Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прагматизм



 

Философия 19-20 вв
 
Позитивизм
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.
В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой.  Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.
Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

Прагматизм

Прагматизм – философское течение, возникшее в последние десятилетия XIX в. в США. Мышление – средство приспособления организма к среде, понимание истины как утверждения, способствующего достижению жизненного успеха, а философии как метода прояснения мыслей и верований, значимых для решения жизненных проблем.

Ч. Пирс (1839–1914) – создатель термина прагматизм. Две тенденции: позитивистская и объективно-идеалистическая, идущая от Платона и Шеллинга. Отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Мы действуем, веря в то, что наши действия приведут к желаемому результату. Действия, направленные на преодоление сомнения, – исследование. Истина – общезначимое принудительное верование, к которому пришло бы сообщество исследователей данного сомнения, если бы этот процесс продолжался бесконечно. Арсенал истин, которыми располагает человечество, – совокупность социально закрепленных верований, то есть идей, успешно служащих нашим действиям. Существует 4 основных метода закрепления верований: упорства, авторитета, априорные и метод науки. «Принцип Пирса»: понятие об объекте достигается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом.

У. Джемс – (1862–1910). Отрицает существование сознания как особой сущности. Не сознание, а личность относится к потоку ощущений-переживаний, которые и являются последней реальностью, данной нам в опыте. «Радикальный эмпиризм» – то, что познается, и то, в чем познается, является опытом (потоком переживаний, ощущений, эмоций). Следуя за Гегелем, расширяет содержание понятия «опыт». И наука, и религия имеют основание в опыте.

Две задачи Джемса:

1 – способствовать преодолению философских споров;

2 – показать возможность согласования религиозного и научного подходов к миру.

Опирается на «принцип Пирса»: если две идеи ведут к одним и тем же практическим результатам, то мы имеем дело с одной идеей, только по-разному выраженной. Истинными мы называет те наши идеи, теории, суждения, которые, направляя наши действия, ведут к желаемым результатам.

Д. Дьюи (1859–1952) продолжает расширение содержания понятия «опыт». Опыт – история, обращенная в будущее. Рефлексивное мышление – вид исследовательской деятельности – стремится внести ясность, устойчивость, гармонию в опыт. Здравый смысл, религии и науки, философские системы – устойчивые социальные формы, предназначенные для выполнения этой функции. Наше мышление – средство приспособления к среде. Идеи – функции реальных проблем, проекты действия, инструменты, обеспечивающие наше существование. Религия и метафизика являются продуктами фантазии, возникающими в неблагоприятных для жизни условиях. Мерило истинности теории – ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Не существует абсолютных ценностей. Все они носят жизненный и ситуативный характер. Начиная с 1970-х гг. прагматизм полностью вытеснен постпозитивизмом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.