Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Песенно-танцевальные формы двух- и трёхчастные. Контрастная середина и середина развивающего типа. Трёх-пятичастная форма.



Тема: Песенно-танцевальные формы двух- и трёхчастные. Контрастная середина и середина развивающего типа. Трёх-пятичастная форма.

Всем знакома песенка «Антошка». Как вы считаете, сколько частей имеет каждый куплет? Конечно, две: I часть – обращение друзей; во II части – ответ Антошки.

Друзья его просят то об одном, то о другом, а он знай себе отвечает: «не проходили, не задавали». Тема друзей звучит настойчиво, твёрдо, а ленивый Антошка как будто посмеивается. Таких примеров существует много. Все песни состоят из нескольких одинаковых куплетов, а куплет – из запева и припева.

А теперь обратимся к пьесам. Например, пьеса Р. Шумана «Первая утрата».

Слышали ли повторение? Повторение было, II часть подхватывает мотивы I части, разрывая их. Такая форма носит название – двухчастная форма.

Слушаем: П.И. Чайковский. «Шарманщик поёт» из «Детского альбома».

! I и II части построены на разных темах, дополняющих одна другую.

* А теперь откроем «Старинную французскую песенку»из «Детского альбома». И услышим, что вслед за звучанием II части опять возвращается начальная тема, только не вся, а одно предложение. Такую тему      назвали Двухчастная репризнаяформа.

Первая часть: А

Вторая часть: В

I предложение II предложение Развитие II предложение из I части
       

 

Реприза – в переводе с французского означает «повторение».

 

Слушаем: П.И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков». Это новая форма, которая называется трёхчастной и записывается она следующим образом: АВА.

В такой форме написаны многие из пьес «Детского альбома» П. Чайковского, а также многие пьесы из детских альбомов других композиторов.

? Как вы считаете, для чего необходимо возвращаться к I части? Вероятно, чтобы напомнить то, что было в начале или утвердить главную мысль, или просто уйти и снова вернуться:     это       создаёт ощущение устойчивости, завершённости.

* Иногда реприза была сильно изменена (или варьирована), что говорит о ярком, динамичном развитии образа. Если реприза не изменена, то для слушателя она звучит всё-таки иначе, чем в начале, – слышен отклик музыкальных событий средней части.

Слушаем: П.И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

Иногда случается, что повторение тем может происходить не один, а несколько раз: АВАВА. Такая форма называется трёх-пятичастной.

Слушаем: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

* Эпизод шествия несколько раз чередуется с темой колокольчиков; контраст тем создаёт сказочную и несколько жуткую картину.

? Вспомним «Баркаролу» П. Чайковского. Вней три части и яркая кульминация в конце II части. Но если вы попробуете поставить буквы, то увидите, что I часть сама состоит их трёх разделов, трёх периодов. Обозначим три раздела I части маленькими буквами – ава, а всю I часть – большой А.

В целом получится:

А ава В А + Кода ава

Такая форма называется сложная трёхчастная.

Слушаем: П.И. Чайковский. Баркарола.

 

 

Домашнее задание. Ответить на вопросы:

1. Какие произведения и каких авторов вы прослушали? Запоминать для будущей музыкальной викторины.

2. Что такое двухчастная форма?

3. Что такое двухчастная репризная форма?

4. Что в переводе означает слово «реприза»?

5. Какие есть виды трёхчастной формы?

6. Какое музыкальное произведение из урока понравилось больше всего и почему?

Или какие музыкальные произведения понравились и почему?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.