Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ. ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ



СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ


А.. 2

Б. 10

В. 19

Г. 40

Д.. 65

Е. 83

Ё. 83

Ж.. 83

З. 85

И.. 95

Й.. 108

К. 109

Л.. 125

М... 147

Н.. 206

О.. 225

П.. 254

Р. 332

С. 363

Т. 389

У. 415

Ф.. 421

Х. 429

Ц.. 431

Ч. 434

Ш... 435

Щ... 446

Э. 447

Ю... 457

Я. 457

 



А

ААК: –Происхождение: гол. aak – Плоскодонное парусное судно типа баржи, распространено в Нидерландах. Носовая оконечность прямоугольная в горизонтальной и закругленная в вертикальной плоскости от днища к палубе. Большие Ааки имели парусное вооружение кеча, малые – шлюпа. Снабжались опускающимися по бортам шверцами. Часто использовались для перевозки вин по реке Рейну.

АБАНДОН: –Происхождение: фр. abandon – Отказ судовладельца или грузовладельца от прав на застрахованное судно или груз в пользу страховой организации, которая в этом случае выплачивает пострадавшему полную страховую сумму. Основанием для Абандона являются: гибель застрахованного судна, пропажа без вести, нецелесообразность ремонта судна или доставки застрахованного груза в место назначения, захват судна или груза, застрахованность от такой опасности. Заявление об Абандоне должно быть сделано в течение 6 месяцев с момента возникновения указанных оснований и не может быть условным или взято обратно.

АБИССАЛЬ: –Происхождение: от греч. abysses – бездонный – часть дна Мирового океана как среда обитания морских организмов; располагается в среднем на глубинах 3000 – 6000 м. Вблизи Абиссаля вода малоподвижна, имеет постоянную низкую температуру (от 0 до 2°С) и постоянную соленость (34,7 – 34,9%). Свет полностью отсутствует. Дно мягкое, покрыто тонким илом.

АБС-ПЛАСТИКИ: –термопластичный листовой конструкционный материал, используемый для крупносерийного (до 10 – 20 тысяч единиц в год) строительства мелких, в основном длинной до 3,5 м, гребных и парусных лодок. Секции наружных и внутренних корпусов лодки двухкорпусной конструкции изготовляются методом термовакуумного формования. Полное время изготовления секции 6 – 12 мин. Соединение секций осуществляется сваркой горячим воздухом при температуре 220 – 230 °С или склеиванием синтетическими клеями.

АВАНПОРТ: –Происхождение: фр. avant-port – 1. Один из двух парных портов, главный из которых расположен на реке на некотором расстоянии от моря, а второй А. – ближе к морю. А. обычно имеет большую глубину или меньшую замерзаемость, чем главный порт. Поэтому А. обслуживает крупные суда, которые из-за большой осадки не могут зайти в главный порт, или принимает суда в период, когда главный порт закрыт ввиду замерзания акватории. Иногда А. называют внешний рейд, расположенный за пределами акватории порта, который используется как для отстоя судов на якорях, так и для частичной разгрузки (паузки) крупнотоннажных судов; после паузки осадка судна уменьшается и дальнейшая его грузообработка идет у причалов порта.

АВАРИЙНАЯ ПАРТИЯ: –1. Группа членов экипажа, создаваемая для борьбы с затоплением, пожарами, повреждением технических средств и других целей по обеспечению живучести судна. А.П. разделяют на носовую, кормовую и А.П. машинного отделения. В порту при увольнении экипажа на берег ежедневно формируют стояночную А.П. 2. Группа специалистов из экипажа спасательного судна и спасательной службы, высаживаемая на аварийное судно. В Арктике А.П. организуют на ледоколах из специалистов отряда аварийно-спасательной службы и ледокола. В их состав входят водолазы, газорезчики, электросварщики.

АВАРИЙНАЯ РАДИОСВЯЗЬ: –передача и прием судовой или береговой радиостанцией срочных сообщений или сигналов, касающихся безопасности мореплавания, жизни людей, сохранности судна, грузов и т.п. Из всех срочных сигналов важнейшим является сигнал бедствия (передается только по распоряжению капитана); в радиотелеграфии состоит из группы SOS,...–-..., передаваемой на частоте 500 кГц, в радио телефонии – из слова mayday (мейдей), передаваемого на частотах 2182 кГц и 156,8 МГц. Передача судовой радиотелеграфной станцией вызова и сообщения о бедствии производится в следующем порядке. Вызов бедствия: сигнал тревоги (12 тире, передаваемых в течении 1 мин) и немедленно вслед за ним сигнал бедствия; интервал длительностью 2 мин (если позволяют обстоятельства); сигнал SOS (3 раза); слово de; позывной сигнал радиостанции судна, терпящего бедствие (З раза). За вызовом бедствия как возможно быстрее должно следовать сообщение о бедствии: сигнал бедствия (повторно); название судна, терпящего бедствие; подробности о его местонахождении, характере бедствия и роде желаемой помощи; любые др. сведения, которые могли бы облегчить и ускорить спасание. После сообщения о бедствии судовая радиостанция передает 2 тире длительностью около 10 с каждое, за которым следует ее позывной сигнал (для радиопеленгования терпящего бедствие судна). Вызов бедствия, передаваемый по радиотелефону, производится в такой последовательности: сигнал бедствия mayday (3 раза); слово «говорит» (а при международном обмене de, произносимое как Delta Echo); название судна, терпящего бедствие, или его позывной сигнал (3 раза). Радиотелефонное сообщение о бедствии состоит из сигнала бедствия mayday (3 раза), позывного сигнала или названия радиостанции судна, терпящего бедствие; сведений о местонахождении судна, о характере бедствия и т.д. Перед передачей сигнала и сообщения о бедствии желательно передать радиотелефонный сигнал тревоги.

АВАРИЙНАЯ ЧАСТОТА, частота бедствия: –международная частота (длина волны), на которой работает судовая или береговая радиостанция при оповещении о бедствии или аварийном радиообмене. В радиотелеграфии А.Ч. составляет 500 кГц, в радиотелефонии – 2182 кГц.

АВАРИЙНОЕ СНАБЖЕНИЕ: –совокупность предметов снабжения судна, предназначенных для восстановления водонепроницаемости и прочности корпуса и судовых систем при авариях. В составе А.С. находятся: аварийный инвентарь, переносные водоотливные средства, инструмент, материалы. Аварийный инвентарь: пластыри и их снаряжение, легководолазное снаряжение, шпигованные маты, раздвижные упоры, аварийные струбцины, специальные болты. Аварийный инструмент: наборы такелажного и слесарного инструмента, топоры, пилы, лопаты, ломы, кувалды, ведра. Аварийные материалы: сосновые брусья, доски и пробки, сосновые и березовые клинья, судовая парусина, грубошерстный войлок, матовая резина, смоляная пакля, низкоуглеродистая проволока, строительные скобы, гвозди, цемент, песок, ускоритель затвердевания бетона, сурик, технический сурик. Пассажирские и суда специального назначения снабжаются, кроме того, переносными автогенными аппаратами для резки. С помощью переносных водоотливных средств откачивают воду из аварийных отсеков, не имеющих стационарных водоотливных систем (или при выходе их из строя), а также применяют как дополнительные средства откачки. Повреждения корпуса устраняют бетонированием: изготовляют цементные ящики и раскрепляют их по месту упорами и другими средствами крепления. С помощью бетонирования можно не только устранить водопроницаемость корпуса, но и частично восстановить местную прочность в районе повреждения. Аварийные брусья употребляют как упоры для подкрепления переборок и платформ, дверей, крышек люков, для крепления жестких пластырей и деревянных щитов на пробоинах; аварийные клинья – для расклинивания деревянных упоров при подкреплении ими переборок, палуб, а также для заделки трещин и разошедшихся швов в обшивке корпуса, переборок и настилах палуб. Аварийные пробки служат для заделки круглых пробоин и иллюминаторных отверстий. Нормы А.С. регламентируются Правилами Морского (Речного) Регистра судоходства РФ. А.С. хранится на аварийных постах, один из которых расположен в машинном отделении.

АВАРИЙНЫЙ ВЗНОС: –часть убытка, падающая на конкретного участника расходов по общей аварии и соразмерная стоимости принадлежащего ему имущества (судна, груза или фрахта).

АВАРИЙНЫЙ РАДИОБУЙ: –буй, снабженный автоматически действующим устройством, посылающим радиосигналы, которые служат для радиопеленгования и наведения спасателей на место аварии. А.Р. сбрасывается при необходимости с аварийного судна или всплывает после его гибели, автоматически включается после контакта с водой и передает по специальной программе сигнал бедствия, который содержит информацию, позволяющую определить тип и название терпящего бедствие судна, его государственную принадлежность, а также характер бедствия и время, прошедшее с начала аварии. А.Р. устанавливают на судах в соответствии с правилами ГМССБ (глобальной морской системой связи при бедствии).

АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ: –обобщенное название кораблей, имеющих на вооружении самолеты (вертолеты) и необходимые устройства для их размещения и боевого применения. К А.К. относятся: авианосцы, вертолетоносцы, крейсеры, десантные корабли, противолодочные и др. корабли, имеющие на вооружении палубные самолеты и вертолеты.

АВИАНОСЕЦ: –боевой надводный корабль, предназначенный для выполнения наступательных и оборонительных задач, вооруженной борьбы на море посредством применения палубной авиации. К первым А. относят авиаматки. В 1918 г. в состав английских ВМС вошли первые А., вооруженные истребителями, легкими бомбардировщиками и торпедоносцами. К началу 2-й мировой войны флоты Англии, США и Японии имели 23 А., причем половина из них была специальной постройки. Водоизмещение этих кораблей составляло 8000 – 28000 т, скорость 25 – 34 уз, на палубе размещалось до 100 самолетов. Современные А. представляют собой наиболее крупные надводные корабли водоизмещением до 100 тыс. т и скоростью более 30 узлов. По назначению современные А. разделяются на ударные, противолодочные и многоцелевые. Как правило, А. действуют в составе авианосных многоцелевых групп (включают 1 А. и 8 – 10 кораблей охранения) и авианосных ударных соединений (включают 2 – 4 группы). К А. примыкает группа авианесущих кораблей.

АВТОНОМНОСТЬ СУДНА: –длительность пребывания судна в море без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды. Определяется назначением судна и составляет 3 – 5 суток для небольших морских и рейдовых судов, 30 – 60 суток для крупных морских транспортных судов, 6 – 12 месяцев для крупных ледоколов, промысловых, гидрографических и научно-исследовательских судов. Различают А.С. по запасам провизии, пресной воды и топлива.

АВТОНОМНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ: –подводный аппарат, имеющий собственный источник энергии, средства движения, системы жизнеобеспечения и навигации, позволяющие выполнять возложенные на него задачи самостоятельно, без непосредственной связи с судном-носителем с помощью троса или кабель-троса. А.О.П.А. управляется находящимся в нем экипажем.

АВТОПРОКЛАДЧИК: –автоматическая система счисления и прокладки пути судна. Позволяет контролировать маневрирование судна, его скорость и место с документальной записью этих элементов на карте. А. работает от компаса и лага. Поправки системы курсоуказания, скорости и на дрейф вводятся вручную или автоматически. Определение координат и автоматическая прокладка пути судна производятся в географической системе координат. Прокладка ведется на картах в меркаторской проекции.

АВТОРУЛЕВОЙ: –навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе. Представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна.

АГЕНТИРОВАНИЕ МОРСКИХ СУДОВ: –комплекс услуг, выполняемых морским агентом при заходе судна в порт. Основная функции агента: выполнение таможенных и иных формальностей, связанных с заходом судна в порт; содействие в предоставлении судну причала, плавательных средств (буксиров, катеров и др.), а также лоцманской проводки; обеспечение судна топливом, продовольствием и предметами технического снабжения; организация ремонта судна; содействие в быстрейшем выполнении погрузочно-разгрузочных операций; оповещение судовладельцев о движении их судов и о ходе грузовых операций; защита интересов судовладельцев перед таможенными органами, администрацией портов, грузовладельцами и др.

АГРЕССИВНЫЕ СВОЙСТВА морской воды: –свойства, вызывающие коррозию и разрушение погруженных в нее инженерных сооружений. Морская вода является природным раствором, занимающим одно из первых мест по агрессивности воздействия на металлы, железобетон и др. материалы. А.С. морской воды обусловливаются сравнительно высоким содержанием растворенных в ней солей и вследствие этого высокой ее электропроводностью, растворенным кислородом, концентрацией водородных ионов и щелочностью среды.

АДМИРАЛ: –воинское морское звание во флотах различных стран.

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ МОДЕЛИ: –модели военных кораблей, выполнявшиеся для Британского адмиралтейства в XVII – XIX вв. (обычно в масштабе 1:32 или 1:48). А.М. должны были давать точное представление о конструкции и форме корпуса будущего корабля, т. к. в течении длительного времени они использовались вместо чертежей при строительстве настоящих кораблей. Это требовало от мастеров высокой точности исполнения, вплоть до мельчайших деталей, включая декор. А.М. иногда были полностью или частично лишены бортовой обшивки, рангоута и парусного вооружения. Они изготавливались обычно из грушевого дерева или самшита.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ: –исполнительный орган военно-морского управления в России. Подчинен морскому министру. Создан 4 апреля 1805 г. Ведал научной и кораблестроительной частью морского ведомства. Руководил учебными заведениями, морскими библиотеками и музеями, инструментальными мастерскими, снаряжением отправляющихся в дальнее плавание судов, рассмотрением различных проектов и изобретений, изданием сочинений на морскую тематику. До 1812 г. руководил судостроительными и судоремонтными заводами, занимался снабжением флота, постройкой и содержанием всех зданий, принадлежавших морскому ведомству. Выпускал специальный журнал «Записки, издаваемые Государственным адмиралтейским департаментом, относящиеся к мореплаванию, наукам и словесности». В состав А.Д. входили 4 – 6 «непременных» членов – специалисты в области гидрографии, артиллерии, гуманитарных и точных наук, а также назначались почетные члены – из лиц, известных своими научными работами и изобретениями. В 1827 г. вместо А.Д. были учреждены Управление генерал-гидрографа и Морской ученый комитет.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТ: –коэффициент С в формуле адмиралтейских коэффициентов, связывающей водоизмещение D и скорость Vs судна с мощн. энергетич. уст-ки: N = D2/3 Vs3. Используется для определения мощности энергетич. установки проектируемого судна на нач. этапах разработки проекта. Колеблется в широких пределах: определяется, как правило, по прототипу. А.К. является также обобщенной хар-кой пропульсивных качеств судна.

Например, приближенный метод расчета буксировочной мощности Pe: Pe = (D2/3 Vs3)/Ce, где Ре - буксировочная мощность; D - водоизмещение, т, Vs - скорость в узлах, Се - адмиралтейский коэффициент, определяемый или по близкому прототипу, или по статистическим данным (осредненному прототипу).

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРИКАЗ: –центральное государственное учреждение в России, ведавшее в 1700 – 1712 гг. строительством, вооружением и снабжением ВМФ.

АДМИРАЛТЕЙСТВО: –находившееся в ведении ВМФ предприятие для постройки, ремонта и снаряжения кораблей. Располагалось в удобных местах на побережье или в устьях рек. Имело в своем составе верфь, доки, мастерские, магазины и склады для хранения различных материалов, вооружения и оборудования кораблей. В России первые А. были созданы в конце XVII – начале XVIII вв. в Воронеже, Архангельске, Петербурге, Кронштадте. Главное А. находилось в центре Петербурга на левом берегу реки Невы (заложено в 1704 г).

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС: –предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.

АЗБУКА МОРЗЕ, код Морзе: –набор специальных телеграфных сигналов, передаваемых в виде сочетаний точек и тире. Международный код содержит буквы латинского алфавита. Элементарные сигналы кода Морзе (точки, тире) и промежутки между ними должны быть определенной длины: тире равно 3 точкам; промежуток между сигналами одной и той же буквы равен одной точке; промежуток между 2 буквами равен 3 точкам (одному тире); промежуток между 2 словами равен 5 точкам. Латинский код является международным. Азбука Морзе широко используется в морском флоте при передаче радиотелеграфных сигналов, световых и акустических сигналов, а также при передаче кодировок ответных сигналов радиолокационными маяками-ответчиками (раконами).

АЗИМУТ: –угол между северной частью плоскости истинного меридиана наблюдателя и вертикалом светила. Азимут отсчитывают от 0 до 360° по ходу часовой стрелки. В мореходной астрономии Азимутом светила в горизонтальной системе координат на небесной сфере называют дугу истинного горизонта между меридианом наблюдателя и вертикалом светила, при этом используют три системы счета азимута – круговую (от 0 до 360° по ходу часовой стрелки), полукруговую (от 0 до 180° в сторону Востока или 3апада от полуночной части меридиана наблюдателя до вертикала светила) и четвертную (от 0 до 90° от ближайшей части меридиана наблюдателя до вертикала светила).

АЗОГА: –Происхождение: от исп. azogue – ртуть – название испанских судов XVI–XVII вв, в основном галионов, перевозивших в Америку ртуть для извлечения золота и серебра из руд.

АЙСБЕРГ: –Происхождение: англ, iceberg – массивный обломок материкового льда, дрейфующий в море или сидящий на мели.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ: –разновидность гребного спорта на специально построенных судах. А.Г. возникла в Англии в XVIII в. и была особенно популярна среди школьников и студентов. Глубина акватории в месте гонок должна быть не менее 2 м, число одновременно стартующих лодок – 6. Ширина полосы водной поверхности для каждого судна от 12,5 до 15 м; каждая полоса обозначается мягкими буями, расстояние между которыми 15 м. Старт дается после выравнивания форштевней всех лодок, которые удерживаются за корму с вспомогательных лодок или бонов, стоящих на якоре.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ СУДНО, академическая лодка: –спортивное гребное судно, предназначено для обучения академической гребле и проведения соревнований по гребному спорту. В соответствии с назначением А.С. подразделяются на учебные и гоночные. По способу гребли различают парные А.С., на которых каждый гребец работает парой весел, и распашные, на которых гребец работает только одним веслом.

АКАТ: –парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек. В конце XVIII века в составе русского Черноморского флота были Акаты длиной около 29 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м.

АКВАДРОМ: –акватория, как правило, небольшой глубины, где размечаются и обозначаются буйками дистанции для соревнований по судомоделизму. В комплекс Аквадрома входят также береговые сооружения – мостики для запуска моделей, причалы для обеспечивающих лодок, помещения для хранения моделей и горюче-смазочных материалов, мастерские для ремонта моделей и места для судей и зрителей.

АКВАКУЛЬТУРА: –разведение и товарное выращивание хозяйственно-важных водных организмов в контролируемых условиях. Различают два основных направления развития Аквакультуры – пресноводное и морское (марикультура).

АКВАЛАНГ: –автономный дыхательный аппарат для спусков под воду на глубины до 40 м с использованием воздуха, автоматически подаваемого из баллонов на вдох через дыхательный автомат и выдыхаемого аквалангистом непосредственно в воду.

АКВАНАВТ, гидронавт: –человек, имеющий специальную подготовку и удовлетворяющий медицинским требованиям к длительной работе в условиях повышенного давления окружающей среды и использования искусственных дыхательных газовых смесей.

АКВАПЛАН: –Происхождение: англ. aquaplane – глиссирующий плоскодонный плотик из фанеры или стеклопластика, служащий для перемещения человека по воде за буксирующим катером или мотолодкой. Буксировка А. осуществляется за строп, закрепленный на его носовой кромке. Человек размещается на А. стоя, удерживаясь за петлю из эластичного троса. Перемещая центр тяжести тела на тот или иной борт А., спортсмен имеет возможность отклонять А. от прямолинейного движения, совершать прыжки через расходящиеся волны, создаваемые буксирующим катером. Размеры А. подбираются соответственно массе спортсмена и скорости буксировки. А. впервые появился в 1914 г. в Англии. В настоящее время используется довольно редко.

АКВАТОРИЯ: –Происхождение: от лат. aqua – вода и (терри)тория – участок поверхности океана, моря, залива, озера и т.п., например водная часть порта.

АКВАТОРИЯ ВЕРФИ: –участок водной поверхности (моря, озера, реки), примыкающий к территории судостроительного или судоремонтного завода и находящийся в его ведении. В пределах Акватории Верфи размещаются судоспусковые или судоподъемные сооружения, достроечная набережная, причальные сооружения для разгрузки доставляемых на завод грузов.

АККУМУЛЯТИВНЫЙ БЕРЕГ: –берег, сложенный обломочным материалом, накапливающимся в результате волновой деятельности моря. Образуется при перемещении наносов с абразионных участков вдоль берега. По мере образования крупных аккумулятивных форм низменные берега могут переходить в лагунные, которые выравниваются при заполнении мелководных заливов наносами с образованием пляжа. А.Б. размываются, если область, питающая их наносами, истощилась. А.Б. составляют 28,37 % общей длины берега Мирового океана.

АККУМУЛЯТОР РЫБЫ: –помещение на промысловом судне, в котором накапливается улов перед направлением его на обработку.

АКОН: –Происхождение: устаревшее фр. acon или ассоn – небольшой плашкоут, служивший для разгрузки больших судов на реках Франции в XIX в.

АЛЛЁЖ: –Происхождение: от фр. alleger – облегчать – небольшое судно типа лихтера, служившее для разгрузки судов во Франции в XIX в.

АЛЛЕЛОПАТИЯ: –взаимное влияние перевозимых на судне растительных грузов в результате выделения ими различных газов (углекислый газ, этилен, эфир, спирты, альдегиды и др. летучие вещества). Наблюдается при хранении и перевозке плодоовощных грузов как одного, так и разных видов.

АЛЬБЕДО: –Происхождение: от лат. albedo – белизна – величина, характеризующая отражательную способность моря и равная отношению потока отраженной морем радиации к потоку солнечной радиации, поступающей на его поверхность. Радиация, отраженная морем, представляет собой сумму радиации, отраженной его поверхностью, и радиации, отраженной всем слоем воды, в который проникает солнечный свет. Измеряется в долях единицы или в процентах.

АМАРОЧА, омороча: –двухместная рыбацкая лодка облегченной конструкции (каркас из прутьев, обшитый березовой корой). Распространена в устье реки Амур.

АМУНИЦИОН-ШИП: –Происхождение: гол. ammunition schip – судно для перевозки боеприпасов в русском флоте в Петровскую эпоху. Термин Aмуницион-шип на флоте не привился.

АНЕМОБАРИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ: –вынужденные длинные гравитационные или инерционно-гравитационные волны, возникающие под действием ветра и атмосферного давления. Могут быть прогрессивными или стоячими. Периоды Анемобарических Волн от нескольких минут до суток, высота в открытом море не превышает 1 м. В прибрежной зоне длинные волны анемобарического происхождения вносят существенный вклад в штормовые нагоны, приводящие иногда к катастрофическим наводнениям.

АНТИВИБРАТОРЫ судовых механизмов: –устройства для виброгашения. Различают Антивибраторы линейные (масса жестко присоединена к вибрирующему элементу), нелинейные (масса упруго присоединена к вибрирующему элементу), маятниковые (присоединенная масса совершает маятниковое движение в поле центробежных сил вращающегося вибрирующего элемента).

АНТИЦИКЛОН: –область высокого атмосферного давления (атмосферного максимума) с движением воздуха вокруг ее центра по часовой стрелке в Северном и против – в Южном полушарии. У земли ветер имеет дополнительное движение от центра к периферии Антициклона. Давление в центре Антициклона превышает 1000 и может достигать 1070 гПа.

АНТИЦИКЛОНИЧЕСКАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ: –система движения вод с замкнутыми поверхностными течениями, направленными в Северном полушарии по ходу часовой стрелки, а в Южном – против ее хода; в ней вследствие действия силы Кориолиса в отличие от циклонической циркуляции происходит движение вод в верхних слоях от периферии к центру района, опускание их в центральной части в нижележащие слои, растекание в глубинных слоях из центральной части района к периферии и подъем на периферии в верхние слои.

АПВЕЛЛИНГ: –устойчивый подъем более холодных глубинных вод к поверхности океана (моря), вызываемый сгоном поверхностных вод под воздействием ветра и дивергенцией течений. Проявляется ярче всего в прибрежной зоне при отходе течения от берега и обнаруживается, как правило, по понижению температуры поверхностных вод. Разность температур между холодными прибрежными водами и водами открытого моря может достигать 10 – 14 °С. Постоянный прибрежный Апвеллинг наблюдается у восточных окраин Тихого и Атлантического океанов – у берегов Калифорнии и Перу, Северо-Западной и Юго-Западной Африки.

АППАРЕЛЬ: –Происхождение: от фр. appareil – въезд – составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег. В походном положении Аппарель почти вертикальна. По месту установки на судне Аппарели могут быть бортовыми, носовыми и кормовыми; по конструкции – 1–3-секционными (средняя секция называется ведомой); по ориентации относительно диаметральной плоскости – совпадающими с ней (продольная ось Аппарели в рабочем положении находится в диаметральной плоскости судна) и угловыми (продольная ось находится под углом к диаметральной плоскости); поворотными и полуповоротными.

АПСЕЛЬ: –Происхождение: от гол. aap-zeil – обезьяний парус – косой треугольный парус, самый нижний из стакселей, ставящихся на штагах бизань-мачты на парусных судах с прямым вооружением. Апсель ставится также на спортивных двухмачтовых яхтах для увеличения площади парусности в слабый ветер, когда судно длительное время идет одним галсом. Галсовый угол Апселя крепится на палубе с наветренной стороны от грота-гика, а шкот проводится на корму или нок бизань-гика. При перемене галса Апсель убирается.

АРМАТОР: –судовладелец или его доверенное лицо, эксплуатирующее морское судно без права собственности. Арматор снаряжает судно в рейс, нанимает экипаж, приглашает капитана и несет ответственность за его действия.

АРМАТУРА судовая: –Происхождение: лат. armatura – вооружение, снаряжение – устройства, детали и другие конструктивные элементы (клапаны, выключатели, краны и т.п.) не входящие в состав основного оборудования, но обеспечивающие его работу. По принадлежности различают Арматуру трубопроводную, машинную, котельную, электротехническую и т.д. Наиболее характерной для судовых условий является трубопроводная Арматура, обеспечивающая работу судовых систем и систем судовых энергетических установок.

АРМОЦЕМЕНТ, ферроцемент: –конструкционный материал, разновидность железобетона с высокой степенью армирования и дисперсности арматуры, состоящей из нескольких слоев металлической сетки. Применяется для постройки корпусов судов длиной от 4 до 40 м. Первое судно из Армоцемента (небольшой челн) было построено французом Ламбо для Парижской всемирной выставки 1850 г. В 1943 г. итальянский инженер П. Л. Нерви построил из Армоцемента яхту «Неннел» длиной 12,5 м. Масса судов из Армоцемента (при толщине наружной обшивки от 15 до 30 мм в зависимости от размерений) равна массе стальных судов или несколько больше.

АРХИПЕЛАГ: –совокупность большого числа отдельных островов или их групп, расположенных близко друг от друга и рассматриваемых обычно как одно целое. Острова Архипелага часто имеют сходное геологическое строение и происхождение. Архипелаги бывают: континентальные (Канадский Арктический архипелаг), коралловые (Маршалловы острова) и вулканические (Азорские острова).

АРХИТЕКТУРА СУДНА: –Происхождение: от греч. architekton – строитель – 1. Система средств и приемов для формирования и организации внутреннего пространства судна (интерьера) и его внешнего облика (экстерьера) на основе современных эксплуатационных требований, норм обитаемости и законов эстетики.

АСЛАМКА: –парусное одно- или двухмачтовое транспортное и промысловое судно, имевшее распространение на Каспийском море и в низовьях Волги. Для Асламки был характерен широкий развал бортов и значительный наклон форштевня к воде. Асламка несла большой прямой парус, на бушприте – кливер. Промысловые Асламки выходили в море с 10 – 30 кусовыми лодками, от которых принимали улов. Длинна 12 – 15 м, ширина 2,4 – 2,7 м, осадка 0,6 – 1,2 м, грузоподъемность до 30 т.

АТЛАС МОРСКОЙ: –собрание морских карт, объединенных общностью назначения и содержания, выполненных по специальной программе, служащее руководством для общего изучения океанов, морей и отдельных их районов.

АТЛАС ОКЕАНОВ: –фундаментальный научный труд, обобщающий современные знания о природных процессах, протекающих в Мировом океане и атмосфере над ним. Содержит карты по разделам: история исследований, дно океана, климатофизические свойства и химия вод; биогеография, справочные и навигационно-географические карты.

АТМОСФЕРА над океанами: –часть воздушной оболочки Земли, расположенная над океанами. Газовый состав и строение Атмосферы одинаковы на всей Земле. Однако тепло и влагообмен над океанами имеет специфику, что сказывается на временном ходе и пространственном распределении таких элементов и явлений погоды, представляющих интерес для мореплавателей, как температура, влажность и давление воздуха, ветер, осадки, облачность, туманы, грозы и др. Вследствие большой «тепловой инерции» морских вод возникающие над океанами циклоны и антициклоны отличаются высокой пространственной и временной повторяемостью. Поэтому отдельные участки Атмосферы над океанами приобретают характер климатических центров действия. Таковы субтропические антициклоны – Азорский, Гавайский, Южно-Атлантический, Южно-Индоокеанский и Южно-Тихоокеанский, и климатические области понижения давления – Исландский и Алеутский минимумы, экваториальная ложбина и зона приантарктической депрессии. Над сушей центры действия Атмосферы являются сезонными образованиями, меняющими свой знак в течении года; таков, например, летний циклон – зимний антициклон в центре Азиатского материка. Знание характера климатических центров действия полезно для судоводителя, т. к. позволяет ему ожидать в соответствующем районе плавания не любую, а более или менее определенную среднюю многолетнюю погоду и, кроме того, грамотно объяснять фактическую и предвидеть будущую погоду. Подобная «синоптическая значимость» центров действия Атмосферы проявляется например, в существовании системы пассатов, зон западных ветров, азиатского муссона, областей летних туманов и ряда других особых районов с характерной погодой.

АТОЛЛ: –Происхождение: мальдивск. – коралловый остров, имеющий форму кольца, которое окружает сравнительно глубокую (до 150 м) лагуну. Максимальная высота 7 – 8 м, диаметр до 50 – 90 км. Один из самых крупных Атоллов – Кваджелейн. Его окружность 303 км. Наружный склон Атолла крутой, местами даже отвесный (40 – 60°), с внутренней стороны прибойная волна образует вал и пляж. Атоллы встречаются в тропических морях Тихого океана, реже в Индийском и Атлантическом океанах, между 28° с.ш. и 28° ю.ш. Считается, что они возникают на месте погружения вулканических островов (Ч. Дарвин и др.). Атолл из отдельных серповидных островов, образованных расчленением рифового кольца, называется атоллоном. Атоллы могут представлять собой удобные естественные гавани, однако плавание вблизи них сопряжено с опасностью посадки на рифы.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (АЭУ): –разновидность судовой энергетической установки, в которой в качестве главного двигателя используется паровая или газовая турбина, а рабочее тело генерируется в ядерной паропроизводящей (ЯППУ) установке.

АТОМОХОД, атомное судно: –общее название судов с атомной энергетической установкой (АЭУ). Наибольшее распространение АЭУ получили на подводных и надводных боевых кораблях. Первый гражданский Атомоход ледокол «Ленин» построен в СССР в 1959 г.

АУТИГЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: –минералы или минеральные отложения (конкреции), сформировавшиеся на дне морей и океанов в процессе преобразования осадочного материала или продуктов подводного выветривания вулканических горных пород (их изменения и разрушения под воздействием физических, химических и органических агентов).

АУТРИГЕР: –Происхождение: англ. outrigger – 1. Устаревшее название кронштейнов выносных уключин на академических судах (служат для компенсации малой ширины судна при гребле).

АФОТИЧЕСКАЯ ЗОНА: –глубинная область океана ниже эвфотической зоны. Основной признак А.З. – недостаточная для развития фитопланктона подводная освещенность. Исходя из этого главного условия, верхнюю границу А.З. помещают на т. н. компенсационной глубине, на которой величина фотосинтеза равна величине дыхания, или в других терминах образование кислорода при фотосинтезе равно его потреблению растениями: фитопланктон еще может существовать, но прироста его массы не происходит. Значение компенсационной глубины зависит от освещенности на поверхности и при ее максимуме примерно в 3 раза больше прозрачности воды, измеряемой по диску Секки. Поскольку ниже компенсационной глубины проникает некоторое количество света, имеющее значение для существования морских животных, верхнюю часть А.З. до глубины примерно 600 – 1200 м обычно выделяют в т. н. дисфотическую или сумеречную зону.

АХТЕРПИК: –Происхождение: гол. achterpiek – крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна.

АХТЕРШТЕВЕНЬ: –нижняя кормовая часть судна в виде жесткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор. Является также опорой гребного вала и руля, защищает руль и гребной винт от ударов. На конструкцию Ахтерштевня влияют расположение гребного вала (валов), тип руля, габарит винта, форма кормовых обводов. На 1–3-винтовых судах с обыкновенным рулем Ахтерштевень (литой, сварной или клепаный) состоит из двух вертикальных ветвей: передней – старнпоста, через который проходит гребн



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.