Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елена Хэрмэнс



 

Спасибо автору за интересный материал. Делюсь. Все циклично в нашем мире и опыт-реально «сын ошибок трудных»...

 

 

Елена Хэрмэнс

30 марта в 20:43

НИЧТО НЕ  НОВО ПОД ЛУНОЙ или УРОКИ ПРОШЛОГО

Моя родственница Olga Mokrushina написала на днях очень интересный пост, который увидело до обидного мало людей. А Ольгины комментарии к нему были еще интереснее. Поэтому решила их объединить и опубликовать Ольгин текст у себя.

Но сперва пару слов про Ольгу. Ольга - генеалог, исследователь и знает генеалогию всех жителей сел бывшей Дворцовой волости. Так что, если ваши предки родом из бывшего села Коломенское (ага, тот самый Коломенский парк в Москве), Нагатина, Дьякова и т.д., то вам к ней.

А познакомились и узнали о том, что мы родственники, много-много лет назад, когда начали заниматься семейной историей.

***

С 26 марта 2020 года закрыт вход на территорию Коломенского парка. Это не первый случай, когда Коломенское, да и Москва, закрывалась на карантин.

1771 ГОД
В 1769 году из Турции, с которой на тот момент воевала Российская Империя, была занесена моровая язва, чума. Она быстро распространилась в южных областях России.
К декабрю 1770 чума добралась до Москвы.

КАРАНТИН
МАРТ
Въезд и выезд из города резко ограничили - 11 застав закрыли и только 7 остались открытыми.
Выезд за пределы Москвы разрешался только после 6-недельного карантина в специальных домах.
Отъезжающие должны были также иметь при себе заключение о здоровье, подписанное докторами К. Ягельским и X. Граве.
В соответствии с указом Императрицы люди, уезжающие из столицы по Петербургской дороге, должны были получить письменное свидетельство, что они не из заражённых домов, а их товары с фабрик, где нет чумы.
Но въезд и выезд из Москвы по причине обширности города и недостатка военных не всегда можно было ограничить. Высшие сословия, торговцы разъезжались без должного контроля и осмотра и увозили с собой заразу дальше, приезжающие в столицу также заражались и умирали.

ИЮНЬ
Все присутственные места были закрыты, лавки, магазины и фабрики заперты.
Рекомендовалось из домов не выходить и другие дворы не посещать.
Погребение умерших поручали осуждённым на смерть или каторжные работы. Им выдавали специальные вощёную одежду, рукавицы, содержали за счёт государственной казны.
Повсюду царил страх и уныние. Люди боялись больниц и карантинных врачей, утаивали больных, опасаясь, что их дома сожгут, а мёртвых либо прятали в погребах, либо выбрасывали ночью прямо не улицу.
Количество умерших в августе 1771г. увеличилось до 400 человек в сутки, а в сентябре - до 800.

ЧУМНОЙ БУНТ
В Москве начался " чумной бунт " из-за недовольства карантинами, закрытием бань, торговли. Многие считали главными виновниками врачей, которые " морят народ в карантинах ", власти и духовенство.
Народ ворвался в Кремль, в Чудов монастырь, разграбил его. В Донском монастыре схватили архиепископа Амвросия. Он, понимая необходимость врачебных предписаний, перенёс Боголюбскую икону Божией Матери, у которой шли непрерывные молебны, в менее доступное место - дабы уменьшить опасность заражения смертельной болезнью.
Архиепископа Амвросия вытащили за ограду и зверски убили.
Стали разрушать больницы и карантины, избивать солдат и врачей.
Героическими усилиями генерала Петра Еропкина, в распоряжении которого было всего 150 солдат и 2 пушки, бунт удалось подавить.

ДЕЙСТВИЯ ГРИГОРИЯ ОРЛОВА
Прибывший в Москву генерал-адъютант Григорий Григорьевич Орлов получил неограниченные полномочия от Екатерины II.
Он лично осмотрел все больницы и карантины и призвал москвичей поддержать старания правительства, направленные на искоренение эпидемии чумы.
Меры, которые неукоснительно должны были выполняться, были сформулированы в обращении "О бытии в Москве моровой язвы".

Первыми помощниками и советчиками графа Г.Г. Орлова были такие врачи, как X.Граве, Д.С.Самойлович, А.Ф.Шафонский.
Они, на основе своих наблюдений и лечения больных, рекомендовали:
- увеличить число карантинов;
- не направлять сюда уже заражённых чумой;
- организовать при карантинах специальные места для хранения вещей;
- за чертой города создать ещё несколько больниц;
- учредить отдельные помещения для самых тяжёлых больных и уже выздоравливающих.

Выполнение врачебных рекомендаций было обязательно. Все эти мероприятия были взяты под личный контроль графом Григорием Орловым.

ВРАЧИ
Созданная по Указу Императрицы Екатерины II "Комиссия для предохранения и врачевания от моровой заразительной язвы" обратилась с призывом ко всем московским врачам встать на борьбу с моровой язвой. Ни один из них не уклонялся от исполнения своего врачебного и гражданского долга.
Комиссия руководила всей врачебной деятельностью, определяла число больниц и карантинов, ежедневно в Сенат направлялись сведения о количестве заболевших и общей смертности.

КОММУНИКАЦИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ
Издавались печатные листы, например "Как самому себя от язвы пользовать", "Краткое уведомление, каким образом познавать моровую язву, также врачевать и предохранять от оной", "Каким образом яд язвенный в домах и вещах зараженных истреблять".

Правительство материально поощряло всех добровольно поступающих в больницы и карантины, так как население столицы панически боялось попасть сюда.
Все добровольно поступившие в больницу или карантин при выписке получали наряду с новой одеждой денежное поощрение, весьма немалое ( 10 руб. женатые, 5 руб. - холостые).
Поэтому многие стали сами объявлять о своей болезни, приходить в больницу или карантин. Люди, сообщающие о сокрытии больных или разоблачающие лиц, торгующих чумным бельём, также поощрялись.

ВЫДЕЛЕННЫЕ СРЕДСТВА
В одной только Москве " на прекращение моровой язвы было употреблено коронной казны более 400 тысяч рублей. Об этом писал в своей книге "Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве… " А.Ф.Шафонский в 1775г.
Город был обеспечен полностью провизией и хлебом. Содержание в больницах и карантинах осуществлялось за счёт государства.
Врачи получали двойное жалование и даже ежемесячную прибавку.
Дети, которые потеряли родителей из-за эпидемии чумы, помещались в особый дом на Таганке на полном иждивении государства. По истечении карантина их переводили в Императорский Воспитательный дом.
Всех нищих подбирала полиция и направляла в Угрешский монастырь, их содержали также "от короны".
В специальных местах за городом "казёнными людьми и лошадьми" происходило погребение умерших, финансируемое государством.
Бродячих собак и кошек отлавливали, усыпляли и глубоко зарывали в полях.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Во время чумы 1771 года пришли на помощь московские купцы-старообрядцы, всегда отличавшиеся своей благотворительностью.

Они предложили устроить карантины на свои средства. Власти, прежде гнавшие староверов и не упускавшие случая содрать с них «три шкуры» (кроме пресловутого «двойного» налога, староверам часто приходилось платить чиновникам огромные взятки), теперь охотно приняли предложение.

В благодарность за помощь, оказанную во время ликвидации морового поветрия, Екатерина II даровала местность под Преображенское и Рогожское кладбища.

Человечество прошло через страшные испытания эпидемиями и выжило, но какой ценой, хотелось бы не повторять ошибок, а извлекать уроки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.