|
||||||||||||||||||
Тема: Песенно-танцевальные формы двух- и трёхчастные. Контрастная середина и середина развивающего типа. Трёх-пятичастная форма.Тема: Песенно-танцевальные формы двух- и трёхчастные. Контрастная середина и середина развивающего типа. Трёх-пятичастная форма. Всем знакома песенка «Антошка». Как вы считаете, сколько частей имеет каждый куплет? Конечно, две: I часть – обращение друзей; во II части – ответ Антошки. Друзья его просят то об одном, то о другом, а он знай себе отвечает: «не проходили, не задавали». Тема друзей звучит настойчиво, твёрдо, а ленивый Антошка как будто посмеивается. Таких примеров существует много. Все песни состоят из нескольких одинаковых куплетов, а куплет – из запева и припева. А теперь обратимся к пьесам. Например, пьеса Р. Шумана «Первая утрата». Слышали ли повторение? Повторение было, II часть подхватывает мотивы I части, разрывая их. Такая форма носит название – двухчастная форма. Слушаем: П.И. Чайковский. «Шарманщик поёт» из «Детского альбома». ! I и II части построены на разных темах, дополняющих одна другую. * А теперь откроем «Старинную французскую песенку»из «Детского альбома». И услышим, что вслед за звучанием II части опять возвращается начальная тема, только не вся, а одно предложение. Такую тему назвали Двухчастная репризнаяформа.
Реприза – в переводе с французского означает «повторение».
Слушаем: П.И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков». Это новая форма, которая называется трёхчастной и записывается она следующим образом: АВА. В такой форме написаны многие из пьес «Детского альбома» П. Чайковского, а также многие пьесы из детских альбомов других композиторов. ? Как вы считаете, для чего необходимо возвращаться к I части? Вероятно, чтобы напомнить то, что было в начале или утвердить главную мысль, или просто уйти и снова вернуться: это создаёт ощущение устойчивости, завершённости. * Иногда реприза была сильно изменена (или варьирована), что говорит о ярком, динамичном развитии образа. Если реприза не изменена, то для слушателя она звучит всё-таки иначе, чем в начале, – слышен отклик музыкальных событий средней части. Слушаем: П.И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик». Иногда случается, что повторение тем может происходить не один, а несколько раз: АВАВА. Такая форма называется трёх-пятичастной. Слушаем: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». * Эпизод шествия несколько раз чередуется с темой колокольчиков; контраст тем создаёт сказочную и несколько жуткую картину. ? Вспомним «Баркаролу» П. Чайковского. Вней три части и яркая кульминация в конце II части. Но если вы попробуете поставить буквы, то увидите, что I часть сама состоит их трёх разделов, трёх периодов. Обозначим три раздела I части маленькими буквами – ава, а всю I часть – большой А. В целом получится:
Такая форма называется сложная трёхчастная. Слушаем: П.И. Чайковский. Баркарола.
Домашнее задание. Ответить на вопросы: 1. Какие произведения и каких авторов вы прослушали? Запоминать для будущей музыкальной викторины. 2. Что такое двухчастная форма? 3. Что такое двухчастная репризная форма? 4. Что в переводе означает слово «реприза»? 5. Какие есть виды трёхчастной формы? 6. Какое музыкальное произведение из урока понравилось больше всего и почему? Или какие музыкальные произведения понравились и почему?
|
||||||||||||||||||
|