Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 7. Переработка растительных форм в керамическое изделие



 

31.03.20_3ДПИ_Основы производственного мастерства_Галак Н.В.

 

Раздел 7. Переработка растительных форм в керамическое изделие

 

Тема: Декоративная ваза, разработанная на основе растительной формы(продолжение работы)

Задание: Декорировать вазу, используя рельеф, контррельеф или роспись (надглазурная, подглазурная) в соответствии проектного решения.

Обогащение керамической поверхности выполняется согласно технологических возможностей определенного материала.

Материал: глина, шамот, фаянс, фарфор, глазури, эмали, соли, керамические краски

 

Методические рекомендации:

Существует множество способов декорирования изделий непосредственно после формования, по влиянию на поверхность изделия подразделяются на текстурное (рельефное) и фактурное (гладкое декорирование).

Текстурное декорирование. К этому виду декорирования относятся выпуклые и углубленные украшения поверхности изделий. 

Выпуклые украшенияповерхности изделий в виде рельефа и приставных деталей характерны для майолики, терракоты, гончарных изделий, фаянса и в меньшей степени для фарфора.

Украшения можно вылеплять из пластичной массы и приклеить к поверхности изделия с помощью шликера.

Больше всего удобно для декорирования кожетвердого состояния черепка, потому что размеры и конфигурация изделия при последующей сушке значительно не изменяются и его механическая прочность достаточна, для работы с изделием без его повреждений.

Перед приклейкой украшения, на поверхности изделия, в месте приклеивания делают насечки, которые смазывают с помощью беличьей кисти густым шликером или, если поверхность изделия, которую декорируют, выполнена из цветной массы, смачивают водой, потом приставляют деталь, прижимая ее к изделию, после чего места присоединения заглаживают кистью.

Таким способом можно приклеивать выпуклые украшения в виде рельефа, оформленные отдельно в гипсовых формах и подготовленные для приклеивания (деталь подвяливают, оправляют – подрезают резачками и заглаживают мокрой губкой, поверхность выравнивают).

Чтобы защитить изделие и детали украшения от пересыхания, их накрывают влажной тряпкой или закрывают пленкой, пытаясь не касаться их поверхности.

Иногда декорирование рельефом осуществляется штампиками с посредством отпечатков. Штампики изготовляют из обожженной глины, дерева или гипса. Чтобы масса не прилипала к металлическому штампику, его поверхность смачивают водой или смазывают маслом. Рельеф получают, надавливая штампиком на приклеенный к поверхности изделия кусочек массы. Если необходимо, отпечаток рисунка подчищают стекой.

На фарфоровых изделиях рельеф получают в результате оформления его в гипсовых формах, на внутренней стороне которых имеется контррельефное изображение.

Рельефные украшения могут быть выполнены из цветных масс, для окрашивания которых применяют керамические пигменты. Цветными рельефами декорируют гончарные и майоликовые изделия, после чего их покрывают цветной или бесцветной глазурью, с помощью которых создают игру бликов и теней. При создании живописного рельефа в углубление формы, с помощью шпателя или кисти, вводят соответствующую цветную массу, после чего форму заполняют основной массой, которая создает фон изделия. Таким способом при разъеме гипсовой формы обнажается изделие из однотонной массы с нанесенным на него рельефным цветным рисунком.

Терракотовые изделия, украшенные рельефами, обычно не глазуруют. Натирая поверхность изделия, можно получить своеобразный эффект от соединения глянцевого фона и матового рельефа.

Существуют способы цветного рельефного декорирования с посредством ангобов. Рельефный контур наносят рожком, пипеткой или резиновой грушей, несколькими слоями до достижения необходимой высоты. Потом поправляют стекой и резачком, предварительно дав рельефу затвердеть, но не высохнуть.

Нанесение рельефов тампоном напоминают фактуру шерсти или травки. Ангоб помещают в  сетчатую ткань, металлическую сетку, сито и т.д., а затем выдавливают на поверхность, придавая ей соответствующую фактуру.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Акунова, Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий / Л.Ф. Акунова, С.С. Приблуда. – М., Высшая школа, 1979.
  2. Балкевич, В.А. Технология керамики / В.А. Балкевич. – М.: Стройиздат, 1984
  3. Долорос Рос. Керамика (техника, приемы, изделия) / Долорос Рос. – М.: АСТ - Пресс книга, 2003.
  4. Магомед Буганбаев. Гончарное ремесло. Керамика / Магомед Буганбаев. – Ростов н/Дон, Феникс, 2000.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.