АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
№ п/п
| Задание
| Ответ
|
| Институт / Центр непрерывного образования, программа «Педагогика и психология общего и среднего профессионального образования»
Фамилия и имя студента
| ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина «Педагогика и психология общего среднего профессионального образования»
Киселева Анастасия Владиславовна
|
| Название учебной дисциплины
| «Психология» («Психология личности», «Психология познавательных процессов»)
|
| Какое знание Вы приобрели, изучив данную учебную дисциплину?
| Благодаря данной дисциплине я ознакомилась с понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Были изучены:
- Структура личности (направленность, опыт, особенности психологических процессов, биологически свойства), термин «Я – концепция» и его составляющие (когнитивная, оценочная, поведенческая; «я реальное», «я идеальное», «я зеркальное» и «я фантастическое»);
- Способности (интеллектуальные, художественные, социальные, инструментальные, физические);
- Темперамент
- Характер и основные черты личности, которые в него входят; качества личности (самообладание, стрессоустойчивость, уверенность в себе, физическое и психическое здоровье, этичность);
- Эмоции, чувства, эмоциональность, настроение, страсть, аффекты;
- Мотивация, мотив, основные функции и виды мотивации (внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная), цель, интерес, задача, желания и намерения;
- Стресс;
- Психология познавательных процессов: ощущение (функции, свойства, виды, классификация), восприятие (классификации, свойства, иллюзия восприятия, виды иллюзий);
- Внимание (виды, свойства);
- Мастер времени. К вопросу о тайм-менеджменте (личное стратегическое планирование, правила тайм-менеджмента);
- Память (виды);
- Воображение (виды);
- Эмоциональный интеллект (понятия личность, интеллект, эмоциональный интеллект, способы его развития, мышление, мыслительные операции, показатели качества мышления, виды);
- Речь (функции, виды, коммуникативные качества).
|
| Выделите наиболее поразившие Вас идеи, факты, примеры и т.д., с которыми Вы познакомились при изучении данной дисциплины. Они могли быть приведены на занятиях, в материалах, размещённых в виртуальном пространстве (группа в ВК и материалы на моей странице в ВК), в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме», в рамках творческих заданий и т.д. Чем этот материал Вас привлёк? Видите ли Вы возможность его использования в своей профессиональной деятельности?
| Больше всего меня поразили:
· Задания конкурса «Учитель, ты эрудит», на вопросы которого мы старались ответить.
· Множество разнообразных тестов («готовность к саморазвитию», «мотивация одобрения», «Все гениальное, а почему бы и нет», но в особенности я отмечу тест «свободный рисунок», по итогам которого выяснилось, что я являюсь обладателем нескольких психологических типов одновременно);
· Выполнение творческих заданий, связанных с творчеством Хора Турецкого, увлекательными путешествиями Нины Васильевны Мартишиной, а также с различными фильмами на педагогическую тематику. Данные задания позволили проявить мне мои творческие способности.
Все выше перечисленное я обязательно буду использовать в своей педагогической практике, по аналогии создавая подобные задания для учеников.
|
| Назовите имена учёных, специалистов-практиков, чьи теории и работы содержат наиболее интересный материал по дисциплине. Чем Вас привлёк данный материал? Относительно вариантов их представления смотрите пояснение в п.4
| Научная позиция К.К. Платонова о личности
Научная концепция Р.С. Немова (структура личности, состоящая из способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации и социальных установок)
А. Маслоу (его пирамида потребностей)
Теория ожиданий В. Врума
Канадский ученый Ганс Селье (впервые употребил термин «стресс»)
Градация степени жизненных событий в соответствии с давлением, оказываемым на психику американских ученых Холмса и Рейха
Книги Брайна Трейси: «Выйди из зоны комфорта», «Достижение максимума», «Постройте свое будущее»
Д.С. Брунер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, которые отметили, что воображение связано с процессами культурного созидания, культурного освоения и творчества
Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана. Модель эмоционального интеллекта.
В.А. Сухомлинский – его цитата об умении творить словом
|
| Сформулируйте три основные рекомендации работающим педагогам по тем аспектам деятельности, что отражены в изученной дисциплине
| Педагогу необходимо:
- Владеть способами развития эмоционального интеллекта.
- Обращать внимание на эмоции, чувства и настроение учащихся.
- Развивать и поддерживать качества личности.
|
| Сформулируйте три основные рекомендации по подготовке будущих педагогов в условиях вуза по тем аспектам деятельности, что отражены в изученной дисциплине
| Следует:
- Уметь правильно планировать свое время
- Стараться быть стрессоустойчивым, чтобы не допустить развитие психологических заболеваний
- Научить грамотно пользоваться своим речевым аппаратом
|
| Что Вы взяли в свою жизненную и профессиональную копилку после изучения данной дисциплины? Это могут быть интересные идеи, средства, формы, методы и приёмы организации жизнедеятельности и образовательного процесса и т.д.
| - Разработка разнообразных творческих заданий (просмотр интересных фильмов, изучение и анализ разнообразных статей и отзывов людей, которым есть, чем поделиться, а также оценивание деятельности какого-нибудь музыкального коллектива или артиста).
- Умение поддерживать диалог со слушателями, не оставлять ни одного человека без внимания, постоянно поддерживать контакт в соц. сетях.
- Оперативное реагирование на запросы и пожелания слушателей.
- Предоставление дополнительного материала и важных опорных конспектов.
|
| Какие качества, способности. Свойства (в том числе профессиональные) Вы смогли развить у себя в процессе изучения данной дисциплины? Что способствовало этому развитию?
| Речевые (выразительность, уместность, ясность, богатство, ясность и др.)
Творческие способности (умение мыслить, анализировать, сравнивать)
Коммуникативные (благодаря функции поднятой руки, возможности выразить свою точку зрения по какому-либо вопросу в чате)
|
| Свободная тема. Здесь Вы можете написать то, что считаете нужным и важным, но что не вошло в предшествующие разделы таблицы
| Какие аспекты, связанные с психологией, мне бы хотелось еще разобрать:
Прежде всего, мне бы хотелось детально изучить психологический портрет ребенка, ученика, студента. В своей будущей педагогической деятельности мне бы хотелось обучать детей постарше (с 5 класса), потому что я испытываю некоторые трудности в коммуникации с маленькими детьми, чувствую себя как то неловко. Но в подростковом возрасте дети также обладают некоторыми психологическими особенностями, которые мне также хотелось бы изучить, чтобы лучше понимать учеников и уметь находить общий язык с ними.
Также для меня важен вопрос конфликта. Нередко в школах они имеют место быть. Ученики становятся неуправляемыми, и педагогу бывает трудно держать себя в руках и не сорваться. Поэтому хотелось бы поподробнее разобраться, как предотвратить, предупредить и разрешить конфликт между учителем и учеником, учеником и его одноклассниками, педагогом и родителями, учителем и педагогическим коллективом.
|
|