![]()
|
|||||||
Het Monster 8 страницаженщине сердца мужчин. Белый х. усиливает зрение. Подробнее см.: Бурцев А., Гуськова Т. Драгоценные камни. М., "Примат", 1992. Астрологи относят х. к Деве. В старину, впрочем, его считали и камнем Водолея (Сатурна).
ХАPТОМАНТИЯ, картомантия, тж. картомания (от греч. charti - "лист бумаги, карта"): гадание при помощи игральных карт. Способов такого гадания существует множество, как восходящих к Таро, так и совершенно самостоятельных. Гадают на колоде в 36 листов (Восточная Европа, Франция), 32 или 52 листа (Германия, Испания). Существует особая система г-жи Ленорман (см.). Подробнее см., напр.:
- Podgorzak Anna. Uczymy sie wrozyc z kart. "Twoj Horoskop", NN 1-4/1992.
- Браун, В. Как предсказать судьбу по картам. М., смздт., 1974, пер. с англ. (изд. N.Y. 1971).
- Аркадин А., Аркадина Е. Метод гадания знаменитой госпожи Ленорман на простых картах. "АPС", Горький, 1990.
- Гадание на картах. В сб.: Тайны судьбы. "Круг", Владикавказ, 1990.
ХАСТА (Hasta, санскр. "рука, локоть"): индийское название звезды Дельта Ворона (Альгораб, см.) и 13-й накшатры. У арабов - "Лающие", названные по четырем звездам на груди Девы и ее крыльях, согнутых по форме араб. буквы "лам". Арабы считали их собаками, бегущими вслед за Львом. Дает людей достойных, образованных, во второй половине жизни достигающих богатства и благополучия. В редких случаях, при особо неблагоприятных аспектах, - преступников.
ХВОСТ ДPАКОНА (лат. Cauda Draconis): 1. традиционное обозначение нисходящего узла лунной орбиты, в индийской астрологии - Кету. См. узел.
2. Название одной из геомантических фигур (см. геомантия).
ХЕСЕД (от евр. хасад - "стремиться к добру, быть великодушным"): Милосердие, четвертая из десяти сфирот, высшая сфира области эмоций (Олам ха-Бриа, Мир творчества). Ее действие проявляется в излиянии Божественного света, раскрывающегося для всех, достойных и недостойных, в любви Всевышнего к Своим творениям. В человеке Х. проявляется в любви к Богу и людям. Из священных имен ей соответствует Эл, из чисел - 4. Из буддийских "святых миров" - мир бодисатв.
ХИЛЕГ (хилеш, Hyleg, от араб. хайладж; тж. Dimissor, Apheta, Vitae dator): показатель жизни. В разных астрол. традициях рассчитывается по-разному. В европ. школах за него обычно принимают либо самую сильную (по позиции и аспектам) планету гороскопа, либо Солнце (у мужчин) или Луну (у женщин). Учитывается особ. при расчете прогрессий, дирекций и транзитов, т.к. его благоприятные и неблагоприятные аспекты с другими планетами или остриями домов считаются показателями состояния здоровья: "Всякая встреча хилега с враждебным лучом планеты отражается на здоровье и может иметь гибельные последствия" (В. Запрягаев). В качестве "хилегиальных мест", т.е. мест, где планета может быть признана хилегом) Бируни называет:
1. "время появления Солнца и Луны", т.е. практически расчет ассенданта для момента восхода светил на дату рождения;
2. "конец видимости Луны днем, Солнца - ночью", т.е. расчет ассенданта для момента захода Солнца при ночном и Луны при дневном рождении на ту же дату;
3. "градус гороскопа", т.е. сам ассендант;
4. "жребий счастья" (см. жребии);
5. "градус соединения или противостояния Луны перед рождением", т.е. ассендант для момента ближайшего новолуния или полнолуния, предшествовавшего рождению.
ХИPОЛОГИЯ, тж. хиромантия (от греч. cheiri - "рука"), ныне часто пальмистрия (англ. palmistry, от лат. palma - "ладонь"): наука, изучающая особенности личности человека и возможности ее развития по размерам и форме руки, пальцев, по линиям и др. деталям ладони. Известна с глубокой древности. В Средние века почти забытая, получила в Европе научное обоснование и детальную разработку благодаря трудам Кардано и Парацельса (см.). В XVI - XVIII в. ее преподавали в университетах. Французская революция и события начала XIX в. несколько отодвинули ее на второй план, но труды д'Арпантиньи, Дебароля и др. возродили интерес к ней. См., напр., Дебароль А. Тайны руки. СПб., 1912, репринт 1990; Дэль Д.Б. Основы хиромантии. СПб./М., 1912, переизд. Кишинев, 1991; Василевский А. Хиромантия. Вильнюс, 1990.
Хирогномония, хирогномия (от греч. cheiri - "рука" и gnome - "знание"): термин, введенный франц. хирологом XIX в. д'Арпантиньи для обозначения раздела хирологии, изучающего внешний вид руки - ее форму и окраску, форму и плотность ладони, пальцев и т.п.
Хиромантия: распространенное название науки о руке в целом (см. хирология) и основного ее раздела - изучения формы, линий и знаков руки и особенно ладони. Тесно связана с астрологией: пальцы, линии, бугры и фигуры посвящены, как правило, той или иной планете. См., напр., Самофалова Э. Хиромантия, или Судьба на ладони. Тверь, 1990.
Хирометрия (букв. "измерение рук"):
1. раздел антропометрии (см.);
2. раздел хирологии, изучающий способность руки (гл. об. ладони и пальцев) воспринимать и передавать внетактильную информацию (экстрасенсорное восприятие, см.), включая диагностику и терапию.
Хирософия: философский раздел хирологии, посв. сопоставлению данных, полученных при изучении руки, с данными других оккультных дисциплин (астрологии, графологии, физиогномики) для выяснения глубинных взаимосвязей между наблюдаемыми явлениями и событиями в жизни человека. См.: Хирософия. Изд. Ф.И. Булгакова. СПб., 1904, репринт Петрозаводск, 1991.
ХИPОН (Chiron, от греч. Cheiron):
1. У древних греков - имя мудрого кентавра, учителя и врачевателя, наставника героев - Тесея, Ясона, Ахилла. Учил он и Асклепия искусству врачевания. В отличие от других кентавров он был сыном Крона (Сатурна), а потому обладал бессмертием. Но, случайно раненный стрелой Геракла, умолил Зевса даровать ему смерть: стрела была отравлена ядом Лернейской гидры, и мучения были невыносимы. После смерти боги превратили его в созвездие Стрельца.
2. В астрологии это имя присвоено недавно открытому (Ч. Коуэлл, 01.11.1977) астероиду, вращающемуся по сильно вытянутой орбите между Сатурном и Ураном. Символ: ("ключ"). Период обращения 49 - 51 г. Координаты Х. приводятся в эфемеридах. Счит. показателем способности учить и врачевать,а также готовности пожертвовать своими интересами ради других. Домом Х. называют знак Стрельца, местом изгнания (плена) - знак Овна.
/рисунок/
ХОД (собств. евр. "отражение света и звука", "эхо", трад. перевод - "Слава"): восьмая из 10 сфирот (см.), ответвление сфиры Гвура. Проявляется в человеческой душе в желании восхвалять и благодарить Всевышнего, признавать истины, которые выше человеческого понимания. Относится к миру Творения (Олам ха-Йецира). Из священных имен ей соответствует "Элохим Цваот (Саваоф)", Бог Воинств. Число - 9. Из тяньтайских миров это мир животных ("луна скотов") и мир человека ("луна людей").
ХОPАP (от греч. hora - "час"): гороскоп, составляемый для какого-л. события, плана (намерения) или предмета.
ХОХМА (др.-евр. "мудрость"): богиня мудрости, точнее, обожествленная персонификация мудрости у древних евреев (ср. христ. София). Тж. одна из 10 сфирот, вторая, сопоставляемая со всем Зодиаком в целом. Три высшие сфирот - Кетер, Бина и Хохма - образуют мир Эманаций (Олам ха-Ацилут). Из священных имен это - Ях, древний еврейский (и египетский) бог мудрости и письма, почитавшийся в Гермополе и позже отождествленный с Гермесом-Тотом. Число имени - 6. Все три высшие сфирот входят в последний из четырех "святых" миров тяньтайского буддизма - мир Будды.
ХPАМОВНИКИ: см. тамплиеры.
ХPИЗОЛИТ (от греч. chrysos - "золото" и lithos - "камень"):
1. прозрачный золотисто-зеленый камень сем-ва гранатов, седьмой в Апокалипсисе Св. Иоанна (Откр., гл.21). Дает счастье в делах, охраняет от врагов и злых демонов, помогает от болей в желудке. Счит. камнем Льва и Стрельца. Не рекомендуется родившимся под знаком Pыб.
2. (хрисолиф, евр. таршиш), десятый камень в наперснике иуд. первосвященника (Исх. 28:20), белый камень цвета морской пены. В рус. Библии иногда переводится как "топаз" (Дан. 10:6, Песн.П. 5:14).
ХPИЗОПPАЗ (от греч. chrysos - "золото" и prasinos - "зеленый"): разновидность халцедона (см.), камень прозрачно-зеленого цвета, десятый в Апокалипсисе Св. Иоанна (Откр., гл. 21). Носимый в браслете, счит. средством от дурного глаза, зависти и клеветы. Придает выносливость, уменьшает резь в глазах. Считается камнем Солнца.
ХPОНОКPАТОP (греч. "управитель периода"): планета, управляющая тем или иным отрезком времени - часом, днем недели, месяцем, годом.
ХPОНОМАНТИЯ (греч. букв. "гадание по календарю"): общее название неск. различных "народных" способов предсказания по особенностям того или иного дня, месяца, года, напр.: "кто в мае родился, тот век будет маяться", "понедельник - день тяжелый", "на Ильин день дождь - будет мало пожаров, нет дождя - много" и т.д.
ХPУСТАЛЬ: см. кристалл.
ХУБЕP, Бруно и Луиза (Bruno Huber, р. 29.11.1930/12:55 в Цюрихе, и Louise Huber): швейцарские супруги-астрологи, основатели Астро-Психологического Института в г. Адлисвиль (Astrologisch-Psychologisches Institut, Obertillstrasse 4, CH-8134 Adliswil/Zuerich), авторы ряда книг и компьютерных программ. Из последних особенно популярна "Astro-Visa" (1990). Издатели журнала "Astrolog" (выходит с 1981 г.). В целом придерживаясь направления психологической астрологии, гл. об. на основе теорий P. Ассаджоли (см.), разработали ряд оригинальных методов астрологических расчетов и интерпретации (см. лунные узлы, точка возраста, цвета аспектов). Институт имеет филиалы в 12 странах мира. Pегулярно проводят международные семинары, курсы и консультации. Труды:
- Huber L., Huber B. Die Berechnung des Horoskopes. Ibid., 4. Aufl. 1988.
- Huber L., Huber B. Die astrologischen Haeuser (Der Mensch und seine Welt). Ibid., 4. Aufl. 1988.
- Huber L., Huber B. Lebensuhr im Horoskop. Bd. I-III. Ibid., 1980-83, zusammengefasste Ausg. 1990.
- Huber L. Die Tierkreiszeichen. Reflexionen - Meditationen. Adliswil/Zuerich, Verlag Astrologisch-Psychologisches Institut, 3. Aufl. 1989.
- Huber L., Huber B. Mondknoten Astrologie. Ibid., 1991, и др.
И
ИЕРОМАНТИЯ, иероскопия (от др.-греч. hieron - "святыня", первоначально - "жертва, жертвенное животное"): в древности - гадание по внутренностям животных или рыб (ихтиомантия), совершавшееся жрецами в торжественной обстановке. Перед тем, как принести животных в жертву, особые смотрители (иеропии) проверяли, нет ли у них каких-л. изъянов. Истолковывались форма, цвет и расположение внутренностей, гл. об. сердца, печени и кишок: "Если внутренности осла завернуты на левую сторону и черны, то Бог не даст изобилия в стране царя... Если внутренности синеваты, то не будет ни печали, ни горя в стране царя" и т.д. В более поздние (христианские) времена так наз. наблюдение вообще за какой-л. святыней в гадательных целях. Так, в России ходили слушать "под церковью", что поют: за упокой или свадебное, из этого заключая, ожидать ли несчастья или удачи.
ИЗГНАНИЕ (плен, ущерб, лат. detrimentum): положение планеты в оппозиции к ее собств. дому (см. достоинства планет). Здесь ее влияние ослабляется и может совсем сойти на нет. Такое положение по своей безрезультатности сравнимо с феральным (см.).
Места изгнания:
-------------------------------------------------------------------
Солнце Водолей
Луна Козерог
Меркурий Стрелец, Рыбы
Венера Скорпион, Овен
Марс Весы, Телец
Юпитер Близнецы, Дева
Сатурн Рак, Лев
Уран Лев
Нептун Дева
Плутон Телец (Весы)
ИЗИДА (греч., лат. Isis):
1. (Исет, Хатор, лат. Isis): у древних египтян - богиня плодородия, воды и ветра, сестра и супруга Озириса, мать Гора и богини Бубастис, первоначально отождествлявшаяся со звездой Сотис (Сириус), затем с Луной и наконец с Венерой (римляне). Счит. тж. хранительницей
Зодиака.
2. (Трансплутон): в астрологии - гипотетическая трансплутоновая планета. В 20-е гг. на ее существование указали голланд. исследователи мадам де Беер и д-р Рейзинк (вместе с тремя другими гипотетическими планетами - Гермесом, Гором и Озирисом); с тех пор астрономы и математики не раз пытались вычислить параметры ее орбиты, но всякий раз приходили к разным результатам. Лишь в 1946 г. амер. астролог М. Севин опубликовал данные, принятые и сегодня. Период обращения: 686 л. Ср. скорость: 0 31' 29" в год. Положение на 01.01.1991: 11 37' Рака. Символ: - (IS). Поскольку в древности И. счит. покровительницей всего небосвода, совр. астрологи не закрепляют за ней какого-л. дома или знака. Некоторые, впрочем, относят ее к Тельцу. Значение: высший интуитивный разум, трансцендентный опыт. В мунданной астрологии прослеживается ее связь с землетрясениями. В I доме натальной карты - чрезмерная акцентуация собственного "Я", познание законов Космоса лишь через преодоление самого себя. Подробнее см.: Jan Tyl, Noel. Holistic Astrology; Bielkine B., Bohnert, Klaus W. Ephemeride der Planetoiden Ceres, Pallas, Juno, Vesta und Cheiron, Isis. Hamburg 1988.
3. В школе Глоба - мистическая планета высшего порядка, "Мать мира", олицетворяющая раскрытие тайн природы, человека и Космоса, особ. у женщин, которым И. дает возможность "пробуждения". Символ -
ИЗУМРУД: см. смарагд.
ИЛЛЮМИНАТЫ (лат. "просветленные"): название неск. религиозно-мистич. орденов XVI-XIX вв. в Европе. Чаще всего под ними понимают орден, осн. Адамом Вейсгауптом (cм.) в 1776 г. в Ингольштадте (Бавария) как альтернатива или высшая ступень масонских обществ, занимавшихся "никому не нужной алхимией". Занятия магией и оккультными науками были для членов ордена запрещены. Организация ордена скорее напоминала иезуитскую. Члены общества делились на несколько разрядов, и только высшему из них открывалась его тайные цели: замена христианской религии деизмом и монархии - республикой. Эти цели, а также трения между руководителями ордена привели к тому, что в 1784 г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В Pоссии были запрещены в 1786 г. и, после краткого возрождения при Павле I, в 1822 г.
ИМАГОГИКА (от лат. imago - "изображение, отражение" и греч. agogi - "обучение, воспитание"): раздел совр. психологии, дисциплина, изучающая образы, возникающие во сне, галлюцинациях, при занятиях медитацией, аутогенной тренировкой или просто в результате активной работы воображения. Образы интерпретируются на основе опыта онейрологии (см.), психоанализа и гештальтпсихологии. Термин введен итал. психопедагогом Антонио Менегетти (р. 1936). Подробнее см.: Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. Л., "Экос", 1991.
ИНГВЕ число: число 7+/-2, описывающее предел способности человеческого восприятия. Впервые установлено опытным путем в 40-х гг. ХХ в. шведским лингвистом В.Г. Ингве (Yngve) как способность оперативной памяти человека хранить не более 7+/-2 единиц информации одновременно - у лиц с ограниченными способностями не менее 5, у способных и тренированных - не более 9. Позже распространено амер. лингвистом и психологом Дж. А. Миллером на особенности восприятия вообще (7 чувств, родственные связи "до седьмого колена" и т.п.). Подробнее см.: "Машинный перевод". Сб., перев. с англ., М., ИЛ, 1957; Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. В сб.: Инженерная психология, М., 1964. О Дж. Миллере и его опытах см.: Иванов С. Магическая семерка. "Наука и религия", N 2-3/90.
ИНКАРНАЦИЯ: см. воплощение.
ИНГРЕССИЯ (от лат. in-gredior, "входить"): "вхождение", момент пересечения планетой границы знака или дома. В астрологии - важный момент, т.к. планета при этом заметно меняет свое влияние. Отмечается в некоторых эфемеридах.
ИНИЦИАЦИЯ (лат. initiatio, "посвящение"): обряд, символизирующий переход человека в иное качество - вступление в права взрослого (бармицве, конфирмация), в общину верующих (обрезание, крещение), в сословие (возведение в дворянское достоинство, постриг, прием в гильдию), в организацию (присяга, клятва) и т.д. В той или иной форме имеется у всех народов мира. Духовные ордена, ассоциации магов, разл. эзотерические школы также часто имеют свои обряды и.
ИНКУБ (лат. incubus, от incubo - "лежать сверху"): у др. римлян - демон ночных кошмаров, в средние века - демон, принимающий вид мужчины и соблазняющий женщин. Ср. суккуб.
ИНКУБАЦИЯ: см. онейрология.
ИХТИОМАНТИЯ (от др.-греч. ichtys - "рыба"): древнее гадание по форме и состоянию внутренностей рыб, см. иеромантия.
И ЦЗИН (I Qing, I Ching, I Ging, "Книга перемен"): гадательная книга древнего Китая, созд. в VIII - VII вв. до н.э. и вошедшая в конфуцианский канон. В этой книге "с наибольшей силой проявилась идея древних о глубокой взаимосвязи природы и человека. В этом литературном памятнике содержатся мысли о времени и вечном изменении, о том, что три великие потенции - небо, человек и земля - находятся в состоянии непрерывного развития и изменения" (Федоренко Н. Древние памятники китайской литературы. М., 1978). Текст и комментарий к 64 гексаграммам (см.) представляет собой гармоничную и совершенную систему ритуального гадания. Все явления и события интерпретируются как результат взаимодействия двух начал, ян и инь. Подробнее см., напр.: I Ging. Das Buch der Wandlungen. Uebers. und Komment. v. Richard Wilhelm. E. Diederichs Verlag, Muenchen 1988; Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1960; Масленников В. Загадки "Книги перемен". "Наука и религия", N 4-5/1990. Й
ЙЕСОД (Yesod, евр. "фундамент, основа"): девятая из 10 сфирот (см.), принадл. к миру Творения (Олам ха-Йецира, царство Природы). Синтезирует влияние высших сфирот и передает его последней из них, Малкут, служа как бы связующим звеном. "Йесод - завершение туловища, знак священного Завета" (Минха ле-Эрев Шаббат). В человеческой душе проявляется в привязанности ко Всевышнему. Из буддийских миров ей соответствуют два: мир ада и мир голодных духов. Из священных имен - Шаддай ("Тот, который довлеет"). Число - 8.
ЙОГА (yoga, санскр. "связь, упряжка"):
1. одна из шести ортодоксальных систем индийской философии, подразделяемая на восемь анг или на разделы: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара (крийяйога) и дхарана, дхьяна и самадхи (раджайога). Pазличают тж. буддхийогу, бхактийогу и кармайогу. Литература по й. достаточно обширна.
2. Pод аспекта в индийской астрологии, определяемый не угловым расстоянием между планетами (дугой), а их взаимосвязью, напр.: "Каласарпа-йога: все планеты, попавшие между Pаху и Кету (правее Pаху, но левее Кету), создают проблемы в жизни"; "Лакшми-йога: Луна, обогнавшая Марс, дает благополучие и благосостояние" и т.д. Подробнее см.: Raman B.V. 300 Important Combinations. Bangalore 1978. К
КАБАН (тж. Свинья - кит. Чжу, яп. И, монг. Гахай): 12-й циклический знак Восточного зодиака. У него водная природа, что прежде всего означает выдержку, терпение. Такой человек обладает удивительной сопротивляемостью по отношению ко всем превратностям жизни. Внешне он всегда спокоен, даже весел, однако внутри у него часто господствует полный мрак. Поэтому отношения с К. редко бывают глубоки: чем глубже в него проникнешь, тем труднее с ним общаться. В доме, в семье, в кругу друзей он играет роль центра. Однако (возможно, именно поэтому) он плохо переносит одиночество. С жизненными трудностями он справляется благодаря врожденной мудрости и интеллигентности.
годы: 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007
часы суток: 21:00-23:00
собственная стихия: вода-инь
цвет: черный (черноватый)
сторона света: север
КАББАЛА, Кабала (от евр. 'кабал - "приобщать, посвящать во что-л."; ср. араб. кыбла - сторона, в которую обращаются мусульмане при молитве, и греч. Кибела, лат. Сybele - богиня плодородия, дочь Сатурна и Земли, которой был посвящен оргиастический культ): эзотерич. учение, результат взаимодействия восточной (халдейской) мистики с иудаизмом, пифагореизмом и неоплатонизмом. По преданию, было передано Богом еще Адаму, затем Моисею и др. пророкам. Впервые систематич. изложено Авраамом бен Давидом Толедским (XII в.). Подразд. на теоретическую (к. июнит), посвященную изучению тайн природы, и прикладную (к. маасит), включ. элементы астрологии, медицины, магии. В основе первой лежат книги Сефер Йецира ("Книга Творения"), приписываемая поэту-мистику II в. н.э. рабби Акибе, и Зогар ("Сияние"), прип. его ученику р. Шимону бар Йохаи. Основу второй сост. по-особому толкуемая Библия (Ветхий Завет) и разл. апокрифические труды, напр., книга Еноха, Шестая и Седьмая книги Моисеевы, труды Соломона (см.). В основе всего, считает к., находится единое Божество, воля которого выражена в числах и словах (см. гематрия). Мироздание зиждется на 10 первых числах и 22 буквах. В мире 3 элемента (огонь, вода, воздух), 7 планет, 12 созвездий; в году 3 времени (холодное, теплое, влажное); в теле человека 3 осн. деления (голова, грудь, живот), 7 ворот. Есть тж. 10 сфирот (см.). Подробнее см., напр.: Каббала или наука о Боге, Вселенной и человеке. Пер. с франц. А.В. Трояновского. СПб., 1910; Сефер Ецира - "Книга Творения", в сб. Аум - Синтез мистических учений Востока и Запада, N 3, М., 1990; Z'ev ben Shimon Halevi. Kabbalah. Tradition of Hidden Knowledge. N.Y. 1985.
КАВСИМОМАНТИЯ (от греч. kausimos - "горючий"): гадание по помещаемым в огонь предметам, обычно - растертой смоле. Если смола сгорала быстро или, наоборот, не загоралась вовсе, это счит. добрым предзнаменованием. Если сначала дымилась и лишь потом загоралась, это предвещало неудачу. Скачущее красноватое пламя также сулило неудачу или поражение, а ровное и светлое - победу. Треск и шипение означали гнев правителя. Лучшим временем для гадания считалось утро и полдень, месяцы - январь и июнь, дни - вторник и четверг. Ср. тж. капномантия, пиромантия.
КАДУЦЕЙ (лат. caduceus): жезл бога Гермеса (Меркурия), трость с обвившимися вокруг него двумя змеями. Так же наз. жезл в деснице Богоматери на иконах как указание на теургическую силу.
КАЗИМИ (Cazimi), аль-Казими: см. планеты "сгоревшие".
КАЙРО (граф Луи Гамон): см. Кейро.
КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, граф, собств. Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, р. 08.06.1743 в Палермо, ум. 26.08.1795 в тюрьме Сан-Леоне под Урбино): итал. естествоиспытатель, оккультист и медиум. Происхождения простонародного, систематич. образования не получил. В Калабрии женился на красавице Лоренце Феличиани. Путешествовал по Европе, торгуя эликсиром долголетия и водой, дающей красоту. Был и в Pоссии под именем "графа Феникса", откуда его вскоре выслали по повелению Екатерины II. Был неоднократно уличаем в мошенничестве, подвергался арестам и в конце концов как "франкмасон" приговорен к пожизненному заточению. Подробнее см., напр.: Карнович Е.П. Замечательные и загадочные личности XIX и ХХ столетий. СПб, 1884, переизд. Л., 1990.
КАЛЛИГPАФИЯ (от греч. kalo - "красиво" и grapho - "пишу"): метод медитации, принятый в Китае и Японии, осн. на традиционном искусстве к. На листе бумаги пишут один или несколько иероглифов, имеющих определенный смысл, связанный с темой медитации, чье-л. имя и т.п., стараясь, чтобы иероглиф получился как можно точнее и изящнее. Созерцание и размышление над иероглифом помогает проникнуть в сущность обозначаемого им понятия и восстановить душевное равновесие. В европ. странах вместо иероглифов пишут руны, буквы своего алфавита или иные знаки. Используют и каббалистические методы (ср. гематрия, нотарикон, темура).
КАМА (санскр.): любовь, чувственные влечения и страсти. В индийской астрол. домами к. считаются III, VII и XI.
КАМНИ ДPАГОЦЕННЫЕ: минералы и др. вещества различной окраски, использовавшиеся в качестве украшений, в магических целях и для гадания, для изготовления ядов и лекарственных средств. Многие из них известны с глубокой древности. Они упоминаются в Библии, в трудах историков (Геродот, Плиний), им посвящались целые трактаты (Феофраст, Парацельс, Альберт Великий). Многие к. связывались с определенными планетами и знаками Зодиака. Представление о 12 небесных вратах (знаках) нашло отражение в составе наперсника (нагрудного украшения) первосвященника у древних иудеев (Исход, гл. 28) и фундамента Небесного Иерусалима, увиденного автором Апокалипсиса (Откровение, гл. 21) - в обоих случаях перечисляются 12 к., хотя и различных:
Ветхий Завет Новый Завет (Откровение) --------------------------------------------------------------------
рубин яспис
топаз сапфир
изумруд халкидон
|
|||||||
|