|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конспект урока на тему: Тема 1.1.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Конспект урока на тему: Тема 1.1. Становление краеведения в России. План урока: 1. Роль М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Н.Х. Весселя, К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова, Э.Ю. Петри в развитии естествознания; 2. Взгляды А.С. Баркова, А.А. Половинкина, В.П. Буданова на школьное краеведение 3. Экологическая история нашего края. Краеведение - это изучение природы, истории ,хозяйства, населения, культуры какой-либо части страны, административного или природного района ,населенных пунктов с их ближайшими окружениями. Краеведение имеет несколько разновидностей.
Первое педагогическое обоснование идеи изучение краеведению принадлежит Я.А Коменскому (1592-1670).В нашей стране сведения краеведческого характера нашли отражения в летописях , государственных документах. Так в середине 16 в.были опубликованы первые описания областей России. Одно из первых топографических описаний было сделано инспектором гимназии Академии наук Бандейстером в труде «Известия, служащие для полного географического описания Российской империи». (1771-1803) Это было описания Тульской провинции, входивший в состав Московской губернии . Первую попытку краеведческих исследований с участие взрослого населения и детей в 1761 году делает М.В.Ломоносов. Он собирает образцы горных пород и минералов по всей стране. Составляет первую программу краеведческого изучения природы. Здесь изучается города , провинции, причем всесторонне. В школе краеведение связано тесно именно с географией. Учебник Студитского 1840 г. « учить детей географии с ближайшего окружения» это девиз автора. Николай Иванович Новиков-(1744-1818) Говорил о важности изучении природы в естественных условиях, если это возможно. Во 2 пол 19 века в России возрос интерес к познанию страны. Появилось движение – отечествоведение . Его центром стало Императорское русское географическое общество, 1845 г создания. В 1862 г. Николай Христианович Вессель (1837-1906) предложил ввести в школе специальный учебный предмет « Отчизноведение».В его содержание он включил элементы местной географии ,естествознания и истории. На основе «отечествоведения» и «отчизноведения» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на изучение своей местности. Четкое описание «родиноведения» дано А . Соколовым «Это есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями (= краеведению). Особый вклад внес К.Д.Ушинский ,который говорил о народности воспитания. Это представляет собой изучение родного языка, патриотических чувств, в основе лежит принцип краеведения. К.Д Ушинский считал, что основной для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности –уяснения важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. Идеи К.Д.Ушинского об использовании краеведческого принципа в обучении получили воплощение в его учебниках и книгах «Родное слово», «Детский мир». В предисловии ко 2 части «Родное слово», указывается на необходимость развивать у детей « инстинкт местности». Под влиянием К.Д. Ушинского в 60-70 годы 19 в. появились учебники географии , основанные на родиноведческом принципе .Так в 1860 г.вышел первый выпуск « Уроки географии» Дмитрий Дмитриевич Семеновым(1835-1903). В 1862 был издан первый русский учебник географии с элементами краеведения -«Учебник всеобщей географии «Его автором был П.Н. Белоха. Автором первых в России методических рекомендаций по родиноведению были Вессель и Ушинский., Семенов. Семенов издает книгу « Педагогические заметки для учителей» Это сводная методика географии. Здесь сформулирована идея преподавания. Лучше начинать изучение с окрестности своего края, сравнения объектов ,близких и отдаленных, посредством занимательных рассказов дети получают но вые знания и переходят к формулировки понятий. На уроках Д.Д Семенов рекомендовал применять беседу, в которой объяснять детям географические объекты с помощью сравнения близких и знакомых явлений с не знакомыми и далекими. Только путем верно организованной экскурсии можно обогатить знания ребят достаточным количеством фактов и сведений. Именно на экскурсии можно наблюдать явления природы в естественной обстановке. В конце 19 века краеведение развивалось стихийно. В 1870-1890 г основное внимание уделялось зубрежке. Идеи краеведения ожили накануне первой мировой войны. Это нашло отражение в программах и учебниках. В младших классах был введен предмет «Родино ведение». Цель: ознакомить с окрестностью местностью ,курс был немыслим без прогулок, экскурсий. Для каждого города эти программы были различны. В понятие краеведение за время его существования вкладывали разное содержание. В 20 годы 20 века его рассматривали как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административно-политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. В 30 годы того же века краеведение определяли как общественное движение, объединяющее местное трудовое население ,активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего его изучения. Считали, что краеведение особая наука , предмет преподавания. В 60 годы 20 века. Краеведение определялось как комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к всестороннему научному познанию мира. В 80гоы.20 века Принято такое определение краеведение — это всестороннее познание определенной территории ( части страны, района, области )местными жителями, для которых он является родным краем. Это изучение природы, истории, хозяйства, населения, культуры и быта. Таким образом, переходим к определению, попробуйте сами дать верное определение краеведения. Таким образом, существует несколько направлений в краеведении. Хочется рассмотреть экологическое краеведение. Экологическое краеведение призвано помочь людям осознать ценность природных ресурсов и экологических процессов, выделить факторы, угрожающие окружающей среде, сформировать представления о возможных действиях, направленных на сохранение окружающей среды И.В. Конева, Экологическое краеведение - Экологический журнал «Волна», № 23 (2), 2000.
Экологическое краеведение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|