Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА



РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Одной из наиболее известных концепций, описывающих умственное развитие ребенка, является так называемая операционная теория интеллекта швейцарского психолога Жана Пиаже. С его точки зрения, интеллект, как и любая другая живая структура, не просто реагирует на раздражители – скорее он растет, меняется и адаптируется к миру. В исследованиях Пиаже больше всего интересовала структура мышления и то, каким образом интеллект перерабатывает информацию.

По мнению Пиаже, интеллект не является ни чистым листом бумаги, на котором могут быть записаны знания, ни зеркалом, отражающим воспринимаемый мир. Если получаемые человеком сведения, образы или переживания соответствуют структуре его интеллекта, то они «понимаются» - происходит ассимиляция, т.е. интерпретация нового опыта исходя из существующих ментальных структур без какого-либо их изменения. Если же информация не соответствует структуре интеллекта, он попросту отвергает ее. В том случае, когда его структура готова к изменению. Она приспосабливается к новой информации – происходит процесс аккомодации, т.е. изменения существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта.

Метафорически Пиаже описывал эту модель следующим образом. Когда животное ест, одновременно происходят два процесса: приспособление (аккомодация) организма к пище посредством изменений в пищеварительной системе и усвоение (ассимиляция) пищи, которая становится частью самого животного. По словам ученого, люди развивают и улучшают свой интеллект аналогичным образом.

По мнению Пиаже, интеллект всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией, устранению несоответствий или расхождению между реальностью и ее отображением, созданным в уме. Он считал, что этот процесс, называемый им «уравновешиванием», лежит в основе человеческой и фактически любой биологической адаптации. Именно ассимиляция и аккомодация образуют основу интеллектуальной адаптации человека к внешней среде и позволяют выжить ему как виду.

Пиаже ввел понятие «схема» - способ обработки информации. Меняющейся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. По его мнению, существует два типа схем: сенсомоторные схемы (или действия) и когнитивные схемы (понятия). Мы перестраиваем наши схемы для приспособления (аккомодации) к новой информации и одновременно интегрируем (ассимилируем) новые знания в старые схемы.

По мнению Пиаже, процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира. Согласно Пиаже, в этом развитии можно выделить пять стадий.

Первой является стадия сенсомоторного интеллекта (от 8 – 10 месяцев до полутора лет). В этот период у ребенка развиваются сенсорные и моторные способности, он пытается понять новый объект через его употребление – слушает, разглядывает, ударяет, дергает, бросает и т.д. Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий, или схем, каждая из которых соответствует организации сложных движений.

1. Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) – сосание, хватание и т.п. Они вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся все более эффективными.

2. Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской, схватывание этой бутылочки и т.п.).

3. Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) формируются благодаря развитию координации между органами чувств и моторными схемами (ребенок дергает за веревку, на которой висит погремушка, чтобы погремушка гремела и т.п.).

4. Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев) придает действиям ребенка все большую преднамеренность в расчете на достижение цели (убирание платка с целью достать спрятанную за ним куклу и т.п.).

5. Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между его действиями и их результатом (подтягивание к себе ковра, чтобы достать лежащую на нем игрушку и т.п.).

6. Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев). Сочетание уже имеющихся схем для отыскания оригинального решения проблемы (поиски средства, чтобы открыть спичечный коробок с целью вытащить спрятанную в нем конфету и т.п.).

Второй идет стадия символического, или до понятийного, интеллекта (от полутора до четырех лет). На этой стадии ребенок начинает говорить, т.е. происходит усвоение вербальных знаков родного языка. Также на этой стадии дети осваивают простейшие символические действия, например, притвориться спящим или уложить спать куклу. Но пока еще они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов. По мнению Пиаже, наиболее частыми формами символического мышления являются детская игра и детское воображение.

Следующая стадия развития интеллекта – стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). На этой стадии дети формируют свои суждения, опираясь в большей степени на свое восприятие, чем на логические процессы, т.е. они больше верят своим глазам. Например, Пиаже проводил такой эксперимент. Он показывал ребенку два одинаковых стакана, в каждом из которых было налито одинаковое количество воды. После этого Пиаже переливал жидкость из одного стакана в другой, более высокий и узкий, и спрашивал ребенка, сколько жидкости в высоком стакане. Дети шести лет и старше отвечают на поставленный вопрос, едва взглянув на стаканы: они знают, что количество жидкости остается одинаковым, независимо от размера или формы стакана, в который она налита. Но дети до 6 лет говорили, что в высоком стакане содержится больше жидкости. Даже когда они видели, как жидкость переливают из низкого стакана в высокий и обратно, они по-прежнему утверждали, что в высоком стакане жидкости больше. Этот эксперимент повторялся с детьми, принадлежащими к самым разным культурам, и почти всегда приводил к одним и тем же результатам.

На этой стадии ребенок также приобретает способность к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (к примеру, голубые предметы относить к голубым, птиц – к птицам и т.п.).

Четвертой стадией является стадия конкретных операций (от 7 – 8 до 11 – 12 лет). На этой стадии ребенок овладевает «принципом сохранения», который заключается в осознавании того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменение его формы или внешнего вида. Дети начинают использовать в мышлении логику.

Кроме представления о сохранении массы и объема, на четвертой стадии ребенок получает представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того. Все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи. На этой стадии мышление детей становится все более похожим на мышление взрослых.

Последней стадией развития интеллекта является стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 – 12 до 14 – 15 лет). На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. В этом случае речь фактически идет об абстрактивном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукций. Подростки могут исследовать все логические варианты решения задачи, воображать вещи, противоречащие фактам, реалистически мыслить о будущем, формировать идеалы и понимать смысл метафор, недоступный детям младшего возраста.

Нередко Пиаже задавали вопрос: «Можно ли ускорить смену стадий развития и, например, научить способного пятилетнего ребенка конкретным операциям?». На это он всегда отвечал, что, если бы даже это было возможно, в конечном счете ценность такого ускорения развития представляется весьма сомнительной. Пиаже подчеркивал, что важно не ускорить смену стадий, а предоставит каждому ребенку достаточное количество учебных материалов, соответствующих каждой стадии его роста, чтобы ни одна область интеллекта не осталась недоразвитой. Поэтому, дорогие мамы и папы, было бы замечательно, если бы вы учли эту рекомендацию.

Несмотря на свой возраст, теория Пиаже продолжает оставаться одной из основных теорий развития интеллекта, хотя ее часто критикуют за ряд недостатков. Но у какой теории нет недостатков? К тому же никакая другая концепция не стала более убедительной или более аргументированной, чем теория Пиаже. Остановимся на этом и перейдем к рассмотрению факторов, которые влияют на формирование интеллекта.

По мере развития интеллекта на него оказывают влияние множество факторов. Начинают они воздействовать еще с момента зачатия. Прежде всего, во многом формирование интеллекта зависит от наследственных, или генетических, факторов. Это тот потенциал, который может получить развитие, а может и не получить. Генетические факторы можно сравнить с полем, которое должно быть вспахано, засеяно и убрано. Чем больше усилий человек прилагает для своего развития, чем более благоприятные условия его окружают, тем большую реализацию получит этот потенциал – или тем большая площадь поля будет обработана. Если же человек не желает прилагать усилий и (или) условия не благоприятствуют, то будет он на своих несчастных «шести сотках» ковыряться всю оставшуюся жизнь. Грубо, но правда.

На развитие интеллекта оказывают влияние и другие врожденные факторы, как-то: хромосомные аномалии, возникающие еще до оплодотворения, неполноценное питание и (или) определенные заболевания матери во время беременности (например, краснуха), злоупотребление (а нередко – просто употребление) лекарственными и прочими вредными для плода веществами (алкоголь, наркотики, никотин и пр.).

Даже если беременность протекала благополучно, то это не значит, что интеллект ребенка вне опасности. Помимо врожденных факторов, на развитие интеллекта оказывают влияние и факторы окружающей среды. К ним относится, прежде всего, питание ребенка (особенно в первые шесть месяцев). Многочисленными исследованиями установлено, что при недостатке необходимых питательных веществ возникают разнообразные нарушения интеллектуального развития ребенка.

Не менее важным фактором является психическая стимуляция ребенка, а по мнению многих психологов, она даже более важна, чем все остальные факторы окружающей среды. Было установлено, что у детей, обделенных общением со взрослыми, уже со второго года жизни наблюдались серьезные нарушения интеллектуальной деятельности. Те же дети, с которыми играли, общались, брали на руки и просто прикасались к ним, - демонстрировали неуклонный прогресс всех интеллектуальных функций.

В этом отношении очень интересный эксперимент провели американские психологи. Взяв сирот из детского учреждения, они разделили их на две группы. Одна продолжала оставаться в приюте, где все общение взрослых с ними сводилось ко времени кормления и смены пеленок. Вторая группа на некоторое время была переведена в заведение для умственно отсталых женщин. Пациентки приняли младенцев как своих, стали с ними играть, баюкать их, ласкать. И буквально на глазах развитие детей ускорилось: у них стала развиваться речь, а интеллект достиг возрастной нормы. Когда спустя много лет ученые проследили судьбу этих детей, оказалось, что те из них, кто был в сиротском приюте, в большинстве своем продолжали оставаться в специальных заведениях. А дети, которые были помещены к умственно отсталым женщинам, практически все в последствии стали полноценными членами общества, причем большая их часть получила высшее образование.

На развитие интеллекта у ребенка влияет даже то, сколько у него братьев и сестер. Как оказалось, чем больше детей в семье, тем ниже их средний коэффициент интеллекта. Кроме того, большую роль играет то, какой по счету ребенок в семье. Оказалось, что первенцы всегда более развиты, чем их младшие братья и сестры. Но был установлен и другой факт: в больших семьях у детей более выражено чувство своего «Я», а также чувства социальной компетентности и моральной ответственности.

Наверное, каждому понятно, что на развитие интеллекта оказывает влияние и такой фактор, как социальное положение семьи. Безусловно, детям из более обеспеченных семей предоставляется больше возможностей для развития интеллекта. Также существует большая вероятность того, что если у ребенка из более обеспеченной семьи будут выявлены отклонения в интеллектуальном развитии, то у него будет больше возможностей для получения квалифицированной помощи. Однако дети из малоимущих слоев общества имеют другое преимущество, которое для развития интеллекта не менее значимо, - желание развивать свой интеллект. Нередко для детей из малообеспеченных семей именно интеллект становится единственной возможностью вырваться из своей социальной среды.

Конечно же, невозможно повлиять на все без исключения факторы, ответственные за умственное развитие. Однако правильное поведение в отношении доступных воздействию факторов способно оказать огромное влияние на процесс развития интеллекта. Взять ту же психическую стимуляцию – что мешает родителям, кроме их эгоизма и эгоцентризма, уделять больше внимания своему ребенку? Так что все в наших руках, и только от нас зависит, каков будет интеллектуальный уровень нас самих и наших детей.

Продолжая тему о развитии интеллекта, поговорим о том, как психология интеллекта рассматривает такой интересующий всех вопрос: кто умнее – мужчины или женщины?

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.