|
|||
Рифма. Стихотворный размер ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Рифма Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
Верлибр / Белый стих / Свободный стих (есть размер, нет рифмы) Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма. Стопа Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке. Стихотворный размер Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б. Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов): Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/. Первый пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы. Второй пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб. Трехсложных размеров три:
Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
|
|||
|