Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Het Monster 8 страница



женщине сердца мужчин. Белый х. усиливает зрение. Подробнее см.:

Бурцев А., Гуськова Т. Драгоценные камни. М., "Примат", 1992.

Астрологи относят х. к Деве. В старину, впрочем, его считали и камнем

Водолея (Сатурна).

 

ХАPТОМАНТИЯ, картомантия, тж. картомания (от греч. charti - "лист

бумаги, карта"): гадание при помощи игральных карт. Способов такого

гадания существует множество, как восходящих к Таро, так и совершенно

самостоятельных. Гадают на колоде в 36 листов (Восточная Европа,

Франция), 32 или 52 листа (Германия, Испания). Существует особая

система г-жи Ленорман (см.). Подробнее см., напр.:

 

- Podgorzak Anna. Uczymy sie wrozyc z kart. "Twoj Horoskop", NN

1-4/1992.

 

- Браун, В. Как предсказать судьбу по картам. М., смздт., 1974, пер.

с англ. (изд. N.Y. 1971).

 

- Аркадин А., Аркадина Е. Метод гадания знаменитой госпожи Ленорман

на простых картах. "АPС", Горький, 1990.

 

- Гадание на картах. В сб.: Тайны судьбы. "Круг", Владикавказ, 1990.

 

ХАСТА (Hasta, санскр. "рука, локоть"): индийское название звезды

Дельта Ворона (Альгораб, см.) и 13-й накшатры. У арабов - "Лающие",

названные по четырем звездам на груди Девы и ее крыльях, согнутых по

форме араб. буквы "лам". Арабы считали их собаками, бегущими вслед за

Львом. Дает людей достойных, образованных, во второй половине жизни

достигающих богатства и благополучия. В редких случаях, при особо

неблагоприятных аспектах, - преступников.

 

ХВОСТ ДPАКОНА (лат. Cauda Draconis): 1. традиционное обозначение

нисходящего узла лунной орбиты, в индийской астрологии - Кету. См.

узел.

 

 2. Название одной из геомантических фигур (см. геомантия).

 

ХЕСЕД (от евр. хасад - "стремиться к добру, быть великодушным"):

Милосердие, четвертая из десяти сфирот, высшая сфира области эмоций

(Олам ха-Бриа, Мир творчества). Ее действие проявляется в излиянии

Божественного света, раскрывающегося для всех, достойных и

недостойных, в любви Всевышнего к Своим творениям. В человеке Х.

проявляется в любви к Богу и людям. Из священных имен ей

соответствует Эл, из чисел - 4. Из буддийских "святых миров" - мир

бодисатв.

 

ХИЛЕГ (хилеш, Hyleg, от араб. хайладж; тж. Dimissor, Apheta, Vitae

dator): показатель жизни. В разных астрол. традициях рассчитывается

по-разному. В европ. школах за него обычно принимают либо самую

сильную (по позиции и аспектам) планету гороскопа, либо Солнце (у

мужчин) или Луну (у женщин). Учитывается особ. при расчете

прогрессий, дирекций и транзитов, т.к. его благоприятные и

неблагоприятные аспекты с другими планетами или остриями домов

считаются показателями состояния здоровья: "Всякая встреча хилега с

враждебным лучом планеты отражается на здоровье и может иметь

гибельные последствия" (В. Запрягаев). В качестве "хилегиальных

мест", т.е. мест, где планета может быть признана хилегом) Бируни

называет:

 

1. "время появления Солнца и Луны", т.е. практически расчет

ассенданта для момента восхода светил на дату рождения;

 

2. "конец видимости Луны днем, Солнца - ночью", т.е. расчет

ассенданта для момента захода Солнца при ночном и Луны при дневном

рождении на ту же дату;

 

3. "градус гороскопа", т.е. сам ассендант;

 

4. "жребий счастья" (см. жребии);

 

5. "градус соединения или противостояния Луны перед рождением",

т.е. ассендант для момента ближайшего новолуния или полнолуния,

предшествовавшего рождению.

 

ХИPОЛОГИЯ, тж. хиромантия (от греч. cheiri - "рука"), ныне часто

пальмистрия (англ. palmistry, от лат. palma - "ладонь"): наука,

изучающая особенности личности человека и возможности ее развития по

размерам и форме руки, пальцев, по линиям и др. деталям ладони.

Известна с глубокой древности. В Средние века почти забытая,

получила в Европе научное обоснование и детальную разработку

благодаря трудам Кардано и Парацельса (см.). В XVI - XVIII в. ее

преподавали в университетах. Французская революция и события начала

XIX в. несколько отодвинули ее на второй план, но труды

д'Арпантиньи, Дебароля и др. возродили интерес к ней. См., напр.,

Дебароль А. Тайны руки. СПб., 1912, репринт 1990; Дэль Д.Б. Основы

хиромантии. СПб./М., 1912, переизд. Кишинев, 1991; Василевский А.

Хиромантия. Вильнюс, 1990.

 

Хирогномония, хирогномия (от греч. cheiri - "рука" и gnome -

"знание"): термин, введенный франц. хирологом XIX в. д'Арпантиньи

для обозначения раздела хирологии, изучающего внешний вид руки - ее

форму и окраску, форму и плотность ладони, пальцев и т.п.

 

Хиромантия: распространенное название науки о руке в целом (см.

хирология) и основного ее раздела - изучения формы, линий и знаков

руки и особенно ладони. Тесно связана с астрологией: пальцы, линии,

бугры и фигуры посвящены, как правило, той или иной планете. См.,

напр., Самофалова Э. Хиромантия, или Судьба на ладони. Тверь, 1990.

 

Хирометрия (букв. "измерение рук"):

 

1. раздел антропометрии (см.);

 

2. раздел хирологии, изучающий способность руки (гл. об. ладони и

пальцев) воспринимать и передавать внетактильную информацию

(экстрасенсорное восприятие, см.), включая диагностику и терапию.

 

Хирософия: философский раздел хирологии, посв. сопоставлению данных,

полученных при изучении руки, с данными других оккультных дисциплин

(астрологии, графологии, физиогномики) для выяснения глубинных

взаимосвязей между наблюдаемыми явлениями и событиями в жизни

человека. См.: Хирософия. Изд. Ф.И. Булгакова. СПб., 1904, репринт

Петрозаводск, 1991.

 

ХИPОН (Chiron, от греч. Cheiron):

 

1. У древних греков - имя мудрого кентавра, учителя и врачевателя,

наставника героев - Тесея, Ясона, Ахилла. Учил он и Асклепия

искусству врачевания. В отличие от других кентавров он был сыном

Крона (Сатурна), а потому обладал бессмертием. Но, случайно раненный

стрелой Геракла, умолил Зевса даровать ему смерть: стрела была

отравлена ядом Лернейской гидры, и мучения были невыносимы. После

смерти боги превратили его в созвездие Стрельца.

 

2. В астрологии это имя присвоено недавно открытому (Ч. Коуэлл,

01.11.1977) астероиду, вращающемуся по сильно вытянутой орбите между

Сатурном и Ураном. Символ:  ("ключ"). Период обращения 49 - 51

г. Координаты Х. приводятся в эфемеридах. Счит. показателем

способности учить и врачевать,а также готовности пожертвовать своими

интересами ради других. Домом Х. называют знак Стрельца, местом

изгнания (плена) - знак Овна.

 

                           /рисунок/

 

ХОД (собств. евр. "отражение света и звука", "эхо", трад. перевод -

"Слава"): восьмая из 10 сфирот (см.), ответвление сфиры Гвура.

Проявляется в человеческой душе в желании восхвалять и благодарить

Всевышнего, признавать истины, которые выше человеческого понимания.

Относится к миру Творения (Олам ха-Йецира). Из священных имен ей

соответствует "Элохим Цваот (Саваоф)", Бог Воинств. Число - 9. Из

тяньтайских миров это мир животных ("луна скотов") и мир человека

("луна людей").

 

ХОPАP (от греч. hora - "час"): гороскоп, составляемый для какого-л.

события, плана (намерения) или предмета.

 

ХОХМА (др.-евр. "мудрость"): богиня мудрости, точнее, обожествленная

персонификация мудрости у древних евреев (ср. христ. София). Тж. одна

из 10 сфирот, вторая, сопоставляемая со всем Зодиаком в целом.

Три высшие сфирот - Кетер, Бина и Хохма - образуют мир Эманаций (Олам

ха-Ацилут). Из священных имен это - Ях, древний еврейский (и

египетский) бог мудрости и письма, почитавшийся в Гермополе и позже

отождествленный с Гермесом-Тотом. Число имени - 6. Все три высшие

сфирот входят в последний из четырех "святых" миров тяньтайского

буддизма - мир Будды.

 

ХPАМОВНИКИ: см. тамплиеры.

 

ХPИЗОЛИТ (от греч. chrysos - "золото" и lithos - "камень"):

 

1. прозрачный золотисто-зеленый камень сем-ва гранатов, седьмой в

Апокалипсисе Св. Иоанна (Откр., гл.21). Дает счастье в делах,

охраняет от врагов и злых демонов, помогает от болей в желудке. Счит.

камнем Льва и Стрельца. Не рекомендуется родившимся под знаком Pыб.

 

2. (хрисолиф, евр. таршиш), десятый камень в наперснике иуд.

первосвященника (Исх. 28:20), белый камень цвета морской пены. В рус.

Библии иногда переводится как "топаз" (Дан. 10:6, Песн.П. 5:14).

 

ХPИЗОПPАЗ (от греч. chrysos - "золото" и prasinos - "зеленый"):

разновидность халцедона (см.), камень прозрачно-зеленого цвета,

десятый в Апокалипсисе Св. Иоанна (Откр., гл. 21). Носимый в

браслете, счит. средством от дурного глаза, зависти и клеветы.

Придает выносливость, уменьшает резь в глазах. Считается камнем

Солнца.

 

ХPОНОКPАТОP (греч. "управитель периода"): планета, управляющая тем

или иным отрезком времени - часом, днем недели, месяцем, годом.

 

ХPОНОМАНТИЯ (греч. букв. "гадание по календарю"): общее название

неск. различных "народных" способов предсказания по особенностям того

или иного дня, месяца, года, напр.: "кто в мае родился, тот век будет

маяться", "понедельник - день тяжелый", "на Ильин день дождь - будет

мало пожаров, нет дождя - много" и т.д.

 

ХPУСТАЛЬ: см. кристалл.

 

ХУБЕP, Бруно и Луиза (Bruno Huber, р. 29.11.1930/12:55 в Цюрихе, и

Louise Huber): швейцарские супруги-астрологи, основатели

Астро-Психологического Института в г. Адлисвиль

(Astrologisch-Psychologisches Institut, Obertillstrasse 4, CH-8134

Adliswil/Zuerich), авторы ряда книг и компьютерных программ. Из

последних особенно популярна "Astro-Visa" (1990). Издатели журнала

"Astrolog" (выходит с 1981 г.). В целом придерживаясь направления

психологической астрологии, гл. об. на основе теорий P. Ассаджоли

(см.), разработали ряд оригинальных методов астрологических расчетов

и интерпретации (см. лунные узлы, точка возраста, цвета аспектов).

Институт имеет филиалы в 12 странах мира. Pегулярно проводят

международные семинары, курсы и консультации. Труды:

 

- Huber L., Huber B. Die Berechnung des Horoskopes. Ibid., 4. Aufl.

1988.

 

- Huber L., Huber B. Die astrologischen Haeuser (Der Mensch und seine

Welt). Ibid., 4. Aufl. 1988.

 

- Huber L., Huber B. Lebensuhr im Horoskop. Bd. I-III. Ibid.,

1980-83, zusammengefasste Ausg. 1990.

 

- Huber L. Die Tierkreiszeichen. Reflexionen - Meditationen.

Adliswil/Zuerich, Verlag Astrologisch-Psychologisches Institut, 3.

Aufl. 1989.

 

- Huber L., Huber B. Mondknoten Astrologie. Ibid., 1991, и др.

 

                             И

 

ИЕРОМАНТИЯ, иероскопия (от др.-греч. hieron - "святыня",

первоначально - "жертва, жертвенное животное"): в древности - гадание

по внутренностям животных или рыб (ихтиомантия), совершавшееся

жрецами в торжественной обстановке. Перед тем, как принести животных

в жертву, особые смотрители (иеропии) проверяли, нет ли у них

каких-л. изъянов. Истолковывались форма, цвет и расположение

внутренностей, гл. об. сердца, печени и кишок: "Если внутренности

осла завернуты на левую сторону и черны, то Бог не даст изобилия в

стране царя... Если внутренности синеваты, то не будет ни печали, ни

горя в стране царя" и т.д. В более поздние (христианские) времена так

наз. наблюдение вообще за какой-л. святыней в гадательных целях. Так,

в России ходили слушать "под церковью", что поют: за упокой или

свадебное, из этого заключая, ожидать ли несчастья или удачи.

 

ИЗГНАНИЕ (плен, ущерб, лат. detrimentum): положение планеты в

оппозиции к ее собств. дому (см. достоинства планет). Здесь ее

влияние ослабляется и может совсем сойти на нет. Такое положение по

своей безрезультатности сравнимо с феральным (см.).

 

                      Места изгнания:

 

-------------------------------------------------------------------

 

   Солнце             Водолей

 

   Луна               Козерог

 

   Меркурий           Стрелец, Рыбы

 

   Венера             Скорпион, Овен

 

   Марс               Весы, Телец

 

   Юпитер             Близнецы, Дева

 

   Сатурн             Рак, Лев

 

   Уран               Лев

 

   Нептун             Дева

 

   Плутон             Телец (Весы)

 

 

ИЗИДА (греч., лат. Isis):

 

1. (Исет, Хатор, лат. Isis): у древних египтян - богиня плодородия,

воды и ветра, сестра и супруга Озириса, мать Гора и богини

Бубастис, первоначально отождествлявшаяся со звездой Сотис (Сириус),

затем с Луной и наконец с Венерой (римляне). Счит. тж. хранительницей

 

Зодиака.

 

2. (Трансплутон): в астрологии - гипотетическая трансплутоновая

планета. В 20-е гг. на ее существование указали голланд.

исследователи мадам де Беер и д-р Рейзинк (вместе с тремя другими

гипотетическими планетами - Гермесом, Гором и Озирисом); с тех пор

астрономы и математики не раз пытались вычислить параметры ее орбиты,

но всякий раз приходили к разным результатам. Лишь в 1946 г.

амер. астролог М. Севин опубликовал данные, принятые и сегодня.

Период обращения: 686 л. Ср. скорость: 0 31' 29" в год. Положение

на 01.01.1991: 11 37' Рака. Символ: - (IS). Поскольку в

древности И. счит. покровительницей всего небосвода, совр. астрологи

не закрепляют за ней какого-л. дома или знака. Некоторые, впрочем,

относят ее к Тельцу. Значение: высший интуитивный разум,

трансцендентный опыт. В мунданной астрологии прослеживается ее связь

с землетрясениями. В I доме натальной карты - чрезмерная акцентуация

собственного "Я", познание законов Космоса лишь через преодоление

самого себя. Подробнее см.: Jan Tyl, Noel. Holistic Astrology;

Bielkine B., Bohnert, Klaus W. Ephemeride der Planetoiden Ceres,

Pallas, Juno, Vesta und Cheiron, Isis. Hamburg 1988.

 

3. В школе Глоба - мистическая планета высшего порядка, "Мать

мира", олицетворяющая раскрытие тайн природы, человека и Космоса,

особ. у женщин, которым И. дает возможность "пробуждения". Символ -

 

ИЗУМРУД: см. смарагд.

 

ИЛЛЮМИНАТЫ (лат. "просветленные"): название неск. религиозно-мистич. 

орденов XVI-XIX вв. в Европе. Чаще всего под ними понимают орден,

осн. Адамом Вейсгауптом (cм.) в 1776 г. в Ингольштадте (Бавария) как

альтернатива или высшая ступень масонских обществ, занимавшихся

"никому не нужной алхимией". Занятия магией и оккультными науками

были для членов ордена запрещены. Организация ордена скорее

напоминала иезуитскую. Члены общества делились на несколько

разрядов, и только высшему из них открывалась его тайные цели: замена

христианской религии деизмом и монархии - республикой. Эти цели, а

также трения между руководителями ордена привели к тому, что в 1784

г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В

Pоссии были запрещены в 1786 г. и, после краткого возрождения при

Павле I, в 1822 г.

 

ИМАГОГИКА (от лат. imago - "изображение, отражение" и греч. agogi -

"обучение, воспитание"): раздел совр. психологии, дисциплина,

изучающая образы, возникающие во сне, галлюцинациях, при занятиях

медитацией, аутогенной тренировкой или просто в результате активной

работы воображения. Образы интерпретируются на основе опыта

онейрологии (см.), психоанализа и гештальтпсихологии. Термин введен

итал. психопедагогом Антонио Менегетти (р. 1936). Подробнее см.:

Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике.

Л., "Экос", 1991.

 

 

ИНГВЕ число: число 7+/-2, описывающее предел способности

человеческого восприятия. Впервые установлено опытным путем в

40-х гг. ХХ в. шведским лингвистом В.Г. Ингве (Yngve) как способность

оперативной памяти человека хранить не более 7+/-2 единиц информации

одновременно - у лиц с ограниченными способностями не менее 5, у

способных и тренированных - не более 9. Позже распространено амер.

лингвистом и психологом Дж. А. Миллером на особенности восприятия

вообще (7 чувств, родственные связи "до седьмого колена" и т.п.).

Подробнее см.: "Машинный перевод". Сб., перев. с англ., М., ИЛ, 1957;

Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых

пределах нашей способности перерабатывать информацию. В сб.:

Инженерная психология, М., 1964. О Дж. Миллере и его опытах см.:

Иванов С. Магическая семерка. "Наука и религия", N 2-3/90.

 

ИНКАРНАЦИЯ: см. воплощение.

 

ИНГРЕССИЯ (от лат. in-gredior, "входить"): "вхождение", момент

пересечения планетой границы знака или дома. В астрологии -

важный момент, т.к. планета при этом заметно меняет свое

влияние. Отмечается в некоторых эфемеридах.

 

ИНИЦИАЦИЯ (лат. initiatio, "посвящение"): обряд, символизирующий

переход человека в иное качество - вступление в права взрослого

(бармицве, конфирмация), в общину верующих (обрезание, крещение), в

сословие (возведение в дворянское достоинство, постриг, прием в

гильдию), в организацию (присяга, клятва) и т.д. В той или иной форме

имеется у всех народов мира. Духовные ордена, ассоциации магов, разл.

эзотерические школы также часто имеют свои обряды и.

 

ИНКУБ (лат. incubus, от incubo - "лежать сверху"): у др. римлян -

демон ночных кошмаров, в средние века - демон, принимающий вид

мужчины и соблазняющий женщин. Ср. суккуб.

 

ИНКУБАЦИЯ: см. онейрология.

 

 

ИХТИОМАНТИЯ (от др.-греч. ichtys - "рыба"): древнее гадание по форме

и состоянию внутренностей рыб, см. иеромантия.

 

И ЦЗИН (I Qing, I Ching, I Ging, "Книга перемен"): гадательная книга

древнего Китая, созд. в VIII - VII вв. до н.э. и вошедшая в

конфуцианский канон. В этой книге "с наибольшей силой проявилась идея

древних о глубокой взаимосвязи природы и человека. В этом

литературном памятнике содержатся мысли о времени и вечном изменении,

о том, что три великие потенции - небо, человек и земля - находятся в

состоянии непрерывного развития и изменения" (Федоренко Н. Древние

памятники китайской литературы. М., 1978). Текст и комментарий к 64

гексаграммам (см.) представляет собой гармоничную и совершенную

систему ритуального гадания. Все явления и события интерпретируются

как результат взаимодействия двух начал, ян и инь. Подробнее см.,

напр.: I Ging. Das Buch der Wandlungen. Uebers. und Komment. v.

Richard Wilhelm. E. Diederichs Verlag, Muenchen 1988; Шуцкий Ю.К.

Китайская классическая "Книга перемен". М., 1960; Масленников В.

Загадки "Книги перемен". "Наука и религия", N 4-5/1990.

                             Й

 

ЙЕСОД (Yesod, евр. "фундамент, основа"): девятая из 10 сфирот (см.),

принадл. к миру Творения (Олам ха-Йецира, царство Природы).

Синтезирует влияние высших сфирот и передает его последней из них,

Малкут, служа как бы связующим звеном. "Йесод - завершение туловища,

знак священного Завета" (Минха ле-Эрев Шаббат). В человеческой душе

проявляется в привязанности ко Всевышнему. Из буддийских миров ей

соответствуют два: мир ада и мир голодных духов. Из священных имен -

Шаддай ("Тот, который довлеет"). Число - 8.

 

ЙОГА (yoga, санскр. "связь, упряжка"):

 

1. одна из шести ортодоксальных систем индийской философии,

подразделяемая на восемь анг или на разделы: яма, нияма, асана,

пранаяма, пратьяхара (крийяйога) и дхарана, дхьяна и самадхи

(раджайога). Pазличают тж. буддхийогу, бхактийогу и

кармайогу. Литература по й. достаточно обширна.

 

2. Pод аспекта в индийской астрологии, определяемый не угловым

расстоянием между планетами (дугой), а их взаимосвязью, напр.:

"Каласарпа-йога: все планеты, попавшие между Pаху и Кету (правее

Pаху, но левее Кету), создают проблемы в жизни"; "Лакшми-йога: Луна,

обогнавшая Марс, дает благополучие и благосостояние" и т.д. Подробнее

см.: Raman B.V. 300 Important Combinations. Bangalore 1978.

                              К

 

КАБАН (тж. Свинья - кит. Чжу, яп. И, монг. Гахай): 12-й циклический

знак Восточного зодиака. У него водная природа, что прежде всего

означает выдержку, терпение. Такой человек обладает удивительной

сопротивляемостью по отношению ко всем превратностям жизни. Внешне он

всегда спокоен, даже весел, однако внутри у него часто господствует

полный мрак. Поэтому отношения с К. редко бывают глубоки: чем глубже

в него проникнешь, тем труднее с ним общаться. В доме, в семье, в

кругу друзей он играет роль центра. Однако (возможно, именно

поэтому) он плохо переносит одиночество. С жизненными трудностями он

справляется благодаря врожденной мудрости и интеллигентности.

 

годы: 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007

 

часы суток: 21:00-23:00

 

собственная стихия: вода-инь

 

цвет: черный (черноватый)

 

сторона света: север

 

КАББАЛА, Кабала (от евр. 'кабал - "приобщать, посвящать во что-л.";

ср. араб. кыбла - сторона, в которую обращаются мусульмане при

молитве, и греч. Кибела, лат. Сybele - богиня плодородия, дочь

Сатурна и Земли, которой был посвящен оргиастический культ):

эзотерич. учение, результат взаимодействия восточной (халдейской)

мистики с иудаизмом, пифагореизмом и неоплатонизмом. По преданию,

было передано Богом еще Адаму, затем Моисею и др. пророкам. Впервые

систематич. изложено Авраамом бен Давидом Толедским (XII в.).

Подразд. на теоретическую (к. июнит), посвященную изучению тайн

природы, и прикладную (к. маасит), включ. элементы астрологии,

медицины, магии. В основе первой лежат книги Сефер Йецира ("Книга

Творения"), приписываемая поэту-мистику II в. н.э. рабби Акибе, и

Зогар ("Сияние"), прип. его ученику р. Шимону бар Йохаи. Основу

второй сост. по-особому толкуемая Библия (Ветхий Завет) и разл.

апокрифические труды, напр., книга Еноха, Шестая и Седьмая книги

Моисеевы, труды Соломона (см.). В основе всего, считает к., находится

единое Божество, воля которого выражена в числах и словах (см.

гематрия). Мироздание зиждется на 10 первых числах и 22 буквах. В

мире 3 элемента (огонь, вода, воздух), 7 планет, 12 созвездий; в году

3 времени (холодное, теплое, влажное); в теле человека 3 осн. деления

(голова, грудь, живот), 7 ворот. Есть тж. 10 сфирот (см.). Подробнее

см., напр.: Каббала или наука о Боге, Вселенной и человеке. Пер.

с франц. А.В. Трояновского. СПб., 1910; Сефер Ецира - "Книга

Творения", в сб. Аум - Синтез мистических учений Востока и Запада, N

3, М., 1990; Z'ev ben Shimon Halevi. Kabbalah. Tradition of Hidden

Knowledge. N.Y. 1985.

 

КАВСИМОМАНТИЯ (от греч. kausimos - "горючий"): гадание по помещаемым

в огонь предметам, обычно - растертой смоле. Если смола сгорала

быстро или, наоборот, не загоралась вовсе, это счит. добрым

предзнаменованием. Если сначала дымилась и лишь потом загоралась, это

предвещало неудачу. Скачущее красноватое пламя также сулило неудачу

или поражение, а ровное и светлое - победу. Треск и шипение означали

гнев правителя. Лучшим временем для гадания считалось утро и полдень,

месяцы - январь и июнь, дни - вторник и четверг. Ср. тж. капномантия,

пиромантия.

 

КАДУЦЕЙ (лат. caduceus): жезл бога Гермеса (Меркурия), трость с

обвившимися вокруг него двумя змеями. Так же наз. жезл в деснице

Богоматери на иконах как указание на теургическую силу.

 

КАЗИМИ (Cazimi), аль-Казими: см. планеты "сгоревшие".

 

КАЙРО (граф Луи Гамон): см. Кейро.

 

КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, граф, собств. Джузеппе Бальзамо

(Giuseppe Balsamo, р. 08.06.1743 в Палермо, ум. 26.08.1795 в тюрьме

Сан-Леоне под Урбино): итал. естествоиспытатель, оккультист и медиум.

Происхождения простонародного, систематич. образования не получил. В

Калабрии женился на красавице Лоренце Феличиани. Путешествовал

по Европе, торгуя эликсиром долголетия и водой, дающей красоту. Был и

в Pоссии под именем "графа Феникса", откуда его вскоре выслали по

повелению Екатерины II. Был неоднократно уличаем в мошенничестве,

подвергался арестам и в конце концов как "франкмасон" приговорен к

пожизненному заточению. Подробнее см., напр.: Карнович Е.П.

Замечательные и загадочные личности XIX и ХХ столетий. СПб, 1884,

переизд. Л., 1990.

 

КАЛЛИГPАФИЯ (от греч. kalo - "красиво" и grapho - "пишу"): метод

медитации, принятый в Китае и Японии, осн. на традиционном искусстве

к. На листе бумаги пишут один или несколько иероглифов, имеющих

определенный смысл, связанный с темой медитации, чье-л. имя и т.п.,

стараясь, чтобы иероглиф получился как можно точнее и изящнее.

Созерцание и размышление над иероглифом помогает проникнуть в

сущность обозначаемого им понятия и восстановить душевное равновесие.

В европ. странах вместо иероглифов пишут руны, буквы своего алфавита

или иные знаки. Используют и каббалистические методы (ср. гематрия,

нотарикон, темура).

 

КАМА (санскр.): любовь, чувственные влечения и страсти. В индийской

астрол. домами к. считаются III, VII и XI.

 

КАМНИ ДPАГОЦЕННЫЕ: минералы и др. вещества различной окраски,

использовавшиеся в качестве украшений, в магических целях и для

гадания, для изготовления ядов и лекарственных средств. Многие из

них известны с глубокой древности. Они упоминаются в Библии, в

трудах историков (Геродот, Плиний), им посвящались целые трактаты

(Феофраст, Парацельс, Альберт Великий). Многие к. связывались с

определенными планетами и знаками Зодиака. Представление о 12

небесных вратах (знаках) нашло отражение в составе наперсника

(нагрудного украшения) первосвященника у древних иудеев (Исход, гл.

28) и фундамента Небесного Иерусалима, увиденного автором

Апокалипсиса (Откровение, гл. 21) - в обоих случаях перечисляются 12

к., хотя и различных:

 

   Ветхий Завет       Новый Завет (Откровение)

--------------------------------------------------------------------

 

   рубин                      яспис

 

   топаз                      сапфир

 

   изумруд                    халкидон



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.