Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О первой реализации программы повышения квалификации «Особенности развития учебных действий у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» в дистанционной форме



 

Михаил Сергеевич Мартынец,
доцент кафедры начального образования КК ИПК,
martynets@kipk.ru

О первой реализации программы повышения квалификации «Особенности развития учебных действий у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» в дистанционной форме

 

Перемежаясь выходными и праздничными днями, завершился курс повышения квалификации «Особенности развития учебных действий у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». Ранее этот курс с лёгкой руки его руководителя был «ласково»  сокращён до аббревиатуры «ОВЗ (КНО)», которая коротко и чётко отражает направление повышения квалификации и выпускающую кафедру. В дистанционном формате курс был проведён впервые — и это стало важным опытом как для слушателей, так и во многом для руководителя и преподавателей.

Реализация курса началась 28 апреля. Нормативно он рассчитан на семнадцать рабочих дней (а в очном режиме уложились бы в три!). Но из-за всех майских праздников завершился он лишь 22 мая. Однако, для участников это время пролетело незаметно. А всё благодаря заданному нами совместно «режиму с гигиеной» (кто не понял — прослушайте песню А.Б. Пугачевой «Настоящий полковник»). 40 % участников отметили это в анкете обратной связи дистанционного курса, которая была проведена с целью выяснить, насколько комфортным был процесс обучения в сложившихся на фоне пандемии условиях. Дело в том, что курс был построен в виде тренировки (по типу спортивной, только «прокачивались» не мышцы и мускулы, а мозг). Поэтому, нам было жизненно необходимо соблюдать подходы, режим занятий и отдыха. Подходы продолжались 45 минут каждый, как будто уроки, которые учителя дают в школах. И на перерывах все, конечно же, мыли руки и проводили иные мероприятия дезинфекции!

На протяжение всего курса, его участники учились внимательно читать инструкции и (надеемся!), рефлексивно относиться к тем заданиям, которые мы им давали. О том, что рефлексивное отношение не получалось «с первого раза», красноречиво свидетельствует тот факт, что регистрацию на курс удавалось завершить в среднем с третьего раза. Дело было в том, что слушатели, не читая инструкцию, попытались выполнить задание так, как его себе представили. Делали люди это из разных оснований: кто-то учился на других курсах с другими нормами, кто-то действовал по «наитию», кто-то — ещё как-то. Но в результате нескольких серий «проб и ошибок» все поняли, что задание нужно выполнять именно так, как указано в инструкции, и никак иначе. Вообще, умение читать инструкцию к заданию, по нашему мнению, обеспечивает 80% успеха его выполнения.

Далее «хрустальные мечты» участников о том, что «мы как учителя, всё умеем», разбились о «чугунную» стартовую диагностику, связанную с выявлением тех знаний и умений, которые нужны учителю, чтобы работать в инклюзивном классе. Твёрдости чугуна, как известно, достаточно, чтобы разбить хрусталь. Примерно то же самое получилось в нашем случае: никто из слушателей не выполнил эту диагностику на проходной балл.

А дальше, в ходе обучения участникам пришлось разбираться, чем инклюзия отличается от других моделей обучения. Заметим: многие разобрались! Но для этого им пришлось продираться через дебри трёхсот пятидесяти страниц отборной нормативно-правовой базы, одновременно и выполняя задания преподавателей. (Мы здесь, кстати, тайну отличия инклюзии от других учебных моделей не будем раскрывать: все желающие могут записаться на следующий курс и с нашей помощью определить это самостоятельно!)

А затем им был предложен познавательный авторский текст по теме курса. Текст носил отчасти научный, отчасти учебный характер. И к нему было предложено шесть заданий! Все они в разной форме требовали от слушателей понять и определить, каким же способом автор текста предлагает организовать инклюзивный образовательный процесс. И первое задание показалось самым лёгким, потому что ответ на него, вроде бы, лежал в исходном тексте «на поверхности». Но уже в предпоследнем задании сдались даже стойкие. Зато все смогли соотнести свою исходно завышенную самооценку с жестокой реальностью баллов, полученных от преподавателя. А благодаря дополнительному рефлексивному заданию, участники реконструировали авторский способ: оказывается, можно не выбиваться из сил, готовясь к уроку в инклюзивном классе. И, оказывается, каждый класс — инклюзивный, независимо от наличия в нём детей с ограниченными возможностями здоровья! За подробной расшифровкой этого тезиса мы опять же приглашаем всех желающих на наш курс.

Потом участники искали в Интернете то, чего никогда до этого не искали. Но нашли — и это были не картинки с котиками, хотя их мы любим, а формулировки выводов про смертность Сократа, электропроводность металлов и вращающиеся планеты. По образцу найденного, участники формулировали «идеальный» ответ на учебное задание «как бы» за ученика. Для многих это стало стеной с электрическим током и ядом кураре. Какие, оказывается, финты ушами можно делать в своём «родном» предмете, если применить логику не как абстракцию, а как инструмент для получения выводов! Особенно «радовались» учителя физической культуры, когда от лица детей им приходилось доказывать, что лыжи являются зимним видом спорта, а не чем-то иным.

В конце концов участники перешли к практике. В её рамках, они осуществили пробу по разработке системы заданий. Проба обеспечивала, с одной стороны, развитие у школьников умения делать выводы на содержании учебных дисциплин, а с другой, — предполагала, что кто-то из учеников дойдёт до её конца и попросит у учителя задание более высокого уровня  а кто-то застрянет где-то в начале. Одна задача учителя здесь — «постигнуть дзен» и смириться с этим обстоятельством. Другая задача учителя — определить, кто из учеников потенциально может застрять на том или ином вопросе из-за объективных причин, связанных с  ограниченными возможностями, а у кого таких причин нет, но кто не продвинется дальше из-за столь же объективной (но не извиняющей) лени.

В сущности, такая философия легла в основу всего курса. И заметим, она себя оправдала. Из двадцати семи слушателей двадцать четыре человека успешно дошли до конца. У всех — разные отметки за задания, у каждого — разные результаты диагностики, кому-то не досталось «Дельты» (это такая «ачивка», выдаётся за большее количество баллов за итоговую, чем за стартовую диагностику; всего их на курсе девять). Но при этом всех участников объединяет полное спокойствие их преподавателей, оценивших и поддерживавших каждого, кто давал ответы на наши каверзные задания. Волновался лишь руководитель, ежедневно мотивируя каждого участника не забрасывать курс, продолжать, бороться за знания, которые нужно было добывать самостоятельно. В сухом остатке полностью удовлетворёнными обучением остались двадцать один участник (88,5%). Для Института столь значительное число стало наградой за то, что удалось качественно разработать (а в процессе реализации и по завершению его несколько раз поправить) дистанционный курс, ставший полным содержательным аналогом исходного очного варианта, и при этом учителя, прошедшие обучение, остались довольны.

Исходно курс был рассчитан на учителей начальной школы. Но фактически он инклюзивно принял и учителей-предметников средней и старшей школы. Среди участников были замечены историк, англичанин и два учителя физической культуры. Возможно, присутствовали и другие предметники, но о них мы не знаем, потому что никому не запрещалось оставаться инкогнито и действовать в рамках содержания дисциплин начальных классов. Учителя истории и физкультуры порадовали тем, что честно захотели разбираться в своих предметах и не сошли с дистанции этого марафона.

Можно смело утверждать, что содержание курса позволит всем заинтересованным слушателям:

— навести порядок в своей голове и выстроить лесенку системы заданий;

— впервые в жизни сформулировать вывод, соответствующий заданию по своей структуре — (и вообще узнать, как этот зверь выглядит, прежде, чем опрометчиво просить детей это сделать) — хоть про лыжи, хоть про гидроксиды, хоть про Future in the Past;

— научиться соблюдать режим работы и отдыха; возможно, даже обрести баланс, тот самый work-life balance, фишку всех коучеров по личностному развитию: почти за три недели практики это реальная цель — и всё это практически даром, нужно лишь усилие над собой!

И эти возможности снова открыты для педагогов начальной школы и учителей-предметников! С 1 июня 2020 года этот курс (и тоже в дистанционной форме) стартует снова — на внебюджетной основе по привлекательной цене, письмо с инструкцией о том, что нужно сделать, чтобы на него попасть, прилагается к тексту новости. Прошедшие обучение (и дошедшие до финала) уйдут в отпуск с удостоверениями о повышении квалификации — потому что уже 20 июня 2020 года курс завершится. Чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо самостоятельно записаться на участие. Для этого нужно найти курс в системе Дистанционного обучения Красноярья и чётко выполнить первую инструкцию.

Курс можно выбрать как очно, так и в дистанционной форме, и на следующее полугодие, и на последующие. Самое главное, подать заявки на участие в нём через систему муниципального заказа. Институт (в лице руководителя курса) готов, по мере сил (они не бесконечны, так что торопитесь!), обучать каждого, кто уже стоит в очереди (претендентов на обучение уже более ста человек).

Заметим: юмор, сопровождавший участников на протяжении всего обучения, стал весомым ноу-хау этих курсов, позволил пройти курс в комфортной и благоприятной атмосфере. Это отметили 70 % респондентов анкеты обратной связи дистанционного курса.

Приходите! Будет инклюзивненько!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.