|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания для оценивания учебных достижений учащихся
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФИЗИКА Задания для оценивания учебных достижений учащихся 7 класс
Донецк
ББК 74.265.1 Ф50
Составители: Охрименко Н.А., методист по физике отдела естественных дисциплин ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» Литвиненко И.Н., учитель физики МОУ «Лицей № 1 «Лидер» города Макеевки» Сачек В.Л., учитель физики МОУ «Шахтерская средняя школа № 19 Научно-методическая редакция: Чернышев А. И., ректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования Зарицкая В. Г., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент Рецензенты: Бешевли Б.И., доцент кафедры общей физики и дидактики физики физико-технического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», кандидат технических наук; Пойманов В.Д., старший преподаватель кафедры теоретической физики и нанотехнологий физико-технического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».
Технический редактор, корректор: Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Физика. 7 класс. Задания для оценивания учебных достижений учащихся/ сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Сачек В.Л. – 2-е издание, доработанное. ‒ ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 40 с.
Сборник дидактических материалов «Физика. 7 класс. Задания для оценивания учебных достижений учащихся» составлен в соответствии с «Программами основного общего образования. Физика. 7-9 классы», рекомендованными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 408 от 18.08.2015 г. Данный сборник предназначен для учащихся общеобразовательных организаций в качестве дидактического материала по курсу физики 7 класса. Сборник может быть использован для мониторинга учебных достижений учащихся, так как включает задания различного уровня сложности: тестовые задания, качественные задачи, расчетные задачи, задачи повышенного уровня сложности, варианты контрольных работ.
© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5 Тема 1. Введение.. 6 Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества 14 Тема 3. Взаимодействие тел.. 20 Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.. 33 Тема 5. Работа и мощность. Энергия.. 42 Контрольные работы... 54 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 68 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный сборник заданий предназначен для подготовки, организации и проведения оценивания по физике учащихся 7-го класса общеобразовательных организаций. Задания составлены в соответствии с требованиями «Программ основного общего образования. Физика. 7-9 классы», рекомендованных приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 408 от 18.08.2015 г., и предусматривают проверку знаний теоретического материала, умений качественно объяснить сущность физических явлений, решать расчетные задачи; а также навыков применения знаний в различных нестандартных ситуациях. Задания расположены в порядке возрастания сложности и предназначены для организации самостоятельной работы на уроке, для домашнего выполнения, решения в классе, а также для индивидуальной работы обучающихся, как в классе, так и дома. Сборник составлен таким образом, что предлагаемое количество заданий по каждой теме дает возможность варьирования объема и сложности вариантов работ для проведения педагогического мониторинга качества физического образования как при диагностирующем, так и при систематическом отслеживании учебных достижений. В зависимости от специфики изучаемой темы и преподавания физики в условиях конкретного класса, учитель может сам определять содержание вариантов заданий, их количество и объем. Расчетные задачи повышенной сложности (олимпиадные) предназначены для углубленного изучения физики. Задания могут быть использованы при дистанционном обучении. Тема 1. Введение Тесты 1.Физика – это наука о…
2.К понятию «физическое тело» относятся…
3.К понятию «физическое вещество» относятся …
4.К понятию «физическое явление» относятся …
5.К понятию «физический прибор» относятся …
6.К понятию «физическая величина» относятся …
7.К понятию «единица измерения физической величины» относятся …
8.К единицам измерения времени не относится …
9.В системе СИ единицами измерения длины, времени, объема являются…
10.Примерами механических явлений являются…
11. Примерами тепловых явлений являются…
12. Примерами оптических явлений являются…
13.Примерами электрических явлений являются…
14. Примерами магнитных явлений являются…
15.Примерами звуковых явлений являются…
16.Представителями микро-, макро- и мега- мира являются…
17.Цена деления шкалы (рис.1.1) равна…
18.Цена деления шкалы (рис.1.2) равна…
19.Длина прямоугольной коробки – a, ширина – b, высота – с. Объем этой коробки находится по формуле…
20.Площадь поверхности прямоугольной коробки – S, ее высота – h. Объем этой коробки находится по формуле…
21.Перевести 125 см в систему СИ:
22.Выразить 1,6 километров в системе СИ:
23.В 5 минутах содержится…
24.В 1 часе содержится…
25.Если длину прямоугольника увеличить в два раза, а ширину оставить прежней, то площадь прямоугольника…
26.Приставки «микро-, милли-, санти-», используемые для образования дольных единиц измерения, означают множители…
27.Приставки «мега- и кило-», используемые для образования кратных единиц измерения, означают множители…
28.В 1 см2 содержится…
29. В 1 м3 содержится…
30.В одном литре содержится…
31.Длина ребра куба равна а см. Объем куба равен…
Качественные задачи 1.Какие явления относятся к физическим: а) стальной гвоздь заржавел; б) прозвучал звонок на урок; в) закипела вода в чайнике; г) прокисло молоко? 2.Какое явление относится к механическим: а) катится мяч; б) мяч на солнце нагревается? 3.Какие явления относятся к тепловым: а) плавление льда; б) испарение воды; в) движение воды по трубам? 4.Какие явления относятся к электрическим: а) расческа, которой только что причесали волосы, притянула маленькие кусочки бумаги; б) явление молнии во время грозы; в) слышны раскаты грома во время грозы? 5.Какое явление относится к магнитным: а) булавка притянулась к намагниченным ножницам; б) кусочки бумаги притянулись к пластмассовой расческе? 6.Какие явления относятся к оптическим: а) солнечный луч отразился от зеркала и на стене появился «зайчик»; б) излучение света от электрической лампочки накаливания; в) солнечные лучи нагревают воду в море? 7.Какими физическими приборами измеряют: а) длину; б) температуру; в) массу; г) время? 8.В каких единицах измеряют: а) длину; б) температуру; в) массу; г) время? 9.Ночью температура воздуха -4º С, а днем +6º С. На сколько градусов изменилась температура воздуха? 10.В древних государствах – Вавилоне, Египте, Греции – единицей длины был локоть, то есть расстояние от локтя до кончиков пальцев руки. Могла ли такая единица быть точной? Почему? 11.Какой из двух измерительных линеек, с большей или меньшей ценой деления, можно более точно измерить длину?
Расчетные задачи 1.Определите площадь контейнера, длина которого 5 м, ширина 3,2 м. 2.Параллелепипед имеет длину 15 см, ширину 6 см и толщину 4 см. Определите объем. 3.Крышка письменного стола имеет размеры 100´50´2 см. Определите объем крышки. 4.Размеры лыжи – длина 140 см, а ширина 12 см. Чему равна площадь лыжи? 5.Определите площадь комнаты, длина которой 5 м, ширина 3,5 м. 6.Брусок имеет длину 10 см, ширину 6 см и толщину 4 см. Определите объем бруска. 7.Определите объем классной комнаты, размеры которой 8´6´3 м. 8.Какая площадь ножки стола, если размеры ее 50´25 мм? 9.Площадь основания колонны 0,75 м2. Определите высоту колонны, если ее объем 4,5 м3. 10. Площадь опоры парты 80 см2. Найдите длину ножки парты, если ширина опоры 20 мм. 11. Объем стального листа 0,024 м3. Найдите ширину листа, если длина листа 4 м, а толщина 5 мм. 12. Объем железнодорожной шпалы 0,25 м3. Найдите длину шпалы, если толщина 0,25 м и ширина 40 см. 13. Найдите ширину гусеницы трактора, если ее площадь 1,5 м2 при длине 2,5 м. 14. Площадь основания хоккейного конька 4,5 см2. Чему равна длина конька, если его ширина 2 мм. 15.Определите цену деления шкалы (рис. 1.3). Укажите предел измерения и показания в случаях a; b.
16.Сколько ящиков, размер, которого 40´150´60 см, можно расположить в контейнере объемом 7,2 м3? 17.Размер площадки для автомобилей 120´60 м. Сколько автомобилей можно разместить на площадке, если для автомобиля необходима площадь 25 м2? Площадь проезжей части 400 м2. 18.Размер железнодорожной платформы-контейнеровоза 2,4´20 м. Сколько контейнеров можно поставить на платформу, если площадь контейнера 12 м2? 19.Сколько строительных блоков, размер блока 240´60´60 см, можно разместить в вагоне? Высота вагона 3 м, ширина 2,4 м, длина 12 м. 20. Определите цену деления шкалы мензурки (рис.1.4). Укажите предел измерения. В мензурку была налита вода до уровня А. После погружения цилиндра в мензурку, вода поднялась до уровня В. Определите объем цилиндра.
Задачи повышенной сложности 1.Толщина стенок полого цилиндра равна 2 мм. На сколько миллиметров внешний диаметр цилиндра больше внутреннего диаметра? 2.Капля масла объемом 0,003 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. Принимая толщину слоя равной диаметру молекулы масла, определите этот диаметр. 3.За сутки молодой бамбук может вырасти на 86,4 см. На сколько он вырастет за секунду? 4.На какой угол поворачивается Земля вокруг своей оси за 1 мин? 5.Останкинская телебашня в Москве высотой 540 м имеет массу 55000 т. Какую массу имела бы точная модель этой башни высотой 54 см? Тема 2. Тесты 1.Все вещества состоят…
2.Молекулы в веществе всегда…
3.Мельчайшей частицей данного вещества, сохраняющей все его свойства, является…
4.Диффузия относится к понятию…
5.Процесс взаимного проникновения веществ вследствие движения молекул называют…
6.Примерами диффузии являются…
7.При одинаковой температуре диффузия происходит быстрее…
8.С увеличением температуры скорость диффузии…
9.Плотность вещества характеризуется…
10.При взаимодействии между собой молекулы вещества…
11.Агрегатное состояние вещества определяется его…
12.Примерами кристаллических твердых тел являются…
13.Примерами аморфных твердых тел являются…
14.Вещество сохраняет определенный объем и не имеет собственной формы в…
15.Вещество занимает весь предоставленный ему объем и не имеет собственной формы…
16.Вода замерзла при 0о С. При этом ее объем…
17.Мел истолкли в порошок. При этом молекулы мела…
18.Вещество нагрели. При этом… А) промежутки между молекулами увеличились, а скорость молекул уменьшилась; Б) скорость молекул увеличилась, а промежутки между молекулами уменьшились; В) скорость молекул увеличилась, а промежутки между молекулами остались прежними; Г) промежутки между молекулами увеличились, а скорость молекул осталась прежней; Д) увеличились и скорость молекул, и промежутки между молекулами. 19.Лед растопили, а часть полученной воды испарили. При этом молекулы…
20. При нагревании медная проволока стала длиннее. Это произошло за счет… А) увеличения размеров молекул; Б) увеличения промежутков между молекулами; В) увеличения размеров молекул и промежутков между молекулами; Г) увеличения скорости молекул; Д) увеличения скорости молекул и размеров молекул. Качественные задачи 1.Из каких веществ состоят следующие физические тела: швейная игла, книга, дождевая капля, парта, бутылка из-под воды? 2.Приведите примеры нескольких физических тел, состоящих из пластмассы, кожи, древесины, железа. 3.Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении? 4.Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым? 5.Чтобы огурцы продолжительное время оставались малосольными, их хранят в холодном помещении. Почему? 6.Где быстрее растворится сахар: в холодном чае, или в горячем? Объясните почему. 7.О веществе известно, что оно хорошо сохраняет свой объем. В каком состоянии находится вещество? 8.Можно ли заполнить сосуд без перегородок газом на 80% его объема? 9.Тело сохраняет свой объем и форму. В каком состоянии оно находится? 10.Почему для сварки металлов необходима высокая температура? 11.Могут ли быть в жидком состоянии кислород, азот? 12.Почему трудно снимать с тела намокшее под дождем белье? 13.Почему, когда чертят мелом по классной доске, то частички его остаются на ней? 14.Почему обувь, смазанная жиром, не промокает? 15.Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду? 16.Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновение с белой тканью? 17.В полистироловой фляге длительное время хранился керосин. Если в эту, даже очень тщательно вымытую флягу налить молоко, то в нем мы все же будем чувствовать запах керосина. Объясните почему. 18.Почему легко перелистывать страницы книги мокрыми пальцами? 19.Почему засохшую ветку легче переломить, чем зеленую? 20. Одинаковы ли молекулы воды в горячем чае и в холодной газированной воде? 21. Почему чернильные пятна на столе и на полу легче удалить вскоре после того, как были пролиты чернила, и значительно труднее сделать это впоследствии? 22.Почему, прижав плотно два куска пластилина при комнатной температуре, мы получаем один кусок, а с металлом этого сделать невозможно? 23.Почему диффузия в жидкости происходит значительно медленнее, чем диффузия в газах? При каких условиях может произойти диффузия в твердых телах? 24.Почему склеиваемые детали рекомендуется плотно прижимать друг к другу? 25.Почему жидкость невозможно сжать? 26.Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение и движение? 27.Зубные врачи не рекомендуют есть очень горячую пищу. Почему? 28.Почему в мороз снег скрипит под ногами? 29.Для чего строители метро оставляют в стенах тоннеля кольцевые щели шириной 2-3 сантиметра? 30.Почему нельзя заполнять до краев цистерны с топливом, если они транспортируются с севера на юг? 31. Почему между участками рельс трамвайного или железнодорожного полотна оставляют промежутки? 32. Почему разрывается стеклянная бутылка с водой, вынесенная зимой на улицу в морозную погоду? 33. Изменяется ли диаметр железного стержня при нагревании? Почему мы этого не видим? 34. Почему при закипании полного чайника с водой, вода из чайника выливается? 35. Почему нельзя сделать сколь угодно малый объем вещества даже при очень больших внешних воздействиях на него? 36. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека? Почему запах холодного асфальта практически не слышен? 37. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Поясните ответ. 38. Закрытая бутылка наполовину заполнена водой. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки вода отсутствует? 39. Если смешать один литр спирта с одним литром воды, то общий объем получится не два литра, а меньше. Почему? 40. Почему небольшое количество подсолнечного масла растекается по водной поверхности, образуя непрерывную пленку? 41.Распространение запаха вещества в воздухе связано с движением молекул этого вещества. Как же связать большую скорость движения молекул газообразного вещества (сотни метров в секунду) с медленным распространением запаха? 42.Как обычной линейкой измерить толщину страницы учебника? 43. У вас имеется коробка кнопок. Как при помощи мензурки измерить объем одной кнопки?
Тема 3. Взаимодействие тел Тесты 1.К видам механического движения не относится…
2.В прямолинейном движении участвует…
3.Путь, время и скорость обозначаются соответственно буквами…
4.Выберите правильное продолжение фразы. При равномерном движении скорость тела...
5.Выберите правильное продолжение фразы. При неравномерном движении скорость тела...
6.В физических формулах вес, силу и площадь обозначают буквами…
7.Величину силы можно измерить с помощью…
8.Скорость тела при равномерном прямолинейном движении определяется формулой...
9.При равномерном движении путь, пройденный телом, определяется формулой...
10.В СИ единицами измерения пути, времени, скорости соответственно являются…
11.Скорость 36 км/ч в системе СИ имеет значение...
12.Выберите правильное продолжение фразы. Траектория – это...
13.Явление сохранения скорости тела постоянной называют…
14.Масса, плотность и объем вещества обозначаются, соответственно, буквами…
15.Плотность вещества определяется формулой…
16.В системе СИ единицами измерения массы, силы, плотности являются...
17.Прибором для измерения массы является…
18.Четыре тонны содержат…
19.В 100 граммах содержится…
20. Плотность железа 7800 кг/м3. Это означает что…
21. Если объем тела уменьшить в 2 раза, при неизменной плотности, то его масса…
22.Железный брусок нагрели. При этом его… А) масса и объем увеличились, плотность уменьшилась; Б) масса и плотность уменьшились, объем увеличился; В) масса и объем увеличились, плотность не изменилась; Г) объем увеличился, плотность уменьшилась, масса осталась прежней; Д) объем увеличился, масса уменьшилась, плотность осталась прежней. 23.Газ сжали при неизменной температуре. При этом его… А) масса осталась прежней, объем и плотность уменьшились; Б) масса и плотность уменьшились, объем увеличился; В) масса и объем уменьшились, плотность осталась прежней; Г) объем увеличился, плотность уменьшилась, масса осталась прежней; Д) объем уменьшился, плотность увеличилась, масса осталась прежней. 24.Алюминиевый и стальной бруски имеют одинаковые массы. При этом… А) объем алюминиевого бруска меньше; Б) объем стального бруска меньше; В) объемы брусков одинаковы; Г) плотности стали и алюминия одинаковы; Д) среди приведенных ответов А-Г нет правильного. 25.Масса 1 л чистой воды равна…
26.Продолжите фразу. Сила упругости не возникает в… А) смятом куске пластилина; Б) растянутой пружине; В) сжатой пружине; Г) столе, на котором лежит книга; Д) возникает во всех случаях, так как тела деформированы. 27.Сила упругости всегда стремится…
28.Причиной изменения скорости тела является…
29.Свойство тела постепенно изменять свою скорость при взаимодействии называют…
30.Из указанных ниже значений скоростей наибольшей является…
31. Расстояние S тело проходит за t секунд. Если это же расстояние тело пройдет за 2t секунд, это значит, что его скорость…
32. Силы, действующие на тело, уравновешивают друг друга, если они… А) равны по модулю и направлены в одну сторону; Б) равны по модулю и противоположны по направлению; В) равны по модулю и направлены в разные стороны; Г) силы, приложенные к телу, всегда уравновешивают друг друга; Д) силы, приложенные к телу, никогда не уравновешивают друг друга. 33. Продолжите фразу. Тело движется по инерции, если... А) на него действует только сила трения; Б) на него действует только сила тяжести; В) на него действует равнодействующая нескольких сил; Г) равнодействующая внешних сил, действующих на тело, равна нулю; Д) на него не действует сила тяжести. 34. Движение по инерции – это... А) движение с возрастающей скоростью; Б) равномерное прямолинейное движение; В) движение с убывающей скоростью; Г) неравномерное движение; Д) равномерное движение по окружности. 35. Количественной мерой инертности тела является… А) вес; Б) масса; В) скорость; Г) объем; Д) время. 36. При взаимодействии двух тел, чем больше масса тела, тем оно… А) менее инертно и быстрее изменяет свою скорость; Б) менее инертно и медленнее изменяет свою скорость; В) более инертно и быстрее изменяет свою скорость; Г) более инертно и медленнее изменяет свою скорость; Д) тело не изменяет свою скорость при взаимодействии. 37. Вес – это… А) количественная мера инертности тела; Б) мера гравитационного взаимодействия тела с Землей; В) сила, с которой Земля действует на тело вблизи от ее поверхности; Г) сила, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения к Земле; Д) отсутствие невесомости. 38. Сила упругости направлена… А) противоположно силе тяжести; Б) противоположно силе, деформирующей тело; В) по направлению деформирующей силы; Г) вертикально вверх; Д) у этой силы нет направления. 39.Выберите правильную запись сравнения сил сухого трения: А) F покоя > F скольжения > F качения; Б) F покоя < F скольжения < F качения. 40. Книга лежит на столе. Какие силы, действующие на книгу, ура
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|