Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АРХИТЕКТУРА г.ГРОДНО



АРХИТЕКТУРА г.ГРОДНО

Гродно ‒ один из старейших городов Беларуси. Его история насчитывает более 800 лет. Уже во времена Древней Руси город стал ее важным бастионом на северо-западном рубеже. С этим свя­зывают и происхождение самого назва­ния города, возникшего от слова «городить» или «огораживать». В древних летописях он упоминается часто под именем Городно или Городень.

Скупые строки древних летописей донесли до нас сладость побед и горечь поражений городничан, но всегда Гродно сохранял за собой славу политиче­ского, экономического и культурного центра западнорусской земли.

В XII и первой половине XIII в. город Гродно был центром удельного княжества. В середине XIII в. он попал под власть литовских князей, но вскоре был отвоеван и вошел в состав Галицко-Волынского княжества. Затем вновь и надолго стал подвластным Великому княжеству Литовскому.

В XV в. Гродно превращается в крупнейший торгово-ремесленный центр Белоруссии, а с XVI в. становится резиденцией великих литовских князей, затем польских королей (Витовт, Баторий). Все это благоприятствует как укреплению оборонной мощи старой цитадели, так и широкому размаху го­родского строительства.

Во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в. в связи с усиле­нием крепостничества и развитием фольварочно-барщинной системы в Гродно наблюдается общий хозяйственный упадок. Ему способствовали и частые разорительные войны, которые вела тогда Речь Посполитая. С конца XVIII в., после воссоединения Белоруссии с Россией, Гродно устанавливает тесные экономические и культурные связи с русскими народами.

Развитие города изначально шло от замка, расположенного на высоком холме у впадения реки Городничанки в Неман, на восток и север (вдоль рек). Планировка улиц не получила регулярной системы: она была привязана к сложному рельефу города и главным его компонентам ‒ торговой площади и замку.

Торговая площадь расположилась в двух кварталах от замка. На нее выходили семь улиц, в том числе все основные, связанные с загородными дорогами и мостом через Неман. Центральное место на площади заняла ратуша, вокруг расположились дома знати, крупных торговцев, здесь же возвышались приходские церкви, костелы, монастыри.

В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них собраны памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с косте­лами), классицизма (дом вице-губерна­тора Максимовича), псевдоготики (Лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструкти­визма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений.

Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во мно­гом являются характерными для Гродно. Это прежде всего двух- и трехэтажные жилые дома с мансардами (ул. Комсомольская, Олега Кошевого и др.).

Первостепенное значение в культурном наследии имеют памятники, рас­положенные на Замковой горе, объявленные сейчас историко-археологическим заповедником. По ним можно проследить, под воздействием каких влияний начала развиваться белорусская архитектура, как веками форми­ровался ее национальный характер.

Гродненский Старый за­мок ‒ исторически сложившийся ком­плекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государ­ства. Многократно разрушался, восста­навливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаружива­ются наслоения многих веков.

Замок расположился на крутом хол­ме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности опреде­лила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность кре­постных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завер­шались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контр­форсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен. Въездная башня, квадратного сечения, распола­галась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъемным деревянным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII в. и была включена Витовтом в си­стему новых крепостных укреплений. По своему характеру она близка к обо­ронно-сторожевым башням типа вежи в Каменце. Башни не сохранились до нашего времени: некоторые из них разобраны при строительстве дворца Стефана Батория в конце XVI в.; от других остались фундаменты и части стен.

Представление о замке Витовта и си­стеме его укреплений дает известная гравюра города Гродно 1568 г. К во­сточной стене замка между двумя башнями ‒ круглой и угловой ‒ при­мыкал двухэтажный дворец. Его архи­тектура, как и архитектура всего зам­ка Витовта, имела готические черты. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для вырав­нивания рядов камня, в башнях ‒ как облицовочный материал. Сохранились знаки ‒ клейма мастеров, резанные острым инструментом на ложковой стороне кирпича до обжига. Рисунки знаков весьма разнообразны и состав­ляют несколько десятков типов.

В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории Старый замок подвергался ко­ренному переустройству. Из укрепле­ний Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитек­тором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его при­способленность к обороне: отсутствова­ли парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и не­сколько залов создавали ассиметричную и замкнутую композицию плана.

Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича; королев­ские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены из­разцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками.

Дворец этого времени был выдержан в формах архитектуры ренессанса. Ха­рактерные черты его ‒ декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением. Но­вым был сам подход к решению зам­ка ‒ он задуман как дворцово-замковый комплекс. Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством ли­товского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были уве­личены. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик.

Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет ка­менный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй полови­не XVII в.

Гродненский дворец Нового замка ‒ бывший королевский дворец ‒ построен в 40‒50-х годах XVIII в. дрезденскими архитекторами Матеушем Даниэлем Пёпельманом, Иохимом Христианом Яухом и Яном Фредериком Кнёбелем.

Дворец расположен по соседству со Старым замком, буквой «П», с обшир­ным парадным двором и главным кор­пусом в глубине. Оба замка ‒ Старый и Новый ‒ связаны в один архитек­турный комплекс, доминирующий в за­стройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились ло­патками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной красиво­стью и легкостью стиля рококо.

Дворец сгорел во время Великой Отечественной войны. После восста­новления и реконструкции в нем раз­местился Гродненский обком КПБ.

Выдающимися памятниками мону­ментальной архитектуры древнего Гродно являются Нижняя и Бо­рисоглебская церкви, распо­ложенные на Замковой горе.

Сохранившаяся в развалинах Нижняя церковь (середина XVIII в.), очевидно, была соборным храмом грод­ненской крепости. По остаткам стен можно заключить, что церковь пред­ставляла собой небольшой и цельный объем с одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). В них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегча­ли конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви име­ло хорошую акустику.

Особенностью архитектуры Нижней церкви является декоративное убран­ство ее фасадов. Они украшены встав­ками из больших естественных камней-валунов. Гранитный валун раскалывал­ся на две части и вкладывался в стену плоской стороной наружу, которая в отдельных случаях полировалась. Цвет камня самый различный ‒ от розового до красного, от серого до черного. Его применение в кладке с использованием различных способов обработки поверх­ности придавало фасадам живопис­ность.

Красочность фасадов церкви еще больше усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью ко­ричневого и зеленого цветов. Таким образом, полихромия, по существу, была главным художественным сред­ством в декоративной обработке как наружных, так и внутренних стен церкви.

Борисоглебская, или Коложская, церковь ‒ замечатель­ный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоратив­ное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существова­ние на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного ис­кусства.

Борисоглебская церковь, располо­женная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется простор­ным при незначительных размерах его плана (13x25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возмож­ным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церк­ви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасон­ный кирпич.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вер­тикальными тягами-лопатками ступен­чатого профиля. Поверхность стен де­корирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окрас­ки. Майолика и камни размещены в определенной симметрии, но не стро­гой, что придает фасадам особую жи­вописность: они как бы инкрустирова­ны драгоценными камнями. Борисо­глебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическим заповедником.

Бригитский костел и монастырь ‒ архитектурный памятник барокко. Построен в первой поло­вине XVII в. Интересен организацией генерального плана с вынесением костела на перекресток двух значительных улиц города. Угловые башенки и изящные брамы монастырских стен усили­вают художественное восприятие ком­плекса среди плотно застроенного уча­стка.

Костел однонефный. Западный фасад расчленен пучками пилястр коринф­ского ордера и украшен развитым аттиком, фронтоном, двумя декоративны­ми башенками, волютами и др. Фриз вокруг всего здания украшен полосой декоративной живописи. В архитектур­ных деталях отмечается значительное отклонение от канонов классических форм, своеобразная трактовка отдель­ных элементов, лишь отдаленно напо­минающих формы западноевропейско­го барокко.

Архитектура монастырских корпу­сов аскетична. Во дворе монастыря со­хранилось интересное деревянное строе­ние типа «лямуса», служившее обще­житием для монашенок-бригиток. Это двухэтажный дом, выложенный из мас­сивных брусьев на врубках с арочными галереями на главном фасаде. В архи­тектуре и конструкциях постройки, относящейся к концу XVII в., нашли свое отражение традиции белорусского народного строительства.

Крупнейший архитектурный комп­лекс города ‒ бернардинский костел и монастырь, заложен­ный в XVI в. Строительство его продол­жалось до XVIII в. Костел ‒ трехнефная, шестистолпная базилика. На его архитектуру наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: го­тика, ренессанс и барокко. Сильно вы­ступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с отдельными элементами ренессанса (плоскостное решение стены со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон и ниш и др.).

Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антабле­мента, динамичной группировке орде­ра, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они удачно собраны в одно целое и представляют единую композицию большой художественной силы.

Вплотную к костелу примыкают мо­настырские корпуса, образуя замкну­тый дворик. С западной стороны ком­позиция комплекса обогащена много­ярусной колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Бернардин­ский костел и монастырь играют важ­ную роль в панораме городского центра.

Францисканский костел построен в 1635 г. в комплексе с мона­стырем в архитектурных формах ба­рокко. В XVIII в., после пожара, костел был восстановлен со значительными изменениями фасадов. Храм трехнефный. Слева к нему примыкает коло­кольня с самостоятельным входом. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна. Тектонически сооружения между собой связаны ма­ло. Главный фасад костела имеет де­коративный характер построения. Еди­ный ансамбль монастырских корпусов, костела и башни чрезвычайно живо­писен.

Церковь Рождества Бого­родицы с монастырским корпусом построена в первой половине XVIII в. итальянским архитектором И. Фонтаной III. Храм отличает необычайное завершение в виде двух башен с купол­ками и центрального купола, располо­женных почти на одной оси. Архитек­тура памятника в целом барочная, но включает и приемы классицизма.

Гродненские монастырские комплек­сы с костелами и церквями в прошлом выполняли и оборонную функцию. По­этому не случайно в структуре города они заняли узловые места на основных улицах и главной площади. Значимость памятников XVI‒XVIII вв. определя­ется не только их высоким художе­ственным уровнем, развитой объемной и силуэтной композицией, но и тем, что они закрепили на столетия главные на­правления улиц и каркас архитектур­но-планировочной основы центрального района.

На Городнице, в районе бывшей ма­нуфактуры А. Тизенгауза, сохранился до наших дней ряд построек второй половины XVIII в. Это ‒ жилой дом для мастера (ул. Ожешко), бывшие учебные заведения ‒ так называемая медицинская школа (академия), музы­кальная школа, несколько администра­тивных зданий (район площади Лени­на и ул. Ожешко) и парк (некогда бо­танический сад). Другие старинные постройки Городницы, в том числе дво­рец, были разрушены во время первой и второй мировых войн и в процессе реконструкции города.

Сохранившийся одноэтажный жилой дом с мансардой ‒ образец типового малометражного жилья с новой для тех времен конструкцией. Он построен с применением различных строитель­ных материалов. Боковые и задняя стены здания выполнены из брусьев; главная фасадная стена выложена из кирпича и оштукатурена. Таким обра­зом обеспечивалась монументальность жилой застройки вдоль улицы. Разно­образие домам придавали фигурные фронтоны.

Строительство домов осуществлял И. Мёзер. Деятельность этого мастера, несомненно, наложила отпечаток на архитектуру построек, но решающую роль оказали традиции местного мас­сового городского строительства.

Значительное место в ансамбле Го­родницы отводилось учебным заведе­ниям. Здесь находились специальные школы ветеринаров, землемеров, строи­телей, счетоводов, медиков, музыкан­тов и т. д.

В школах работали известные свет­ские ученые, архитекторы и балетмей­стеры. Большинство из них были при­глашены из различных стран Европы. Так, видный французский ученый бо­таник и медик Ж. Жильбер прибыл в Гродно из Лондона в 1774 году. Здесь он заложил ботанический сад ‒ пер­вый в Речи Посполитой (многие расте­ния для него он получил от академика Далласа из Российской Академии наук в Петербурге). Ему же принадлежит идея создания медицинской школы (1775‒1781). Кроме Жильбера в шко­ле преподавали медики Вирион, Менард, химик Мюнц.

В конце XVIII в. в Гродно работал математик и астроном Франтишек Нарвойш, который внес ряд предложений по механизации работ на гродненских мануфактурах.

Школой землемеров руководил Мар­кович, школой бухгалтерии и счетовод­ства ‒ Баранович, школу строителей, возглавлял архитектор Сакко, кадет­ский корпус ‒ полковник Фрейлих.

Особого внимания заслуживает дра­матическая и балетная школа при гродненском театре (основана в 1765 г.) Ею руководил видный артист и балетмейстер Леду, в школе работали известные танцоры братья Кастан и Петинелли. Гродненский балет быстро приобрел славу и был передан в распо­ряжение короля Станислава Августа. После смерти А. Тизенгауза (1785) ба­летная труппа в составе более 60 чело­век во главе с Леду переехала в Вар­шаву.

Здание медицинской школы построено в 70-х годах XVIII в. Было у школы и второе название ‒ академия, которое встречается во мно­гих литературных источниках. Комп­лекс расположился вдали от городских улиц, среди развесистых деревьев бота­нического сада. Здание школы ‒ соче­тание среднего трехэтажного объема и одноэтажных боковых крыльев, в це­лом образующих симметричную компо­зицию. Сейчас оно значительно изме­нено, но архивные чертежи и докумен­ты начала прошлого столетия дают полное представление о его первона­чальной планировке и архитектуре. План школы имел черты типичные для учебного заведения: по сторонам протяженного коридора располагались классы, кабинеты, комнаты преподава­телей и подсобные помещения. Две большие шестиугольные аудитории вы­ступают вперед, образуя по фасаду гра­неные башни. В сложном объемно-про­странственном построении здания, жи­вописном силуэте, формах и деталях преобладают черты барокко.

Здание музыкальной школы, или музыкального флигеля, по­строенное в 70‒80-х годах XVIII в., кроме учебных целей было предназна­чено для концертов с посещением пуб­лики. В первом и втором этажах школы размещались небольшие залы и клас­сы для занятий, общежитие для уча­щихся и жилые комнаты преподавате­лей были в мансарде. Изогнутая форма плана здания (по­чему его часто называли «кривая официна») была, по всей вероятности, про­диктована соображениями построения архитектурного ансамбля площади на Городнице. Однако ансамбль не был завершен и «кривая официна» оказа­лась без композиционной поддержки соседними постройками.

Архитектура здания отличается сложностью разработки: арки, пиля­стры, междуэтажные пояса, фигурная крыша с изломом усиливают пласти­ческую выразительность фасада. Весь облик здания, начиная от абриса пла­на, характерен для архитектуры ба­рокко с его напряженными скульп­турными формами.

Жилой дом начала XIX в. (ул. Замковая, 16). Расположен вблизи Старого замка, на улице с издавна сложившейся каменной застройкой. Это предопределило и его план. Боль­шая часть дома, образуя парадный внутренний двор, уходит в глубину квартала. На улицу выступает лишь небольшой корпус, прорезанный аркой въезда.

В результате многочисленных ремон­тов и переделок планировка дома утра­тила первоначальный характер. Но ар­хитектура фасада сохранилась почти без изменений. Она отличается стро­гостью и простотой. Середина двух­этажного и компактного с улицы зда­ния отмечена четырьмя пилястрами дорического ордера, над которыми вы­сится фронтон. Все архитектурные элементы рельефны, детали изящно прорисованы. В архитектуре дома за­метно прямое влияние русского клас­сицизма конца XVIII ‒ начала XIX в. Однако гродненские мастера придали постройке черты своеобразия: расти­тельные лепные гирлянды над проез­дом во двор; своеобразная форма на­личников окон, как бы вырезанных и накладных (прием, применяемый в на родных постройках и небольших мона­стырских зданиях).

Другим памятником архитектуры классицизма является дом бывше­го вице-губернатора Макси­мовича по ул. Ожешко. Время его строительства ‒ первые годы XIX в. При сложной планировке дома, вы­званной неправильной конфигурацией, фасад его очень четкий. Двухэтажная постройка отличается традиционной для того времени симметричностью. В центре располагается своеобразный портик из четырех колонн, поднятых на пьедесталы. Между средними ко­лоннами устроен проезд во внутренний двор.

Исторический центр Гродно имеет ряд особенностей. Градостроительная композиция его формировалась с уче­том живописного природного ландшаф­та ‒ холмов, поймы рек и оврагов. Древняя планировочная структура го­рода не испытала влияния регулярных преобразований конца XVIII ‒ первой половины XIX в. Большое значение для формирования облика современного Гродно имеют архитектурные памят­ники и другие ценные в историко-архитектурном отношении застройки. По­этому при разработке проекта рекон­струкции центра Гродно принималось во внимание богатое историко-культурное наследие этого города.

Святск. Небольшая деревня близ Гродно, известна дворцовым ан­самблем Валовича, построен­ным в 1779 г. итальянским архитекто­ром Джузеппе Сакко. Памятник отно­сится к эпохе расцвета барокко, но во многом уже подвержен влиянию клас­сицизма. Дворец и хозяйственные постройки расположены на местности, пересечен­ной прудами и каналами. Парк и во­доемы образуют живописный фон. Комплекс состоит из трех корпусов: центрального и двух флигелей, объеди­ненных полуциркульными галереями.

Парадная лестница, залы, гостиные сосредоточены в центральном корпусе. Планировка дворца проста: средняя часть отведена под трехмаршевую лест­ницу и восьмигранный зал, в боковых частях собраны малые залы и кабине­ты. Коридор, продольно разрезающий основной корпус дворца, переходит в полуциркульные галереи, ведущие к флигелям. Такая планировка обеспечи­вает удобную связь отдельных частей всего комплекса. В главном корпусе применен распространенный для двор­цовых сооружений того времени прием композиции фасада с тремя ризалита­ми. Каждый из слегка выступающих боковых ризалитов отмечен спаренны­ми пилястрами, между которыми рас­положено высокое полуциркульное окно. Венчаются боковые ризалиты изогнутыми фронтонами.

Боковым ризалитам в парковом фа­саде противопоставлен пятигранный выступ главных залов. Эта выступаю­щая часть дворца, украшенная пиля­страми и завершенная фигурной кры­шей, трактуется как монументальный эркер. Подобный эркер с полукруглы­ми угловыми частями характерен для барокко.

Работы по внутренней отделке двор­ца в Святске продолжались до конца XVIII в. Панели стен, камины, двери, рамы для зеркал, консоли, вазоны, ме­бель и т. д. были сделаны по эскизам и под руководством Сакко. В отделке интерьера принимали участие и худож­ники Т. Маньковский и А. Смуглевич. Большая часть отделки дворца кон­центрировалась на втором этаже и имела черты как барокко, так и клас­сицизма. Стены основного зала укра­шались колоннами, наличники дверей были покрыты изящным рельефом, а глубокие ниши вместили камины со скульптурами. В оформлении интерье­ра были применены два типа декора­ции ‒ лепной и живописный. Послед­ний занимал большое место и был разнообразен как по стилю, так и по тематике. В одних случаях стенная жи­вопись изображала античные статуи, вазоны и ниши, в других ‒ пейзажи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.