Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОРТАЛ(франц. portal, от лат, porta – ворота, вход) – архитектурное оформление входа в здание.



 

Краткий словарь основных архитектурных и

 строительных терминов

 

1. АЛЬКОВ(франц. alcove, через исп., от араб, al-qubba – маленькая комнатка) – углубление, ниша в стене.

 

2. АНКЕР(нем. anker – крюк, якорь) – крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования.  

Термин «анкер» применяется также в смысле «промежуточная деталь» (анкерная связь, анкерная плита).

 

3. АНСАМБЛЬ(франц. ensemble – вместе, сразу, от semblable –похожий, подобный; греч., лат. symplegas – сцепление, сплетение) – художественно-образная целостность частей, каждая из которых вполне законченная композиция.

Ансамбль, таким образом, представляет собой более сложную целостность, чем обычная архитектурная композиция.

 

4. АНТАБЛЕМЕНТ(франц. entablement – надстолье, от лат. tabula – стол, доска, плита) – в классической архитектуре – одна из частей ордера, горизонтальное перекрытие, опирающееся на колонну, пилон, стену.

Иначе – несомая часть архитектурного ордера (в отличие от несущей опоры).

Антаблемент членится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз.

 

5. АНТРЕСОЛЬ(франц. entresol – «перед потолком»; лат. solum – перекрытие, потолок) – а) в интерьере (внутреннем помещении) здания – верхняя часть, отделенная внутренним перекрытием, балконом, галереей.

 Иначе – верхний полуэтаж (меньше нижнего по высоте).

В древнерусской архитектуре ему соответствует термин полати;

б) в современном «звучании» – полка под потолком квартиры.

 

6. АНФИЛАДА(франц. enfilade – «по нитке», от лат. filare – вытягивать в нитку, линию) – ряд внутренних помещений, комнат, залов, расположенных вдоль одной оси.

Дверные проемы анфилады позволяют просматривать ее насквозь, что придает интерьеру особую торжественность, парадность.

 

7. АПСИДА(абсида) (лат. apsida, abcida) – выступ здания, как правило, полукруглый в плане, перекрытый полукуполом или полусводом.

В христианском зодчестве – алтарный выступ, ориентированный на восток.

Перекрытие апсиды называют  конхой.

 

8. АРХИВОЛЬТ– лепной архитрав, криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

 

9. АРХИТРАВ(франц. architrave, от греч. archi – главный и лат. trabs – балка) – а) в классической архитектуре нижняя из трех частей антаблемента;

б) балка, опирающаяся непосредственно на колонны или пилоны.

 

10. АЭРАЦИЯ– организованный и регулируемый естественный воздухообмен в помещении (вентиляция), который осуществляется в основном под воздействием разности давления воздуха внутри и снаружи здания.

 

11. БАЛКОН(франц. balcon, итал. balcone, от лат. balcus – балка) – площадка с ограждением, выступающая от стены здания или в интерьере (например, в зале).

 

12. БАЛЮСТРАДА– ряд балясин.

 

13. БАЛЯСИНА– фигурный столбик или колонка, поддерживающая лестничные перила или горизонтальную балку.

 

14. БАРЕЛЬЕФ– тип скульптурного рельефа, фигуры которого выступают из плоскости фона менее чем на половину своего объема.

 

15. БЕЛЬВЕДЕР(итал. belvedere, франц. bellevue – «красивый вид», от лат. bellus – великолепный и videre – смотреть, осматривать) – а) постройка, расположенная на возвышении: дворец, беседка на холме, с которого открывается красивый вид;

б) башня, надстройка, ротонда на кровле здания либо здание с галереей, лоджией наверху, открытая со всех сторон, крытая сверху терраса, обычно над зданием.

 

16. БЕЛЬЭТАЖ(от франц. bel – красивый и e'tage – ярус, уровень) – второй снизу после цокольного этаж здания.

Обычно более высокий, чем первый, в нем располагаются парадные анфилады комнат, отсюда название.

 

17. БРАНДМАУЭР(от нем. Brand – огонь и Mauer – стена) – глухая высокая стена, обычно без окон, предназначается для разъединения смежных помещений одного здания либо двух смежных зданий с целью воспрепятствовать распространению пожара. Брандмауэр выполняется из несгораемых материалов.

 

18. БУЛЬВАР(франц. boulevard, от нидерл. bolwerk, нем. Bollwerk) – широкая улица с посадками деревьев, проложенная на месте прежних крепостных валов и стен.

 

19. ВЕРАНДА– как правило, остекленная неотапливаемая пристройка к зданию дачного типа.

 

20. ВЕСТИБЮЛЬ(франц. vestibule, от лат. vestibulum) – помещение при входе в здание.

Особую важность приобрел в странах с холодным климатом, для защиты от теплопотерь.

В России применительно к частным домам чаще употреблялись названия «прихожая» или «крытые сени», а слово вестибюль использовалось для общественных зданий.

 

21. ВИТРАЖ– а) тип окна; б) живописное изображение из кусков разноцветного стекла в ажурном окне.

 

22. ГАЛЕРЕЯ(итал. galleria, от galla – открытый) – полуоткрытое светлое протяженное помещение, ограниченное с одной или с обеих длинных сторон отдельно стоящими опорами, чаще всего колоннами.

 

23. ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ– слой водонепроницаемого материала, предотвращающий доступ воды в конструкции здания.

 

24. ДВУСВЕТНЫЙ ЗАЛ– парадное помещение, зал с высотой стен в два этажа (не разделенных перекрытием) и двумя рядами окон. «Вторым светом» называют верхний ярус окон.

 

25. ДВУСКАТНАЯ(ОСТРОКОНЕЧНАЯ)

 

 26. КРЫША– тип крыши с фронтонным завершением.

 

27. ЕНДОВА: см. Разжелобок.

 

28. ЖАЛЮЗИЙНОЕ ОКНО– оконный проем, закрытый планками внахлест, обеспечивающими вентиляцию, не пропускающий капли дождя и солнечные лучи.

 

29. ЗЕРКАЛО– в архитектуре зеркалом называют любую плоскость, ограниченную профилированной рамой, багетом, например среднюю часть плафона.

 

30. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ– почти мистическая пропорция, известная с древнейших времён; на ее основании Ле Корбюзье вывел свой «Модулор».

Используется при нахождении максимально уравновешенных пропорций между частями их элементами зданий или сооружений.

Принцип Золотого сечения заключается в следующем: деление целого на две неравные части пропорционально в том случае, когда меньшая часть (примерно 38%), относится к большей части (примерно 62 %), так, как большая к целому и наоборот.

 

31. ИМПОСТ(франц. imposte, итал. imposta, от лат. impono – возлагаю, ставлю) – а) завершающая часть колонны или стены, имеющая вид полочки или фигурного карниза, являющаяся опорой для вышерасположенной арки;

б) перемычка над оконным или дверным проемом того же назначения.

 

32. ИНСОЛЯЦИЯ– степень освещенности солнечным светом зданий, сооружений и их внутренних помещений.

 

33. ИНТЕРЬЕР(франц. inte'rieur – «внутренний свет», из лат. intra – внутри) – в архитектуре – вид изнутри на любой объект, противоположно значению экстерьер – вид снаружи.

В более узком значении – внутреннее пространство здания со всем убранством и элементами отделки.

 

34. ИНЦЕРТ– облицовка бетонных поверхностей природными или искусственными камнями неправильной формы.

 

35. КАМИН– открытый очаг, предназначенный для обогрева помещения.

Камин обладает малым КПД (5–20%), поэтому имеет в основном декоративное значение.

К положительным качествам камина можно отнести усиленную вытяжку комнатного воздуха, что хорошо вентилирует помещение.

 

36. КАНЕЛЮРЫ– вертикальные и горизонтальные желоба на колоннах (вертикальные) и базах колонн (горизонтальные).

 

37. КАПИТЕЛЬ– конструктивно капитель – верхняя часть вертикальной опоры (стойки, колонны, пилястры), воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

Из античной архитектуры известны четыре основных типа капитель дорическая, капитель ионическая, капитель коринфская и, являющаяся соединением последних двух – композитная капитель.

 

38. КАРНИЗ(нем. Kamies, от итал. cornice, лат. coronis – венчающий, загнутый) – а) в классической архитектуре верхняя выступающая часть антаблемента, венчающая часть здания, выступ, край кровли;

б) горизонтальный, чаще всего профилированный выступ из плоскости стены.

Его утилитарная функция – отводить сток дождевой воды с крыши здания и защитить стены от дождя, талой воды и т.д.

Эстетическая – зрительно завершать композицию здания, отделяя её от неба.

Карнизы в зависимости от местоположения и назначения могут быть: главные (венчающие), которые венчают верхнюю часть стены; промежуточные (см.поясок); сандрики, которые устраиваются над оконными проёмами (см. сандрик).

 

39. КВАРТАЛ– объединённая одним двором группа жилых домов, предполагающая целостность архитектурного замысла и соблюдение экономических противопожарных и санитарно-гигиенических требований.

Может граничить с улицами.

 

40. КЕССОН– а) квадратной или многоугольной формы ячеек углубления, ритмично расположенные на плоском, сводчатом или купольном потолке, облегчающие  конструкцию и служащие дополнительным декоративным элементом;

б) водонепроницаемая камера, использующаяся в современной архитектуре при устройстве фундамента.

 

41. КОЗЫРЕК– защитная кровля или навес над дверью или окном.

 

42. КОЛОННА(франц. colonne, от лат. columna – круглый столб) – часть ордера, вертикальная опора, поддерживающая перекрытие – антаблемент, свод, арку.

Внизу имеет базу, в верхней части – капитель.

В отличие от столбов, пилонов прямоугольного сечения или плоских пилястров, лопаток, колонной принято называть опоры круглого сечения.

Полуколонна или трехчетвертная колонна – соответственно колонна, отступающая от стены на половину или на три четверти своего диаметра.

Ряд колонн называется колоннадой.

 

43. КОМПОЗИЦИЯ(лат. compoeitio – составление, сочетание) – художественно-образный тип структуры.

«Организм», в котором все элементы связаны образным смыслом.

Архитектурная композиция рождается на основе переосмысления строительной конструкции.

 

44. КОНЕК– а) верхнее горизонтальное ребро (перелом) крыши, образованное пересечением двух ее скатов;

б) декоративное завершение стены или крыши,

в) в деревянной архитектуре славян – длинное бревно, уложенное вдоль гребня кровли и скрепляющее ее скаты.

 

 45. КОНСОЛЬ– а) часть балки или иной несущей конструкции, выступающая из стены или колонны; в средневековой архитектуре обычно называется кронштейном;

б) в современной инженерии выступ, который держится самостоятельно, т.е. без кронштейнов, опор или колонн.

 

46. КОНСТРУКЦИЯ(лат. constmctio – построение) – функциональный тип структуры.

«Механизм», в котором все элементы связаны для выполнения определенной утилитарной функции.

 

47. КОНТРФОРС– вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор.

Сечение контрфорса увеличивается по мере приближения к основанию по треугольнику или ступенчато.

В случае возникновения сравнительно небольших нагрузок, сечение контрфорса может быть постоянным, что внешне приближает контрфорс к пилястре.

 

48. КОСОУР– наклонная балка, на которую опираются ступени лестничного марша.

 

49. КОСЯК– боковая стойка окон и дверей.

 

50. КРАСНАЯ ЛИНИЯ– линия, которая обозначает существующие и планируемые границы территорий общего пользования, границу земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

 

51. КРОВЛЯ– наружное покрытие крыши.

В качестве покрытия применяются самые разнообразные материалы: от дранки, черепицы и металла до современных пластиковых и битумно-полимерных материалов.

 

52. КРОНШТЕЙН– каменный блок, выступающий из стены и поддерживающий балку.

 

53. КРУЖАЛА– форма, как правило, деревянная, поддерживающая опалубку, по которой возводятся арочные, сводчатые и купольные конструкции.

Кружала также используют при возведении сводчатой части каминов.

 

54. КРЫЛЬЦО– наружная лестница, ведущая к подъезду, входу в храм или здание.

 

55. КРЫША– верхнее покрытие сооружения, защищающее его от воздействия внешней среды.

Состоит из несущей части – стропил, подстропильных балок и в ряде случаев стоек и наружного слоя (см. кровля).

Наклонные плоскости крыши называются скатами; внутренние углы, образованные скатами – ендовами; наружные углы – ребрами; верхнее горизонтальное ребро – коньком.

 

56. КУПОЛ– свод в виде полусферы, образованный вращением кривой (дуги, окружности и пр.) вокруг вертикальной оси.

Опирается по всему периметру или на отдельные точки, расположенные по контуру.

Поверхность такой конструкции имеет кривизну в двух направлениях.

 

57. КУРДОНЕР(франц. cour d'honneur – «двор чести», парадный двор) – парадный двор, площадь перед особняком или дворцом. Обычно огорожена боковыми флигелями и оградой с воротами.

 

58. ЛАГИ(от ст.-слав. латать, укладывать) – горизонтально расположенные бревна или пластины, брусья или металлические балки.

Лаги являются опорой для полов здания или помостов.

 

59. ЛЕСА СТРОИТЕЛЬНЫЕ– вспомогательная конструкция, как правило, наружная, для размещения рабочих и материалов при возведении и ремонте некоторых сооружений.

Получили свое название, когда материалом для их изготовления служил круглый или вчерне обработанный лес.

В настоящее время изготавливаются, как правило, металлическими.

В конструктивном отношении представляют собой пространственную каркасную систему, выполненную из унифицированных элементов, что делает возможным их универсальное использование независимо от очертаний в плане зданий (сооружений) и рельефа местности.

Различают инвентарные стоечные, подвесные (висячие), передвижные и иные типы строительных лесов.

 

60. ЛЕСТНИЦА– конструктивный элемент, соединяющий этажи здания.

Состоит  из наклонных лестничных маршей, этажных (на одной отметке с этажом) и промежуточных (междуэтажных) лестничных площадок.

 

61. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА– вертикальный объёмно-планировочный элемент здания, предназначенный для монтажа лестничных маршей и площадок.

 

62. ЛИЦЕВОЙ КИРПИЧ– см. Облицовочный кирпич.

 

63. ЛИЦО– одна из граней кирпича.

 

64. ЛОДЖИЯ(итал. loggia, от лат. logeum – помост) – а) галерея, открытая с одной стороны, обычно с главного фасада, оформленного аркадой.

В отличие от балкона и эркера, она не выступает за пределы объема здания;

б) открытое помещение с фасадной стороны здания и ограждённое с трёх сторон.

Западающая лоджия врезается в объём здания, занимая ту часть площади и объёма, которая могла бы входить в состав отапливаемых помещений.

Её глубина ограничена требованиями естественной освещённости внутреннего помещения, примыкающего к лоджии.

Лоджии могут быть и выносными.

В этом случае с боков они ограничены сплошными несущими или навесными стенками, а сверху плитой.

 

65. ЛОПАТКА(родств. ладонь, лопасть) – а) то же, что и пилястра, но в отличие от неё не имеет архитектурного оформления (т.е. не имеет базы и капители);

б) в древнерусской архитектуре – вертикальный узкий и плоский выступ на стене здания.

Отражает расположение опор внутри здания.

Часть плоскости между соседними лопатками называют пряслом стены.

 

66. МАНСАРДА(франц. mansarde) – чердачное помещение, используемое под жилье.

Название от фамилии французского архитектора Франсуа Мансара (1598 – 1666 гг.), который строил по французской традиции дома с высокими кровлями и мансардными (в русском лексиконе – слуховыми) окнами.

 

67. МАСШТАБНОСТЬ(от нем. Mass – мера и Stab – линейка) – отношение величины объекта, в частности здания, к росту человека.

 

68. МАУЭРЛАТ– брус, служащий опорой наслонных деревянных стропил и предназначенный для распределения нагрузки, создаваемой крышей сооружения.

Мауэрлат располагается на верхнем внутреннем обрезе каменных стен.

 

69. МЕЗОНИН(итал. mezzanino – «промежуточный» и фр. maison – дом) – надстрой, вышка, полуярус, полужилье, надстройка над средней частью жилого дома.

В России мезонин получил широкое распространение в XIX веке.

Он стал отличительной чертой каменных и деревянных усадеб.

Часто мезонин выполняется с балконом.

 

70. МЕМБРАНА– пространственная конструкция покрытия в виде гибкой провисающей тонкой оболочки, закрепленной по верхнему периметру сооружения.

 

71. МОДУЛЬ(лат. modulus – мера, единица измерения) – общая исходная единица измерения, используемая для придания соразмерности архитектурного объекта (сооружения) и его частей, деталей, в том числе «минута» классической архитектуры, типовой модуль, «Модулор» Ле Корбюзье в современной архитектуре.

 

72. НАЛИЧНИК– обрамление дверного или оконного проема.

 

73. НИША– углубление в стене, служащее для размещения скульптурных. украшений, мебели и т. д.

 

74. ОБЛИЦОВОЧНЫЙ (ЛИЦЕВОЙ) КИРПИЧ– декоративный окрашенный или фактурно обработанный кирпич для отделки стены.

 

75. ОБЛОМЫ (ПРОФИЛЬ) АРХИТЕКТУРНЫЕ– а) архитектурные профили, криволинейные очертания карнизов и прочих выступающих каменных и деревянных архитектурных деталей;

б) чертеж, изображение архитектурной детали в разрезе – поперечном сечении.

То же, что профиль.

 

76. ОКОННЫЙ БЛОК– состоит из коробки, створчатых элементов и светопрозрачной части, предназначенной для освещения и проветривания помещения.

 

77. ОКОННЫЙ ПРОЕМ– проём для монтажа одного или нескольких оконных блоков.

 

78. ОРДЕР(нем. Order, от лат. ordin – строй, порядок) – эстетически осознанная стоечно- балочная система (вертикальные опоры и горизонтальное перекрытие), служащая как конструктивным, так и эстетическим средством архитектурно-композиционной выразительности здания или сооружения.

В классической архитектуре основными частями ордера считаются несущая (колонна) и несомая части.

Несомая часть называется антаблементом, который состоит из архитрава, фриза и венчающего карниза здания.

 

79. ОРНАМЕНТ  – мелкомасштабные лепные и живописные изображения, чаще  всего геометрического и растительного характера, на стенах, предметах интерьера и т. п.

 

80. ПАНЕЛЬ– а) крупный элемент строительной конструкции; б) элемент отделки интерьера здания.

 

81. ПАНДУС– (франц. pente douce – пологий склон), наклонная поверхность, заменяющая лестницу.

В классической архитектуре пандусы использовали для въезда экипажей к парадному крыльцу на уровне бельетажа здания.

В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п.

 

82. ПАННО(франц. panneau – щит, доска, плоскость, от лат. pannus – кусок ткани, лоскут) – часть стены, потолка, двери, обнесенная рамкой и покрытая росписью или рельефом.

Центральную часть – гладкую поверхность панно называют зеркалом.

 

83. ПАРАПЕТ(итал. parapetto, от parаrе – защищать и petto – грудь) – а) невысокая стенка, ограда «по грудь»; б) невысокая стенка, ограждающая крышу здания, балкон, мост, набережную и т.д.

 

84. ПАРОИЗОЛЯЦИЯ– cлой материала, основным назначением которого является предотвращение попадания влаги в результате капиллярного просачивания или диффузии водяных паров в строительные конструкции.

 

85. ПЕРЕВЯЗКА– сдвиг рядов при укладке кирпичей или камней относительно друг друга для укрепления конструкции; различается перевязка вертикальных швов, продольных и поперечных.

Существует множество типов перевязки.

86. ПЕРЕМЫЧКА– небольшая балка, применяемая для перекрытия дверных, оконных и т. п. проемов.

 

87. ПИЛОН(греч. pylon – «место, занимаемое воротами», от pylai – ворота, проход) – а) массивный столб, опора перекрытий, в отличие от круглой колонны или плоской пилястры, имеющая квадратное либо прямоугольное сечение.

Такие пилоны устанавливали по сторонам входа, отсюда название (ср. портал; пропилеи).;

б) столбы, фланкирующие ворота;

в) башнеобразные сооружения в виде усеченной пирамиды, воздвигавшиеся по сторонам входа в египетские храмы;

г) мощная опора, поддерживающая перекрытия, своды, арки, устои мостов.

 

88. ПИЛЯСТРА(пилястр) – плоский вертикальный узкий выступ стены прямоугольного сечения, повторяющий части и пропорции колонны ордера (т.е. имеющий базу, ствол и капитель).

 

89. ПЛИНТУС– профилированная деревянная или пластиковая рейка.

Плинтус предназначен для прикрытия щелей между полом и стеной.

Плинтус можно рассматривать и как элемент архитектурного оформления помещения.

 

90. ПОДСТУПЕНОК– наружная вертикальная сторона ступени лестницы.

 

91. ПОЛУКОЛОННА– колонна, наполовину утопленная в стене.

Конструктивно  полуколонна – контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения.

 

92. ПОРЕБРИК– в древнерусской архитектуре – приём кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывают «елочкой», отчего образуется зубчатый пояс с треугольными выемками.

 

93. ПОРОГ– выносной элемент под дверью.

 

94. ПОРТАЛ(франц. portal, от лат, porta – ворота, вход) – архитектурное оформление входа в здание.

 

95. ПОРТИК– а) монументальный навес перед входом в здание, завершается фронтоном или аттиком;

б) галерея, образованная колоннами; портик с колоннами и пьедесталом; выступающий называется простиль, встроенный – портик в антах.

96. ПОЯСОК– а) декоративная лепная лента в древнегреческой, романской и готической архитектуре;

б) промежуточный карниз или узкий горизонтальный выступ, имеющий небольшой вынос и разделяющий фасадную плоскость стены по высоте.

 

97. ПРОГОН– главная балка в системе несущих конструкций здания.

Прогон опирается непосредственно на опорные части сооружения – стены, колонны, пилоны.

 

98. ПРОДУХ– небольшое отверстие в цоколях, стенах, перекрытиях здания.

Продухи предназначены для естественной вентиляции замкнутых пространств сооружения.

99. ПРОЛЕТ– расстояние между смежными опорами, перекрываемое балкой, фермой, плитой, аркой и пр.

Расчетный пролет – расстояние между осями опор.

Пролет в свету – расстояние между внутренними гранями опор.

 

100. ПРОСТЕНОК– часть стены, заключенная между проёмами (оконными, дверными и т.д.).

 

101. ПРОСТУПЬ– горизонтальная поверхность ступени лестницы.

 

102. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРЕГРАДА– конструкция (стена, перегородка, перекрытие) или объемный элемент (тамбур-шлюз), предназначенная для ограничения распространения опасных факторов пожара в смежные с горящим помещения в течение нормируемого времени.

 

103. РАЗЖЕЛОБОК(ендова) – углубление, образованное двумя примыкающими друг к другу скатами крыши.

 

104. РАСКРЕПОВКА(от крепить, усиливать) – а) приём зрительного усиления элементов архитектурной композиции.

Например: сдвоенные колонны или пилястры, пилястры, собранные в пучки по углам здания, ступенчатые изломы карнизов и антаблемента в целом (из-за того, что колонны значительно отодвигаются от стены), разорванные фронтоны.

Подобные приёмы усиливают пластику стены, создают напряженное, динамичное ощущение;

б) небольшой вертикальный выступ стены из плоскости фасада (проходит по всей высоте.

 

105. РАСПАЛУБКА– часть цилиндрической поверхности свода, имеющая в плане форму треугольника.

Равнобедренный треугольный участок цилиндрической поверхности с дугообразным основанием, опирающимся на две точки.

 

106. РАСПОР– а) горизонтальная составляющая вертикальной нагрузки, возникающая в распорных конструкциях (рамы, арки, своды, оболочки);

б) передача нагрузки с арок и сводов на боковые стены и контрфорсы.

 

107. РИГЕЛЬ– несущий элемент строительной конструкции (балка, брус), расположенный преимущественно горизонтально, соединяющий в каркасных зданиях опоры, в рамах – стойки, в крышах – стропила в средней части их высоты.

 

108. РИЗАЛИТ(итал. risalita – выступ) – часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту.

Для архитектуры Классицизма типична трехчастная схема композиции фасада; центральный и два малых, симметрично расположенных ризалита.

 

109. РУСТ(лат. rusticus – простой, грубый) (рустовка, рустина) –

а) способ отделки стены большими, грубо обработанными квадратами, прямоугольниками или другими геометрическими формами, например имитация штукатурки «под рваный камень»;

б) сама углублённая ленточка шва (желобок) между элементами кладки.

 

110. САЙДИНГ– стенная обшивочная доска с клинообразным сечением.

 

111. САНДРИК(итал. sandric, от лат. sanidis – доска, настил) – декоративная деталь в виде небольшого профилированного карниза или фронтона над окном или дверью, «полочка» над оконным или дверным проемом.

Призван отводить дождевую воду от проема, но в композиции здания имеет тектоническое значение, подчеркивая ритм чередующихся окон, дверей, простенков.

 

112. СВЕС КРЫШИ– нижний нависающий край крыши.

 

113. СКАТ– элемент крыши.

 

114. СКВЕР(англ, square – четырехугольник) – квадратная или прямоугольная площадь, по периметру которой расположены дома, а в центре – сад с оградой.

Такие скверы появились в Англии в начале XVII в. Позднее – просто сад.

115. СЛЕЗНИК, ИЛИ КАПЕЛЬНИК– выносная плита венчающего карниза здания, имеющая на нижней поверхности желобок, выемку для лучшего стенания дождевой воды.

 

116. СЛУХОВОЕ ОКНО– вертикальное окно, выступающее из ската крыши, предназначенное для освещения и проветривания чердака, выхода на крышу.

 

117. СТОЙКА– вертикальный несущий элемент конструкции каркаса, опорный брус  для стропил (крыши).

 

118. СТРОПИЛО(ст.-слав. стропъ – крыша, чердак, потолок) – несущие конструкции скатной кровли.

Стропила состоят из наклонных стропильных ног, вертикальных стоек, наклонных подкосов и ригелей.

 

119. ТЕКТОНИКА(греч. tektonike – строение, искусство построения) – художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания.

Тектоника – эстетическая категория, и ее следует отличать от архитектоники – художественно- образного качества архитектурной композиции.

 

120. ТЕРРАСА(франц. terrasse, от лат. terracea – земляной вал) –

а) естественная или искусственно устроенная на склоне местности горизонтальная площадка для возведения зданий, прокладки дорожек и т. д.

б) открытая с трех сторон неотапливаемая пристройка к зданию, соединенная с ним дверью.

 

121. ТЕТИВА(косоур) – каждая из двух наклонных несущих частей лестницы (балка, брус, доски), в которые ступени врезаются по боковым сторонам.

 

122. ТИМПАН– а) треугольная заглубленная часть фронтона;

б) полукруглый фрагмент стены над карнизом арочной двери.

 

123. ТРЕЛЬЯЖ(франц. treillage – решетка, сетка) – в садово-парковом искусстве – решетчатая конструкция, парковый павильон для вьющейся зелени. 

Отсюда и название орнамента –«трельяж», – состоящего из косой сетки с мелкими розетками.

 

124. ТРЮМО(франц. trumeau – простенок) – часть стены между оконными проемами в интерьере здания, обычно украшенная орнаментом.

Отсюда название высокого зеркала, занимающего такой простенок.

125. ТЯГА(др.-рус. тяго, ср.-греч. teino) – а) набор архитектурных обломов;

б) узкий горизонтальный выступ на стене здания, пояс (ср. тения), в отличие от карниза, имеет исключительно тектоническое значение (си. также нервюра).

 

126. УЗОРНЫЙ ОРНАМЕНТ– рисунок из повторяющихся геометрических фигур – ромбов, треугольников и пр.

 

127. ФАСАД– наружная сторона здания или сооружения.

 

128. ФАХВЕРК(нем. Fachwerk, от Fach – панель, секция и Werk – работа) – каркасная система, состоящая из связанных между собой стоек, балок и раскосов.

Фахверк играет не только конструктивную, но и декоративную роль, визуально расчленяя фасад.

Здания такой конструкции типичны для архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы.

Деревянный каркас заполняется камнем или кирпичом с цементным раствором, причем вертикальные стойки, подкосы, горизонтальные брусья не маскируются, а образуют на поверхности стены причудливый сложный узор.

 

129. ФЕРМА– решетчатая несущая конструкция, состоящая из поясов и элементов решётки, служащая для перекрытия больших пролётов.

 

130. ФИЛЕНКА(от нем. Fullung – заполнение) – а) рамочная окантовка участка поверхности стены, двери, потолка и пр.;

б) щиток из тонких досок, фанеры или пластика, закрывающий просвет в каркасе полотна двери.

 

131. ФЛИГЕЛЬ(нем. Flugel – крыло) – боковая пристройка, крыло здания.

Иногда – отдельная постройка, фланкирующая главный корпус.

 

132. ФЛЮГЕР(нидерл. vleugel – крыло) – подвижное навершие шпиля, указывающее направление ветра.

В западноевропейских средневековых городах флюгер с эмблемой города завершает шпиль ратушной башни; декоративная пластинка, укрепленная на шпиле или коньке крыши и вращающаяся на вертикальной оси по направлению ветра.

 

133. ФОНАРЬ(от греч. phanos – светоч, факел) – а) круглое или многоугольное сооружение над куполом или крышей в виде небольшой башни, через окна которой освещается внутреннее подкупольное пространство здания;

б) выпуклая (различной формы) часть покрытия сооружения, имеющая проемы для освещения и вентиляции. «Зенитными фонарями» называют конструкции со световыми проёмами в перекрытии здания – кровле, потолке.

 

134. ФРАМУГА– верхняя застекленная часть оконного переплета. Иногда фрамуга устанавливается над створками дверей.

 

135.  (франц. frise, итал. fregio, от fregiare – украшать) –

а) средняя часть антаблемента.

Расположен между архитравом и карнизом здания.

б) в более широком значении фриз – любая композиция, вытянутая по горизонтали.

 

136. ФРОНТОН(франц. fronton, от лат. frontis – лоб, лицевая сторона) (щипец) – а) верхняя треугольная часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и  двумя наклонными карнизами двускатной кровли (ср. щипец).

Внутреннее пространство фронтона заполняется плоскостью, которая называется тимпаном.

Фронтоны бывают треугольные или полуциркульные – лучковые (ср. закомары)

б) в меньшем масштабе аналогичное навершие двери или окна.

 

137. ФУНДАМЕНТ(лат. fundamentum – основание) – нижняя часть сооружения, частично или полностью скрытая в земле, служащая его опорой и передающая нагрузку на основание.

 

138. ЦОКОЛЬ– а) в классической архитектуре центральная часть пьедестала между базой и карнизом;

б) самая нижняя часть, подножие сооружения, архитектурной или декоративной детали;

в) нижняя часть наружной стены здания или сооружения, лежащая непосредственно на фундаменте (подножие здания).

 

139. ЧЕРДАК– как правило, неотапливаемое помещение, ограниченное крышей и верхним (чердачным) перекрытием здания.

 

140. ЧИСТЫЙ ПОЛ– верхняя видимая поверхность пола.

 

141. ЧИСТЫЙ ПОТОЛОК– нижняя видимая поверхность потолка.

 

142. ШОВ– слой раствора в каменной или кирпичной кладке.

143. ШПУНТ– доска с продольным выступом на кромке и соответствующим пазом.

 

144. ЩИПЕЦ(от щепотка – прядь, пучок) – островерхий фронтон.

Образуется от крутых скатов кровли.

В отличие от обычного треугольного фронтона, не отделяется снизу горизонтальным карнизом, а является частью фасадной стены.

 

145. ЭКСТЕРЬЕР(франц. exte'rieur, от лат. externus – внешний, наружный) – вид снаружи, внешний вид какого-либо объекта (см. фасад). Противоположное значение – интерьер.

 

146. ЭРКЕР(нем. Erker – выступ) – часть внутреннего объёма здания, вынесенная за пределы наружной стены.

Эркер увеличивает полезную площадь помещения и его освещённость, так как он всегда имеет окна.

 Обычно эркер не опускается до земли, охватывая один или несколько этажей.

 

147. ЭСПЛАНАДА(франц. esplanade, от исп. splanada, от esplender – сверкать, сиять) – большая площадь, широкая улица, перспектива.

 

148. ЭТАЖ(франц. e'tage, от позднелат. staticum, греч. stasis – установка) – объёмно- планировочный элемент здания, включающий все помещения, пол которых, как правило, расположен на одном уровне.

 

149. ЯРУС– единица членения или одна из частей (секций) здания, сооружения планировочно или конструктивно повторяющихся и расположенных друг над другом.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.