|
|||
Раздел 7. Переработка растительных форм в керамическое изделие
31.03.20_3ДПИ_Основы производственного мастерства_Галак Н.В.
Раздел 7. Переработка растительных форм в керамическое изделие
Тема: Декоративная ваза, разработанная на основе растительной формы(продолжение работы) Задание: Декорировать вазу, используя рельеф, контррельеф или роспись (надглазурная, подглазурная) в соответствии проектного решения. Обогащение керамической поверхности выполняется согласно технологических возможностей определенного материала.Материал: глина, шамот, фаянс, фарфор, глазури, эмали, соли, керамические краски
Методические рекомендации: Существует множество способов декорирования изделий непосредственно после формования, по влиянию на поверхность изделия подразделяются на текстурное (рельефное) и фактурное (гладкое декорирование). Текстурное декорирование. К этому виду декорирования относятся выпуклые и углубленные украшения поверхности изделий. Выпуклые украшенияповерхности изделий в виде рельефа и приставных деталей характерны для майолики, терракоты, гончарных изделий, фаянса и в меньшей степени для фарфора. Украшения можно вылеплять из пластичной массы и приклеить к поверхности изделия с помощью шликера. Больше всего удобно для декорирования кожетвердого состояния черепка, потому что размеры и конфигурация изделия при последующей сушке значительно не изменяются и его механическая прочность достаточна, для работы с изделием без его повреждений. Перед приклейкой украшения, на поверхности изделия, в месте приклеивания делают насечки, которые смазывают с помощью беличьей кисти густым шликером или, если поверхность изделия, которую декорируют, выполнена из цветной массы, смачивают водой, потом приставляют деталь, прижимая ее к изделию, после чего места присоединения заглаживают кистью. Таким способом можно приклеивать выпуклые украшения в виде рельефа, оформленные отдельно в гипсовых формах и подготовленные для приклеивания (деталь подвяливают, оправляют – подрезают резачками и заглаживают мокрой губкой, поверхность выравнивают). Чтобы защитить изделие и детали украшения от пересыхания, их накрывают влажной тряпкой или закрывают пленкой, пытаясь не касаться их поверхности. Иногда декорирование рельефом осуществляется штампиками с посредством отпечатков. Штампики изготовляют из обожженной глины, дерева или гипса. Чтобы масса не прилипала к металлическому штампику, его поверхность смачивают водой или смазывают маслом. Рельеф получают, надавливая штампиком на приклеенный к поверхности изделия кусочек массы. Если необходимо, отпечаток рисунка подчищают стекой. На фарфоровых изделиях рельеф получают в результате оформления его в гипсовых формах, на внутренней стороне которых имеется контррельефное изображение. Рельефные украшения могут быть выполнены из цветных масс, для окрашивания которых применяют керамические пигменты. Цветными рельефами декорируют гончарные и майоликовые изделия, после чего их покрывают цветной или бесцветной глазурью, с помощью которых создают игру бликов и теней. При создании живописного рельефа в углубление формы, с помощью шпателя или кисти, вводят соответствующую цветную массу, после чего форму заполняют основной массой, которая создает фон изделия. Таким способом при разъеме гипсовой формы обнажается изделие из однотонной массы с нанесенным на него рельефным цветным рисунком. Терракотовые изделия, украшенные рельефами, обычно не глазуруют. Натирая поверхность изделия, можно получить своеобразный эффект от соединения глянцевого фона и матового рельефа. Существуют способы цветного рельефного декорирования с посредством ангобов. Рельефный контур наносят рожком, пипеткой или резиновой грушей, несколькими слоями до достижения необходимой высоты. Потом поправляют стекой и резачком, предварительно дав рельефу затвердеть, но не высохнуть. Нанесение рельефов тампоном напоминают фактуру шерсти или травки. Ангоб помещают в сетчатую ткань, металлическую сетку, сито и т.д., а затем выдавливают на поверхность, придавая ей соответствующую фактуру.
Рекомендуемая литература:
|
|||
|