Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАДАНИЕ 8 Лексический анализ  ФИПИ БАНК



ЗАДАНИЕ 8 Лексический анализ  ФИПИ БАНК

1.Замените разговорное слово «брякнулся» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(2)Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель – он, перевернувшись, брякнулся об пол.

2. Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.(33)Что ты голосишь?

3. Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.

4. Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

5. Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?

6. Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать...

7. Замените разговорное слово «зашушукались» из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

8. В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову «сказал». Выпишите этот синоним.

(34)Вся встреча с Элкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой. (37)Дверь открыла Элла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Элки астры:

– Это тебе... эти ледянистые...

(39)Элка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

 

9. В предложениях 34–37найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.

 (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая. (37)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями.

10. В предложениях 4–10 найдите антоним к слову«тяжело». Выпишите этот антоним.

 (4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне. (7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей.(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

 

11. В предложениях 35–42 найдите антоним к слову «грубый». Выпишите этот антоним.

(35)Я бросился к матери и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. (37)Но я даже не подал виду. (38) Я никогда ещё не был так ласков с нею. (39)Я никогда ещё так не любил свою мать. (40) Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. (41)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. (42)Видимо, стоять ей было трудно.

12. В предложениях 12–19 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку. – (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!

13. В предложениях 27–33 найдите слово с лексическим значением «изысканный, изящный». Выпишите это слово.

 (27)Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30) Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса.

14. В предложениях 44–52 найдите слово с лексическим значением «победить, нанеся поражение». Выпишите это слово.

 44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!(50)Не знали блокадные дети других обедов.(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!

 

15. В предложениях 3–9 найдите антоним к слову «весёлый». Выпишите этот антоним. (3)Забыться было невозможно.(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное. (8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки.

 

16. В предложениях 1–7 найдите слово с лексическим значением «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения». Выпишите это слово. (1)Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

 

17. В предложениях 49–56 найдите слово с лексическим значением «прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка». Выпишите это слово. 49)Ну, пожалуйста. (50)Мне всё равно…(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:– Думаешь, я без них не справлюсь? (53)Очень надо! (54)Справлюсь и без них! (55)Вот увидите.(56)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

18. В предложениях 46–52 найдите просторечное слово с лексическим значением «глуповатый человек, разиня». Напишите это слово.

(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:– Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (51)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (52)Вот бы что она сказала!

19. В предложениях 1–10 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

1)По улицам мчалась «скорая помощь». (2)Куда она мчалась? (3)К человеку, попавшему в беду? (4)Или возвращалась на стоянку?(5)Голос сирены нарастал. (6)Он, казалось, то взлетал под облака, то стремительно падал. (7)Он звучал, как сигнал боевой тревоги.(8)А если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?(9)Надо остановить её!(10)И мальчик решился.

 

20. В предложениях 15–21 найдите синоним к слову «невозмутимо». Выпишите этот синоним.

(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.

21. В предложениях 19–24 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. (23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю...

(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить.

 

22. В предложениях 27–32 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

 (27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.(29)Он повернулся и побежал.(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался.

 

23. В предложениях 1–4 найдите слово с лексическим значением «полоса в лесу, очищенная от деревьев». Напишите это слово. (1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями про́секу. (2)Бычки и телята, да и мы тоже, тащились медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.(3)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. (4)Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались.

24. В предложениях 10–15 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

 

25. В предложениях 4–6найдите антоним к слову «молодой». Выпишите этот антоним.

 (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке.

26. В предложениях 5–10 найдите слово с лексическим значением «безжалостный, беспощадный». Выпишите это слово.

(5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и... простит тебя.(6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. (9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот момент услышал, как сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» (11)Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...

27. В предложениях 18–20 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

 (18)Ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. (19)Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. (20) Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона!

 

28. В предложениях 14–17 найдите синоним к слову «храбро». Выпишите этот синоним.

(14)И вот однажды, когда волки, как обычно, дёргали сетку, она не выдержала напора, разорвалась, и два серых хищника пролезли в клетку к росомахе.(15)Увидев, что детёнышам грозит опасность, мать смело бросилась к ним на защиту. (16) Она была гораздо слабее двух волков и, не будь у неё детей, уж, наверное, постаралась бы уйти. (17)Но разве могла уйти и оставить своих детёнышей росомаха-мать?

 

29. Замените разговорное слово «саданул» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (14)Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько
«разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на
ушибленные пальцы.

 

30. Замените разговорное слово «зашушукались» из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

 

31. Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?

32. Замените разговорное слово «замаячили» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (17)Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки.

33 Замените разговорное слово «разбазаривать» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

34 Замените разговорное слово «застряли» в предложении 15 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды.

35. Замените просторечное выражение «страсть сколько»в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. — (37)Идём с нами раков ловить, — проговорил Ивашка. — (38)Их там страсть сколько …

36. Замените разговорное слово «растащили» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. (10)Надо их убрать, потому что в прошлый раз дрова растащили.

37. Замените просторечное слово «волок»в предложении 2 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (2)Он волок всего две картины — незачехлённые, без рамок.

38. Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. (24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…

39. В предложениях 24–27 найдите слово с лексическим значением «испытанный, надёжный товарищ». Выпишите это слово. (24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25) Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь».

40. В предложениях 19–24 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. (23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю...(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить.

 

41. В предложениях 4–7 найдите антоним к слову «молодой». Выпишите этот антоним. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

 

42.З амените просторечное слово «подчистýю» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистýю.

 

43. В предложениях 11–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом. (12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.

– (13)Шарик!(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он, конечно, узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему...

 

44. В предложениях 23–28 найдите слово с лексическим значением «специалист, достигший высокого искусства в своём деле». Выпишите это слово.

– (23)А я мечтаю о Совершенстве, – всё так же, не поднимая глаз, тихо произнёс Младший. – (24)Я мечтаю быть мастером и помогать другим стать мастерами, потому что мастерство умирает, оставаясь в одном человеке.(25)После недолгого молчания Средний сказал:

– (26)А что, братья, не пора ли нам отправиться навстречу своей Мечте?

– (27)Пора! – горячо ответили братья.

– (28)Тогда решено: завтра – в путь!

 

45. В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «нападающий игрок в командных играх с мячом». Выпишите это слово. 1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства.

 

46. В предложениях 27–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. – (27)Наш отряд передаёт тебе привет.

– (28)Спасибо. (29)Апчхи!(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.(33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным.

 

47. В предложениях 3–8 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох.

 

48.В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово. – (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?

(10)Девочка улыбалась.

– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие.

49. В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.

50. В предложениях 5–8 найдите слово со значением «отнестись без внимания к чему-либо». Выпишите это слово. (5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

– (7)Альбом – вещь, а марки – мусор, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

 

51. В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово. (6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.

 

52. В предложениях 30–36 найдите разговорное слово с лексическим значением «виднеться в отдалении». Выпишите это слово. – (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.

(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.

– (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо.

(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.

– (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова.

– (36)Самые настоящие, – погордился Серый

53. В предложениях 12–16 найдите слово с лексическим значением «сомкнув, закрыв». Выпишите это слово. 12)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (13)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.

54. В предложениях 4–7 найдите слово с лексическим значением «углубление в грунте, по которому течёт водный поток». (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(6)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, – он боялся мели. (7)Рулевой сидел рядом и по-прежнему не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.

 

55. В предложениях 18–22 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

(18) На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19) В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:– Никого я не жду.

 

56. В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.

 (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

 

57. В предложениях 24–30 найдите слово с лексическим значением «чувство собственного достоинства, самоуважения». Выпишите это слово.

(24)Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова.(25)Он уже забыл про свою гордость. (26)Ему хотелось закричать. (27)Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (28)Потом отец сонным голосом спросил:– Который час?– (29)Спи, спи, – ответила мать. – (30)Ещё рано.

 

58. В предложениях 31–37 найдите слово с лексическим значением «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений». Выпишите это слово.

– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

– (34)А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36) Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!

59. В предложениях 44–47 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

 (44)Ты же видишь, какая погода, – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.(47)Мальчик ничего не ответил.– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться .

 

60. В предложениях 33–37 найдите синоним к слову «невнимательный». Выпишите этот синоним.

«(33)А ведь тем, кто полетит в космос, будет ещё страшней. (34)Но этот всё равно полетит». (35)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (36)А потом вдруг перестал ходить. (37)И на уроках он был рассеянным и даже похудел.

 

 61. В предложениях 57–63 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (57)Паренёк удивился:

– Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

– (58)Знаю, что не по-турецки. (59)Ты сколько окончил классов? (60)Девять? (61)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

(62)Он уныло и огорчённо развёл руками:

– Эх, товарищ командир! (63)Кабы я про эту встречу знал раньше.

 

62. В предложениях 2–9 найдите синоним к слову «идти». Выпишите этот синоним. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

63. В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк». Выпишите это слово.

 (1)В детстве я мечтал быть скульптором. (2)Это устраивало всех: я тихо сидел у стола и лепил из пластилина. (3)Я лепил лошадей со всадниками и без, экипажи с людьми, кошек вместе с подоконниками, домики для жуков и кузнечиков и самолёты с сидящими внутри лётчиками в шлемах и комбинезонах. (4)Всё это было очень маленьким, миниатюрным.

(5)Однажды я вылепил целую армию. (6)Я вылепил танк, и истребитель, и бронетранспортёр, и везде сидели экипажи, и у экипажей были автоматы и знаки различия на погонах.

64. В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы. 10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.

65. В предложениях 39–41 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

 (39)Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. (40)Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. (41)Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:– С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

66. В предложениях 6–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

 

(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.

– (9)Ну, пожалуйста... отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.

67. В предложениях 1–7 найдите слово с лексическим значением «обещающий успех, выгоды, удовольствие». Напишите это слово.

 (1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей: – Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри. (5)Давай сплавимся туда по реке! (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся.

68. В предложениях 14–20 найдите слово со значением «подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу». Выпишите это слово.

 (14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15) Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой.

69. В предложениях 23–28 найдите антоним к слову «жизнь». Выпишите этот антоним. (23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…– (25)А трава и рожь тоже главное делают? – спросил Афоня.– (26)Одинаково, – сказал дедушка Тит.– (27)А мы с тобой?– (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем.

70. Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости.

71. Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

 

72. Замените разговорное слово «страшно» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки

 

73. В предложениях 1–7 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы. (1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки.

 

74. Замените разговорное слово «угомонились» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.

75. В предложениях 15–17 найдите фразеологизм со значением «от одного к другому». Выпишите этот фразеологизм. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.

 

76. Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним или это выражение. (5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

 

77. Замените разговорное слово «экий» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

78. Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

 

79. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.

 

80. Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 (8)Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу.

 

81. В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.

 

82. В предложения 29–36 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

 29)Чуянов лишь пальцами коснулся её плеча, сказал:– Сейчас приедут... (30)Укол сделают, чтобы не мучилась.(31)Нину кормили, постоянно делали ей болеутоляющие уколы. (32)Время от времени она спрашивала:– Когда же, ну когда вы меня спасёте?..(33)Явились добровольцы – солдаты из гарнизона.– (34)Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить. (35)Орденов вам не посулю, но обедать в столовой обкома будете... (36)Выручайте!

 

83.В предложениях 18–24 найдите антоним к слову «грустно». Выпишите этот антоним.

 (18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл.

(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки.

(23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.

(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

 

84. В предложениях 28–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (28)Ты узнал меня по голосу?

– (29)Нет, другое... (30)Я хотел уз                                                                                                                                                             



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.