КОМПОЗИЦИЯ | (ЛАТ. COMPOSITIO СОСТАВЛЕНИЕ, СВЯЗЫВАНИЕ) - расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения - текстовых отрывков - в таком порядке, при котором текст становится цельным, обретает внутренний смысл и служит наиболее полному воплощению замысла автора. |
РАЗЛИЧАЮТ ДВА ВИДА КОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КОМПОЗИЦИЯ ВНЕШНЯЯ (ФОРМА) |
КОМПОЗИЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ (виды текстовых отрывков ) | |||
Способ дозирования информации |
разные пути раскрытия авторского замысла – сюжетные, образные, речевые, тематические и др. | |||
Тома в романе, части романа, его главы, абзацы. | СЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | РЕЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | ОБРАЗНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
Прямая Кольцевая Зеркальная — Рассказ в рассказе – Ретроспекция – Умолчание – Свободная – | Пролог Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Постпозиция Эпилог | -РЕТРОСПЕКТИВА (ПРОШЛЫЕ СОБЫТИЯ, ФЛЕШБЕКИ) -НОВЕЛЛЫ, ПРИТЧИ, СКАЗКИ, СНЫ. - убери их из текста – сюжет не изменится. Однако они могут пугать, смешить, тревожить читателя, подска зывать развитие сюжета, | - ДИАЛОГИ (динамика) - МОНОЛОГИ (статика) -ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕ НИЯ (статика) влияют на СКОРОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА | -ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ И ПЕРСОНАЖЕЙ, -ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ, ИНТЕРЬЕРОВ, -ОБРАЗЫ МЕСТА И ОБСТАНОВКИ |
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ | В литературном произведении выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.
Cyбъeктивнoe aвтopcкoe нaчaлo пpoявляeтcя
|
ДЕТАЛЬ - | СИМВОЛ -. |
- выразительная подробность | - знак. Дополнительный смысл предмета или явления |
в отличие от символа художественная деталь не наделена дополнительным скрытым смыслом. Красные руки Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» подчеркивают незнатное (крестьянское) происхождение героя и его готовность к труду. Но здесь нет никакого подтекста, намека на дополнительную, скрытую информацию, до которой читатель должен додуматься. Красные руки Базарова – это просто руки крестьянина, покрасневшие от работы, химических опытов и обветренные во время долгих пеших прогулок. Под этим образом ничего не подразумевается. | В то время, как символ, например буран в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а равно с ним и метель в «Двенадцати» А.А.Блока и «Белой гвардии» М.А. Булгакова символизирует стихийный разгул жестокости, торжество беззакония: некая неуправляемая сила готова смести с лица земли старый привычный мир. То есть буран – это не просто снежная буря, а символ торжества пугачевской вольницы. А красные руки Базарова – это просто красные руки, без подтекста. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|