Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правительство  Российской Федерации



Правительство  Российской Федерации

ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»

Факультет социальных наук

Образовательная программа “Политология”

 

Домашнее заданиепо курсу «Социология»

на тему: «Социологический анализ произведения Олдоса Хаксли

“О дивный новый мир”»

Проверил:

доцент Сорокин Павел Сергеевич

 

Выполнил:

студент группы БПТ182 Тюрин Артем Дмитриевич

 

Москва 2018

В данной работе будет продемонстрирована способность социологической теории разрешать социологические проблемы, в частности, в сюжете сатирической антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».

Наследие Олдоса Хаксли, автора с особым взглядом на мир, нельзя оставить незамеченным – его произведения вызывают полярные реакции. Роман «О дивный новый мир» шокировал читателей, в нём автор спроектировал генетически-программируемое общество будущего, в котором культ потребления кардинально изменил жизнь каждого. Лозунг «Общность. Одинаковость. Стабильность» господствует во всех сферах жизни единого государства.

В далеком будущем отсутствует институт брака, живорождение сменилось выращиванием детей инкубаториях, где им задают разные физические и интеллектуальные способности, разделяя на 5 каст еще до рождения: от «Альф» - наиболее развитых, до отсталых карликовых «Эпсилонов». Искусственно поддерживается кастовый тип стратификационной системы. Потребление стало культом, всё направленно на его стимуляцию, новое летоисчисление – «Эра Форда» - с момента изобретения модели Ford T, такой фанатизм даже сменил религию: Форд стал прообразом Бога, молиться стали на изобретателя конвейера. Такая религия стала инструментом руководства единого государства. Централизованную политическую власть осуществляют «главноуправители» – высшая каста, состоящая из 10 человек. В таком обществе отвергнута философия и религия «непотребления», история и языки; закрыты и уничтожены музеи, изъяты книги; с 7 лет детей вовлекают в сексуальные игры, взрослые смотрят в кино порнографию, все переживания и эмоции подавляются наркотиком «сома» под предлогом «сомы грамм и нету драм». В романе два героя представляют интерес: Бернард Маркс – нетипичный Альфа, «Гамлет» Нового мира; Дикарь Джон – родившийся естественным путём подросток, попал из дикарства индейцев в цивилизованный Лондон. Их образ жизни находится в рассогласованности с внушёнными стереотипами и предписанным поведением в обществе.

Описанная социальная среда и поведение отдельных акторов в ней отсылает к социологическим проблемам в данном произведении. Центральной проблемой является влияние высокоинституционализированного общества на личность. Социальные институты характеризуются изменчивостью, относительной устойчивостью, непосредственным влиянием на индивида, в антиутопии «О дивный новый мир» прослеживаются эти характеристики социального института. Для того, чтобы раскрыть данную проблематику определимся с понятиями. По Петру Штомпке, социальная среда – однородный набор одинаковых или, во всяком случае, существенно схожих между собой позиций и ролей[1]. Согласно Нейлу Смелзеру, под социальным институтом понимается совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности[2]. Понятие личность в социологии является одним из самых содержательных, К.В. Сорвин трактует личность как конкретного человека во всем богатстве его биологических и социальных черт[3]. В своей работе ещё придётся обращаться к социологическим понятиям, рассматривая социальные факты, введенных основных терминов достаточно.

Сравнивая описанные в произведении социальные институты с нынешними, прослеживается способность социальных институтов эволюционировать и заменять другие. Так, например, в «Новом мире» институт семьи перестал существовать; семья выполняла репродуктивную, воспитательную, экономическую, эмоциональную и сексуальную функции. Инкубатории, где выращивают детей, выполняют репродуктивную функцию; экономически значимой семья перестала быть ввиду развитых капиталистических отношений; воспитательную функцию исполняют государственные воспитательные центры, где молодое поколение социализируется под контролем государства; эмоциональную функцию выполняет наркотик «сома»; сексуальные потребности удовлетворяются беспорядочно, но безопасно. Американский социолог Роберт Мертон специализировался на изучении социальных институтов, согласно его теории, социальные институты редко остаются устойчивыми в течении длительного времени ввиду воздействующих внешних условий, в данном случае из-за технического прогресса и эволюции общественного сознания[4].

Невзирая на относительную неустойчивость институтов, они первичны по отношению к индивиду. Человек, которому чужды провозглашённые институтами типы поведения, подвергается стигматизации. Например, Ленайна – героиня романа, состоит в устойчивых отношениях, на что её подруга реагирует негативно и настаивает, чтобы та придерживалась порядка вещей, контактировала с другими мужчинами. Другая героиня – Линда, родила ребёнка естественным путем – очень презираемо в цивилизованном обществе. Сложившаяся система и социальные институты трансформировали господствующую культуру, иметь постоянного партнера стало неприличным, слова «отец» и «мать» стали ругательствами. Отсюда, разлад между социальным институтом и типом поведения является девиацией – отклоняющимся от некой нормы поведением. Уместной будет теория стигматизации Говарда Беккера: девиация объясняется возможностью общества и других влиятельных групп ставить «клеймо девиантов» тем, кто ведет себя неподобающе в обществе или группе[5]. Применение неформальных санкций, в данных случаях осуждение, создает напряжение, выделяет девианта среди общества. В зависимости от готовности индивида соответствовать предписанному поведению, социальные институты делают индивида конформистом или девиантом.

Описанный в антиутопии культ Генри Форда отсылает к анализу института религии. В романе провозглашается отказ от религии, на самом деле, она сменилась новой. Прообразом Бога стал Форд, верхушки крестов спилены так, чтобы получилась буква «T» (модель Ford T), новое летоисчисление – эра Форда, люди молятся буквой «T», устраивают ритуалы и поклоняются изобретателю. Происходящее социологическое явление объясняется теорией религии Эмиля Дюркгейма и теорией латентных функций Роберта Мертона. «Религия – это единство коллективного сознания, действия и общности»[6]. Она выполняет ряд явных и латентных функций. Мертон характеризовал явные функции как осознанные, очевидные и изначально утверждённые цели; латентные – неосознанные результаты реализации явных функций, выполняемые скрытно и ненамеренно[7]. Главная явная функция религии – мировоззренческая: с помощью религии объясняется сущности природы, общества, человека, мира в целом. Но большую значимость имеют латентные функции. В описываемом обществе – это поддержание власти в обществе, отражение его ценностей и норм, Дюркгейм объяснял это тем, что людям легче верить в религию, чем признать власть общества над жизнью. Представленная в книге религия Форда отражает культ производства, ценности доведенного до абсурда общества потребления. Также, особая роль ритуалов в религии способствует сплачиванию общества, они собирают и примиряют разрозненных членов общества, укрепляют групповую солидарность, выражают коллективные чувства – это главный источник группового единства[8]. Даже Бернард Маркс на некоторое время отстранился от своей неприязни к окружающему после почитания Форда с другими людьми. Учитывая тот факт, что описанные латентные функции приобретают преимущественно негативные характер, а главные явные функции не реализуются, можно также говорить о дисфункции социального института.

Таким образом, была предпринята попытка рассмотреть разные формы влияния социального института на индивида. Будучи знакомым с центральным понятием социологии – социальный институт, – его явными и латентными функциями, можно охарактеризовать социологическую действительность и место индивида в ней. С помощью анализа антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», была продемонстрирована способность социологической теории решать социологические проблемы, понимать неочевидные процессы и явления, что доказывает безусловную ценность социологической теории.

 

Список использованных источников:

Хаксли О. (2017) О дивный новый мир. М.: Neoclassic.

Штомпка П. (2005) Социология. — М.: Логос.

Мертон Р. К. (2006) Социальная структура и аномия — М.: Прогресс.

Мертон Р. К. (1996) Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та Бизнеса и Управления.

Смелзер Н. (1994) Социология. — М.: ФЕНИКС.

Сорвин К.В., Сусоколов А.А. (2018) Человек в обществе. — М.: Русская панорама.

Беккер Г. (2018)Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. —

М.: Элементарные формы.

 

 


[1] Штомпка П. Социология. — М.: Логос, 2005. — С. 115–117.

[2] Смелзер Н. Социология. — М.: ФЕНИКС, 1994. — С. 79.

[3] Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. — М.: Русская панорама, 2016. — 76

[4] Мертон Р. К. Социальная структура и аномия — М.: Прогресс, 2006. — С. 243-281.

[5] Беккер Г.Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. Пер. с англ. Н.Г. Фархатдинова. Под ред. А.М. Корбута. — М.: Элементарные формы, 2018.

[6] Смелзер Н. Социология. — М.: ФЕНИКС, 1994. (Цит. по :Дюркгейму. Элементарные формы религиозной жизни, 1912.)  — С. 472-473.

[7] Мертон Р. К. Американская социологическая мысль. Под ред. В. И. Добренькова. — М., 1996. — 379-448.

[8] Смелзер Н. Социология. — М.: ФЕНИКС, 1994. (Цит. по :Дюркгейму. Элементарные формы религиозной жизни, 1912.)  — С. 472-473.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.