Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: «Исследование Солнечной системы».



Тема урока: «Исследование Солнечной системы».

Цель урока: формировать представление о Солнечной системе; формировать умение различать понятия «звёзды», «планеты»; создать условия для формирования УУД.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят в класс и занимают свои места.

II.Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Садитесь.

-Ребята, с чем ассоциируется, или, что вы представляете, слушая музыку, звучащую в классе?(Космос)

-Как вы думаете, о чем мы узнаем на уроке? (о космосе, звездах, планетах, астероидах, Галактике, Вселенной, планетах Солнечной системы и т. д.)

-Правильно, сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по межпланетному пространству.слайд 1

-Ребята, но прежде чем отправиться изучать космос, надо подумать, зачем мы полетим в космос? (выбор целей урока, план работы)

Целеполагание:

I. Узнать, что такое Солнечная система. II. Расширить знания о космосе. III. Научиться различать планеты.

...Давным-давно люди смотрели в небо и видели звезды, только звезды, россыпи сверкающих алмазов. И каждую ночь они собирались вместе под необъятных размеров лоскутом черного бархата, усеянном миллионами звезд. Вся их жизнь была наполнена сказкой... Сказкой, которой нет конца, ибо все бесконечно. И каждый день в одно и тоже время тускнели алмазы, скрываясь под пеленой Нового Дня. Темные краски Ночи сменялись переливающейся симфонией пламени, пришествие Дня ознаменовывалось появлением яркого огня. "Бог Огня вернулся..." - говорили древние. Огонь... Люди поклонялись Ему вечно, со времен своего появления на этой земле. Он дал нам жизнь, пищу, все вокруг. Он дал нам Землю, на которой мы живем. Да будет Он вечен...

-Что это за огонь, который дал людям жизнь, пищу?

Огонь, имя которому Солнце, действительно, дал нам свет, тепла, чтобы мы жили, чувствовали себя комфортно. Все, что возникло на нашей Земле, мы благодарны ему, Солнцу. Захватив из внешней среды газово-пылевое облако, Солнце обладает достаточной гравитационной силой, чтобы удержать вблизи не только нашу Землю, но и еще восемь планет и пояс астероидов. Периодически пролетают кометы, также движимые солнечной гравитацией. Все это вместе: Солнце, планеты, астероиды (каменные глыбы), кометы (замёрзший газ, при таянии которого образуется хвост кометы) – как вы думаете, что в совокупности образуется? (Солнечная система). Слайд 2

-Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Солнечной системе.

-Что нам для этого нужно? Ну, конечно, ракета. Сейчас каждый при помощи программы «Перволого» соберет для себя ракету. Готовы?

 

Придумал Незнайка корабль межпланетный,

Чертил чертежи в обстановке секретной,

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листах все детали.

А ты рассмотри все его чертежи,

И полный чертеж из деталей сложи.

Сбор ракеты.

- Корабли готовы, молодцы, ребята! А кто знает фамилию первого конструктора космических кораблей?

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики.

Слайд 3

-(Звучит музыка тихо) Но, чтобы нам достигнуть целей, мы переместимся из нашего класса в космос.

 

-Ребята, как вы думаете, что нам поможет оказаться в космосе? (воображение)

 

-Когда мы мечтаем, что нам помогает? (воображение)

 

-Вы все будете астронавтами.

Всё, - сказал я твёрдо дома, -

 Буду только астрономом!

 Необыкновенная

 Вокруг Земли Вселенная!

 

-Прошу всех одеть воображаемые “скафандры” космонавтов. Пристегнуть “ремни”. Наш учебник будет служить нам космическим путеводителем, а дневник будет борт журналом. Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза. Старт 5, 4, 3, 2, 1….Пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох.

-Посмотрите, мы с вами оказались в космосе.

- Что нас окружает в космическом пространстве? (галактики, звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы)

-А что такое Галактика? (выслушать ответы, если их не последует, попросить обратиться к электронной энциклопедии)

Галактики– это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.

Во Вселенной миллиарды Галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.

Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.

-А кто знает, как называется наша Галактика? «Млечный путь». Слайд 3

Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.

Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.

Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

-Чем отличается планета от звезды? (планеты не светятся, а звезды светятся) (фото)

Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.

Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.

Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.

Любой комете со временем суждено исчезнуть.

- Мы влетаем в Солнечную систему. Смотрим в иллюминатор нашего корабля. Что мы видим?

-Вокруг Солнца движутся восемь планет и более 63 их спутника, которые открываются все чаще, несколько десятков комет и большое количество астероидов. Все космические тела движутся по своим четким направленным траекториям вокруг Солнца, которое тяжелее в 1000 раз, чем все тела в солнечной системе вместе взятые.

-Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.

-Посмотрите, перед вами планеты солнечной системы.

- Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - планеты - гиганты. Как вы думаете, почему их так назвали?

Сатурн привлекает к себе взгляды благодаря системе колец, образованную из льда, камней и пыли, которые обращаются вокруг планеты.

Уникальная планета Солнечной системы-уран. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть.

 

- Меркурий, Венера, Земля, Марс - планеты земного типа. Почему?

 Планеты земной группы состоят главным образом из кислорода, кремния, железа, магния, алюминия и других тяжёлых элементов.

 

Все планеты земной группы имеют следующее строение:

в центре ядро из железа с примесью никеля.

мантия, состоит из силикатов.

кора, образовавшаяся в результате частичного плавления мантии и состоящая также из силикатных пород, но обогащённая несовместимыми элементами. Из планет земной группы коры нет у Меркурия, что объясняют её разрушением в результате метеоритной бомбардировки.

 

- Меркурий - самая маленькая планета.

-А какую планету называют –голубой? Почему (Потому что есть вода)

-А хотите посмотреть на землю из космоса? (фрагмент фильма «Солнечная система»)

-А что еще мы видим в иллюминатор? Луну. А что такое Луна?

Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.

Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.

Можно ли жить на Луне? Почему? На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.

На поверхности Луны днём бывает – жарко до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.

Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.