две большие шестиугольные аудитории выступают вперед, образуя по фасаду граненые башни. В сложном объемно-пространственном построении здания, живописном силуэте, формах и деталях преобладают черты барокко. Здание музыкальной школы, или музыкального флигеля, построенное в 70‒80-х годах XVIII в., кроме учебных целей было предназначено для концертов с посещением публики. В первом и втором этажах школы размещались небольшие залы и классы для занятий, общежитие для учащихся и жилые комнаты преподавателей были в мансарде. Изогнутая форма плана здания (почему его часто называли «кривая официна») была, по всей вероятности, продиктована соображениями построения архитектурного ансамбля площади на Городнице. Однако ансамбль не был завершен и «кривая официна» оказалась без композиционной поддержки соседними постройками. Архитектура здания отличается сложностью разработки: арки, пилястры, междуэтажные пояса, фигурная крыша с изломом усиливают пластическую выразительность фасада. Весь облик здания, начиная от абриса плана, характерен для архитектуры барокко с его напряженными скульптурными формами. Жилой дом начала XIX в. (ул. Замковая, 16). Расположен вблизи Старого замка, на улице с издавна сложившейся каменной застройкой. Это предопределило и его план. Большая часть дома, образуя парадный внутренний двор, уходит в глубину квартала. На улицу выступает лишь небольшой корпус, прорезанный аркой въезда. В результате многочисленных ремонтов и переделок планировка дома утратила первоначальный характер. Но архитектура фасада сохранилась почти без изменений. Она отличается строгостью и простотой. Середина двухэтажного и компактного с улицы здания отмечена четырьмя пилястрами дорического ордера, над которыми высится фронтон. Все архитектурные элементы рельефны, детали изящно прорисованы. В архитектуре дома заметно прямое влияние русского классицизма конца XVIII ‒ начала XIX в. Однако гродненские мастера придали постройке черты своеобразия: растительные лепные гирлянды над проездом во двор; своеобразная форма наличников окон, как бы вырезанных и накладных (прием, применяемый в на родных постройках и небольших монастырских зданиях). Другим памятником архитектуры классицизма является дом бывшего вице-губернатора Максимовича по ул. Ожешко. Время его строительства ‒ первые годы XIX в. При сложной планировке дома, вызванной неправильной конфигурацией, фасад его очень четкий. Двухэтажная постройка отличается традиционной для того времени симметричностью. В центре располагается своеобразный портик из четырех колонн, поднятых на пьедесталы. Между средними колоннами устроен проезд во внутренний двор. Исторический центр Гродно имеет ряд особенностей. Градостроительная композиция его формировалась с учетом живописного природного ландшафта ‒ холмов, поймы рек и оврагов. Древняя планировочная структура города не испытала влияния регулярных преобразований конца XVIII ‒ первой половины XIX в. Большое значение для формирования облика современного Гродно имеют архитектурные памятники и другие ценные в историко-архитектурном отношении застройки. Поэтому при разработке проекта реконструкции центра Гродно принималось во внимание богатое историко-культурное наследие этого города. Святск. Небольшая деревня близ Гродно, известна дворцовым ансамблем Валовича, построенным в 1779 г. итальянским архитектором Джузеппе Сакко. Памятник относится к эпохе расцвета барокко, но во многом уже подвержен влиянию классицизма. Дворец и хозяйственные постройки расположены на местности, пересеченной прудами и каналами. Парк и водоемы образуют живописный фон. Комплекс состоит из трех корпусов: центрального и двух флигелей, объединенных полуциркульными галереями. Парадная лестница, залы, гостиные сосредоточены в центральном корпусе. Планировка дворца проста: средняя часть отведена под трехмаршевую лестницу и восьмигранный зал, в боковых частях собраны малые залы и кабинеты. Коридор, продольно разрезающий основной корпус дворца, переходит в полуциркульные галереи, ведущие к флигелям. Такая планировка обеспечивает удобную связь отдельных частей всего комплекса. В главном корпусе применен распространенный для дворцовых сооружений того времени прием композиции фасада с тремя ризалитами. Каждый из слегка выступающих боковых ризалитов отмечен спаренными пилястрами, между которыми расположено высокое полуциркульное окно. Венчаются боковые ризалиты изогнутыми фронтонами. Боковым ризалитам в парковом фасаде противопоставлен пятигранный выступ главных залов. Эта выступающая часть дворца, украшенная пилястрами и завершенная фигурной крышей, трактуется как монументальный эркер. Подобный эркер с полукруглыми угловыми частями характерен для барокко. Работы по внутренней отделке дворца в Святске продолжались до конца XVIII в. Панели стен, камины, двери, рамы для зеркал, консоли, вазоны, мебель и т. д. были сделаны по эскизам и под руководством Сакко. В отделке интерьера принимали участие и художники Т. Маньковский и А. Смуглевич. Большая часть отделки дворца концентрировалась на втором этаже и имела черты как барокко, так и классицизма. Стены основного зала украшались колоннами, наличники дверей были покрыты изящным рельефом, а глубокие ниши вместили камины со скульптурами. В оформлении интерьера были применены два типа декорации ‒ лепной и живописный. Последний занимал большое место и был разнообразен как по стилю, так и по тематике. В одних случаях стенная живопись изображала античные статуи, вазоны и ниши, в других ‒ пейзажи.
|
|||
|