Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Каковы главные темы и идеи русской литературы конца 18 века?



 

- Назовите главные события в истории России первой половины 19 века. Какие из них и каким образом повлияли на развитие литературы?

- По каким признакам вы определяете произведения, относящиеся к жанрам элегии, баллады, басни? Приведите известные вам примеры таких произведений.

 П. А. Вяземский в письме к Жуковскому писал: «Романтизм, как домовой; многие верят ему; убеждение есть, что он существует, — но где его приметы, как обозначить его, как наткнуть на него палец?» Согласны ли вы с Вяземским? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для аргументированной формулировки своей позиции.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

В конце XVIII в. в русской литературе основными были стиль классицизма и стилевое течение сентиментализма и наиболее яркими писателями и поэтами Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин и Н.М.Карамзин. Идейная направленность литературы состояла в просвещении, смягчении нравов, воспитании личности и гражданских чувств. Самыми значительными произведениями последних двух десятилетий XVIII в. явились комедия Фонвизина «Недоросль» (1781), одаДержавина «Фелица», книга морально-политических очерков Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792), путевые запискиКарамзина «Письма русского путешественника» (1793).

На рубеже XVIII и XIX вв. этапной для русской литературы стала поэзия Жуковского, первого русского поэта-романтика. В самом начале века молодой поэт делает поэтический перевод сентименталистской элегии Т.Грея «Сельское кладбище». Элегия Грея 1750 г. в переводе Жуковского 1802 г. в стилевом отношении была уже элегией нового стиля – предромантизма. В 1806 г. Жуковский сочиняет романтическую элегию «Вечер», ставшую образцом романтизма в русской поэзии.Жуковский вводит в русскую поэзию жанр баллады, сначала переведя балладу немецкого поэта Бюргера «Ленора», назвав русский текст баллады «Людмила» (1808), и на её основе создал первую оригинальную национальную балладу «Светлана» (1806-1812). Жанр баллады получил дальнейшее развитие в русской поэзии: известны подражания народным балладам Пушкина, его историческая баллада «Песнь о вещем Олеге» (1822), переводные баллады Лермонтова.

В конце первого десятилетия XIX-го в. переживает период расцвета жанр басни благодаря появлению басен Крылова, ставших истинно национальным литературным явлением, произведениями, исполненными подлинным народным духом. В баснях Крылова выведены русские характеры и нравы, исторические события и бытовые сцены – всё, что составляло жизнь нации в первые десятилетия XX-го в. Крылов в создании басен опирался на богатую басенную традицию в русской литературе, таких поэтов, как А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев и других.

Лирические романтические стихотворения Жуковского начала XIX-го в. получили развитие и в его творчестве в более зрелых элегиях «Невыразимое» (1819) и «Море» (1822), а также в неуклонно достигающей совершенства лирике Пушкина, начиная с послания «К Чаадаеву» (1818) и завершая «Памятником» (1836), и в лирических шедеврах Лермонтова, таких как «Молитва» (1837) или «Выхожу один я на дорогу» (1841). В поэзии Пушкина и Лермонтова создавались оригинальные русские поэмы: в 1820 г. Пушкин написал свою первую поэму «Руслан и Людмила, в 1821 и 1824 гг. – романтические поэмы «Кавказский пленник» и «Цыганы», ряд больших поэм следующих лет и закончил выдающейся философско-исторической поэмой «Медный всадник» (1833); Лермонтов, автор множества разных поэм, написанных в ранний период творчества, создавший философские поэмы позднего романтизма «Мцыри» (1839) и «Демон» (1841, последняя переработка поэмы).

В первой половине XIX-го в. в русской литературе происходит интенсивный процесс жанрообразования, связанный с тем, светская русская литература к началу века насчитывает немногим более ста лет самостоятельного существования и поэтому ищущая для выражения национальных идей свои жанровые формы. На этот поиск влияли многие факторы, к числу ведущих относятся недостаточный литературный опыт, ещё малое количество произведений, в которых бы формировался литературный язык прозы, оттачивалась поэтическая речь, отставание от больших европейских литератур – Англии, Германии, Франции. На этом литературном фоне появляются грандиозная комедия с высоким героем Грибоедова «Горе от ума» (1824), роман в стихах Пушкина – «энциклопедия русской жизни» и камертон русской души – «Евгений Онегин» (1823-1830/1831),прозаическая поэма – национальная эпопея Гоголя «Мёртвые души» (1835-1842) и первый оригинальный роман в прозе русской литературы – «Герой нашего времени» Лермонтова (1837-1840).

Может быть, убрать выделенный фрагмент: совсем недавно в предыдущем разделе подробно говорили о Крылове и баснях…

- Каковы главные темы и идеи русской литературы конца 18 века?

- Почему поэзия Жуковского названа этапной для русской литературы?

- Опираясь на прочитанный текст, объясните, как происходит  процесс жанрообразования в русской литературе первой половины XIX в. 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.