Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симфония № 2 си минор «Богатырская»



 

Музлит 3 год обучения (6кл и 4(5) гитар)

1. Прочитайучебник с.128-136 и письменно ответь на вопросы после параграфа. Пришли ответы.

2.Сделай краткую таблицу по биографии Бородина. С.137-148. Также пришли её на проверку.

3. Повтори тему «Сонатная форма»,

СОНАТНАЯ ФОРМА  

barucaba.livejournal.com

Как композитор пишет музыкальное произведение? Наверное, у всех этот процесс протекает по-разному, ведь и сами произведения, даже у одного и того же композитора всегда разные. И тем не менее... Что бы там ни возникало в уме автора, как бы стихийно он не вдохновлялся, как бы далеко и свободно не простиралась его фантазия, в классической музыке при воплощении замысла существуют довольно жесткие рамки, в которые ему нужно уложить своё творение.

Композиторы многих европейскийх стран, опираясь на песенность и танцевальность, вырабатывая классическую ясность и динамичность музыкального языка, постепенно формировали новые жанры циклических инструментальных произведений - такие, как классическая симфония, классическая соната, классический струнный квартет. В них большое значение приобрела сонатная форма. Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.

В сонатной форме различаются три основных раздела: это экспозиция, разработка и реприза. В экспозиции сонатной формы предстают, как правило, две основные темы, более или менее различные по характеру. Сначала звучит тема главной партии, позднее появляется тема побочной партии. Только ни в коем случае не надо понимать определение "побочная" как "второстепенная". Ибо на самом деле теме побочной партии принадлежит в сонатной форме не менее важная роль, чем теме главной партии. Слово "побочная" употреблено здесь потому, что она, в отличие от первой, в экспозиции обязательно звучит не в главной тональности, а в другой, то есть как бы в побочной. В музыке классического стиля если главная партия в экспозиции мажорная, то побочная партия изложена в тональности доминанты (например, если тональность главной партии до мажор, то тональность побочной партии - соль мажор). Если же главная партия в экспозиции минорная, то побочная партия излагается в параллельном мажоре (например, если тональность главной партии до минор, то тональность побочной партии - ми-бемоль мажор).

Между главной и побочной партиями помещается либо небольшая связка, либо связующая партия. Здесь может появиться и самостоятельная, мелодически рельефная тема, но чаще используются интонации темы главной партии. Связующая партия выполняет роль перехода к побочной партии, в ней происходит модуляция в тональность побочной партии. Тем самым тональная устойчивость нарушается. Слух начинает ожидать наступления какого-то нового "музыкального события". Им и оказывается появление темы побочной партии. Иногда экспозиции может предшествовать вступление. А после побочной партии звучит либо небольшое заключение, либо целая заключительная партия нередко с самостоятельной темой. Так завершается экспозиция, закрепляя тональность побочной партии. По указанию композитора вся экспозиция может быть повторена.

Разработка - второй раздел сонатной формы. В нём темы, знакомые по экспозиции, выступают в новых вариантах, по-разному чередуются, сопоставляются. В таком взаимодействии участвуют чаще не целые темы, а вычлененные из них мотивы, фразы. То есть темы в разработке как бы дробятся на отдельные элементы, обнаруживая заключенную в них энергию. При этом происходит частая смена тональностей (главная тональность здесь затрагивается редко и ненадолго). Появляясь в различных тональностях, темы и их элементы как бы по-новому освещаются, показываются с новых точек зрения. После того как развитие в разработке достигает значительной напряженности в кульминации, его ход меняет направление. В конце этого раздела подготавливается возвращение в главную тональность, происходит поворот к репризе.

Реприза - третий раздел сонатной формы. Она начинается с возвращения главной партии в основной тональности. Связующая партия не уводит в новую тональность. Она, напротив, закрепляет главную тональность, в которой теперь повторяются и побочная, и заключительная партии. Так реприза своей тональной устойчивостью уравновешивает неустойчивый характер разработки и придаёт целому классическую стройность. Репризу иногда может дополнять заключительное построение - кода (происходит от латинского слова, означающего "хвост").

Итак, когда звучит произведение в сонатной форме, наш слух следит за сопоставлением и взаимодействием двух основных ( дополняющих их) тем - словно за развитием различных музыкальных событий, музыкального действия.

Текст: Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран.

 

4. Сделай тест «Сонатная форма» и пришли мне на проверку:

Фамилия __________________________ Имя ______

1.Соната это (нужно подчеркнуть или обвести цифру, соответствующую правильному ответу):

1) - музыкальное вступление к опере, балету.

2) - жанр камерной музыки для одного или двух инструментов.

3) - музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой.

2.Симфония это:

1) – музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой.

2) - музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях.

 

3.Назови части сонатного Allegro, впиши названия в таблицу и пронумеруй их в правильном порядке:

 

 

 

 

 

 

Происходит развитие и взаимодействие двух образов, приводящее к кульминации

Показаны

2 контрастных образа:

- главная партия

- побочная партия

(звучат в разных тональностях)

Повторение двух основных тем, но при этом они звучат в одной тональности, т.е. темы сближаются.

 Подводятся итоги произошедших событий, делаются выводы. Иногда этот раздел отсутствует  
             

 

4. Нарисуй подробную схему сонатной формы здесь:

5.Самостоятельноизучи «Богатырскую» симфонию Бородина:

Прочитав описание музыки на с.150-157, ПОСЛУШАЙ 1 часть симфонии (на диске, прилагаемом к твоему учебнику. Если у тебя его нет, то музыка в отдельной папке вместе с этой инструкцией. Если же не сможешь открыть фрагмент, найди Симфонию №2 в интернете на сайте lalamus.xyz.)

 

А.П.Бородин, Симфония №2, «Богатырская»

 

   

(1869-1876)

Симфония №2 А.П.Бородина - знаковое произведение для русской классической музыки. Вспомним, что всего у Бородина 3 симфонии (последнюю он начал сочинять за год до смерти и она осталась незаконченной).

Симфонию №2 Бородина можно считать первой русской классической симфонией.

***Симфония – это крупное музыкальное произведение из 4-х частей для симфонического оркестра.

А.П.Бородин – не первый русский композитор, писавший произведения в этом жанре. Задолго до Бородина некоторые русские композиторы уже пробовали сочинять симфонии (Д.Бортнянский и А.Алябьев). Но все эти попытки не увенчались успехом. Жанр симфонии долго не приживался в России. И лишь во второй половине 19 века среди русских композиторов окончательно назрела идея фикс - нужна русская симфония.

К этому моменту Европе симфония существовала уже около 100 лет. Это один из ведущих жанров европейской музыки. «Отцом» европейской симфонии считается Франц Йозеф Гайдн. Именно в его творчестве этот жанр окончательно сформировался. Гайдн сочинил 104 симфонии. Две последние из них, считающиеся образцом жанра классической симфонии, созданы еще в 1795 году. Параллельно с Й.Гайдном писал симфонии и Вольфганг Амадей Моцарт (всего 41).

После Гайдна и Моцарта в Европе было сочинено еще множество симфоний. Среди них такие непревзойдённые вершины жанра, как Симфония №9 Людвига ван Бетховена, появившаяся в 1824 году (её 4-я часть — «Ода к радости» — сегодня используется как Гимн Евросоюза). А через 6 лет появляется необычная «Фантастическая» симфония Гектора Берлиоза.

Новое поколение русских композиторов (композиторы «Могучей кучки», А.Рубинштейн, П.Чайковский) понимали, что единственное, чем могла бы похвастаться русская симфония на фоне европейского изобилия, это своим национальным колоритом.

Именно русский национальный характер и отличает Симфонию №2 А.Бородина. Вся её музыка пропитана «русским духом». Слушая её, можно ощутить и бескрайность русских полей, и героические подвиги русских богатырей, и щемящие нотки русских народных песен.

 

У Симфонии №2 есть название – «Богатырская». Автором этого названия (так же как и словосочетания «Могучая кучка») стал Владимир Стасов. Когда он услышал основную тему Симфонии, он предложил назвать её «Львица». Было и еще одно предложение от М.Мусоргского назвать её «Славянская героическая». Но в итоге остановились на втором названии, предложенным Стасовым - «Богатырская». Сам Бородин не возражал против такого толкования замысла своего произведения. Именно с этим названием симфония осталась в истории.

Это произведение А.П.Бородин задумал еще в 1869 году. Первую часть он закончил уже в следующем, 1870 году. Но сочинение остальных частей из-за острой нехватки времени растянулось на 7 лет. Еще одна причина задержки – параллельно шла работа над более крупным и сложным сочинением – оперой «Князь Игорь». Закончена симфония только в 1876 году.

Основная идея «Богатырской» симфонии – патриотическая, идея любви к Родине. Музыка симфонии показывает русский народ в разных его проявлениях: и в борьбе, и в радости.

Симфония состоит из 4х частей:

I часть – Сонатное allegro. «Собрание богатырей».

II часть – Скерцо. «Игра богатырей».

III часть – Andante. «Песнь Баяна».

IV часть – Финал. «Богатырский пир».

Откуда взялись названия частей? Сам Бородин никаких названий не давал.

Но известен один фрагмент из письма В.Стасова: «Сам Бородин мне рассказывал, что в третьей медленной части он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы».

В отличие от симфоний того же Бетховена или Берлиоза, основанных на человеческих страстях и переживаниях, Богатырская симфония повествует о времени, истории и народе. В музыке нет драматизма, нет ярко выраженного конфликта. Вся музыка развертывается как череда плавно сменяющихся картин. Всё это характерно для эпоса.

***Эпос — это рассказ о героическом прошлом. Развитие сюжета носит повествовательный характер (в отличие от драмы или лирики).

Тем самым А.П.Бородин является родоначальником жанра эпической симфонии в русской музыке.

Необычно строение симфонии. В классической симфонии после первой быстрой части идёт медленная, потом быстрая и обобщающий финал. У Бородина 2 и 3 части (медленная и быстрая) поменялись местами.

Это связано с общим композиционным замыслом: богатыри собрались, «поиграли» (померялись силой), отдохнули (послушали «песнь Баяна»), и сели пировать.

1 часть написана в форме сонатного аллегро (сонатной).

***Сонатная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: экспозиции, разработки и репризы. В экспозиции (1 раздел) противопоставляются две основные темы - главная (ГП) и побочная (ПП) партии. В разработке (2 раздел) эти темы развиваются. В репризе (3 раздел) повторяется экспозиция (обычно с изменениями).

Основная тема 1-ой части (главная партия) - это образ богатырей.

В её основе заложены интонации всем известной бурлацкой трудовой песни «Эй, ухнем!» (в обеих темах обыгрывается трихорд «си – ре – ми»):

*** Трихорд – это звукоряд из 3х ступеней в пределах терции или кварты. Например, в До-мажоре: до-ре-ми, до-ми-фа, до-ре-фа.

Что делает тему «богатырской»?

· необычное начало темы: сразу с «остановки» - звучит целая нота с ферматой на звуке «си» (тонике, самом устойчивом звуке в ладу);

***Фермата (итал. fermata — «остановка», «задержка») — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более.

· мелодия несколько раз «раскачивается», но опять возвращается к тонике: это даёт ощущение устойчивости.

· фактура – унисонная;

· динамика - фортиссимо;

· регистр – средний и низкий;

· тембр - виолончели и контрабасы.

Всё это в комплексе и создаёт «богатырский образ» - ощущение мощи, силы, грузности, неподвижной тяжести, монолитности (словно богатырь, неподвижно сидящий на мощном коне и обозревающий русские дали).

Это первый элемент главной темы.

Его дополняет и оттеняет второй контрастный элемент : темп – анимато ассаи (очень оживлённо); тембры – деревянно-духовые; регистры - средний и верхний;лад – параллельный мажор; движение параллельными терциями.

По характеру 2й элемент напоминает плясовой наигрыш. Словно это отклик воинской дружины на призыв витязя.

Заканчивается главная партия проведением богатырского элемента в увеличении.

Вторая основная тема 1-й части (побочная партия, ПП) – близка по характеру русским лирическим песням, которые разносятся над бескрайними русским полями и равнинами.

В этом еще одна характерная особенность эпической симфонии – основные темы не противостоят, а дополняют друг друга.

Особенности побочной партии: мажорный лад; фактура – подголосочная (характерна для русских народных песен); теплый тембр виолончели, напоминающий низкий женский голос.

Средняя, развивающая часть сонатной формы (разработка) носит картинно-изобразительный характер. Здесь нет столкновений главных образов и острых драматических кульминаций. Вся она построена на смене контрастных эпизодов: то картина схватки, то победная ликующая пляска (второй «плясовой» элемент главной партии), то величественная песня (тема побочной партии).

В репризе главная партия звучит еще более мощно и величественно, в ритмическом увеличении (то есть из­ложена более крупными длительностями). Побочная партия, напротив, становится нежнее и светлее благодаря тембру солирующего гобоя.

Первую часть симфонии завершает кода. Основная тема богатырская имеет здесь сокрушительно мощ­ное и непоколебимое звучание (тема звучит в 4х кратном увеличении).

***Кода (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения.

Вторая часть. Скерцо (фа мажор) вызывает в нашем воображении картины богатырских игр и состязаний. Оно построено в сложной трехчастной форме. Крайние разде­лы, стремительные и порывистые, исполнены стихийной молодецкой силы.

Они обрамляют неторопливое нежное Трио с лирической темой восточного характера. Короткая тема Трио повторяется много раз со сменой тональностей и тембров:

Третья часть, Анданте (ре-бемоль мажор), по замыслу композитора, воспроизводит образ древнерусского певца-ска­зителя Баяна. Его неторопливому рассказу предшествуют аккорды арфы, напоминающие звучание гуслей. На их фоне появляется певучая, эпически величавая мелодия у солирующих валторны и кларнета. Ее свободный, гибкий ритм, переменный размер, импровизационный склад передают речь легендарного певца:

 

Финал симфонии (си мажор) рисует шумное народное празднество — «сцену богатырского пира» — и является итогом всего цикла. Финал, как и 1 часть, написан в сонатной фор­ме. Удалая энергичная главная партия и светлая песенная побочная создают единый образ всеобщей радости и ликования. Народный характер тем подчеркивается искусным воспро­изведением в оркестре характерных тембров русских на­родных инструментов — свирелей, гуслей, балалаек.

Вторая симфония Бородина определила эпическое на­правление в русской симфонической музыке, которое за­тем было продолжено и развито Танеевым, Глазуновым, Рах­маниновым, Мясковским, Прокофьевым и другими композиторами.

 

Симфония № 2 си минор «Богатырская»

 

files.school-collection.edu.ru›…1a77…Simpfony.htm

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.