Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диагностика и коррекция познавательного развития слабовидящего ребенка»



«Диагностика и коррекция познавательного развития слабовидящего ребенка»

 

Направления познавательного развития слабовидящего ребенка (согласно разделу АООП ДО для слабовидящих детей 2.2.2.2. «Познавательное развитие») Основные программные задачи, решаемые педагогом в данном направлении Задачи диагностики познавательного развития Диагностический инструментарий, используемый при оценке познавательного развития слабовидящего ребенка Требования к проведению диагностики слабовидящего ребенка
Обогащение чувственного опыта c повышением способности к тонкой дифференциации зрительных ощущений, развитием осмысленности зрительного восприятия * Расширение чувственного отражения и практического взаимодействия с предметами и объектами действительности, наполняющими предметную среду мест жизнедеятельности и познавательной активности.   * Способствовать формированию слабовидящими дошкольниками сенсорных эталонов «форма», «цвет», «величина», «пространство».   * Развивать зрительно-двигательные обследовательские действия. Развивать умения и обогащать опыт решения перцептивно-познавательных задач, востребованных в продуктивной и исследовательской деятельности. Создавать ситуации и побуждать детей к точному словесному обозначению зрительных образов восприятий, использованию словесных определений свойств предметов (круглый, синий и т. п.). Развивать у ребенка умение в ситуациях рассматривания предметов или изображений c подключением осязания формировать полные, точные, детализированные и дифференцированные образы восприятия, учить устанавливать связи «целое – часть», развивать способность к аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия, обогащать опыт зрительного опознания.   * Обогащение слуховых, тактильных ощущений, слухового восприятия и осязания как способов чувственного познания окружающего. Обогащение опыта взаимодействия с предметами из разных материалов, разной фактуры, разных форм, величин.   * Развитие пространственного восприятия, умений отражения и воспроизведения пространственных отношений, формирование умений и навыков пространственной ориентировки как операционального компонента познавательной деятельности.   * Развитие и обогащение игрового опыта: дидактические игры на восприятие, речевые игры; игры-упражнения на развитие моторики рук, повышение тактильных ощущений, развитие осязания. Стимуляция зрительных функций: повышение способности к форморазличению, цветоразличению, контрастной чувствительности, подвижности глаз, устойчивости взора и фиксации. * Изучить сформированность представлений о цвете, форме, величине, свойствах предмета.   * Изучить сформированность осмысленного восприятия   Методика «Коробка форм» Направлена на определение сформированных представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Методика «Разрезные картинки» Направлена на выявление уровня зрительного синтеза и пространственного восприятия. При выполнении теста следует сначала проанализировать целостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответствующего образа и на разрезной картинке.   Методики «Пирамидка» и «Мисочки» Направлены на определение сформированных предметных действий и представлений о величине. При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в сериационном ряду.   Стандартизированное наблюдение Беседа Анализ продуктов деятельности

Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придается установлению контакта с ребёнком, организации места проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели.

К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие:

- соответствующая освещенность (общая освещенность помещения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка — 400-50 0 лк);

- ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5—10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 — 20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка;

- смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением;

- особые требования к наглядности.

Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения.

Требования и условия предъявления методик:

* учитывая доминантность  слухового  восприятия предъявляемая инструкция должна быть четкой    и краткой. Самостоятельные действия ребенка нужно  постоянно контролировать и коррегировать, используя точные словесные установки (к примеру: «Возьми яблоко в обе руки», «Ощупай предмет», «Проведи обеими руками сверху вниз»);

* задание дается частями и предлагается выполнить его поэтапно;

* обследование и анализ предметов проводится по схеме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы, его строения, наличие и расположение деталей, определение цвета, какой на ощупь, из чего сделан, какого веса, какой запах, какого вкуса;

* первично обследование предмета проводится на тактильном уровне за экраном, далее - на тактильно – зрительном.

* использование  специального   набора  игрушек, дидактического материала, рельефных картинок;

* показ и демонстрация объектов выполняется на более выгодном для детей расстоянии с учетом остроты зрения и особенностей структуры зрительной патологии;

* целенаправленный учет величины предъявляемых предметов (для слабовидящих картины и объекты должны быть увеличены в полтора раза в сравнении с общепринятыми нормами, для страдающих амблиопией - предъявляемые предметы должны быть небольшими по величине);

* соблюдение правил предъявления материала в пространстве (при сходящемся косоглазии - на подставке, взор направлен вдаль, при расходящемся - на столе, взор направлен вниз);

* время экспозиции наглядности увеличивается по сравнению с нормально видящими детьми;

* учет насыщенности окраски пособий (цвета должны быть яркими, контрастными, с четким изображением норм);

* предметы с блестящей поверхностью не используются, так как при этом снижается видимость.    Бумага должна иметь матовую поверхность;

* отсутстствие лишних, деталей в предметных и сюжетных картинах

* при обследовании слепых детей ведущим является углубленное и детальное изучение особенностей осязательного восприятия, индивидуализированный учет его возможностей, что является важным параметром при обучении по системе Брайля;

* соблюдение зрительного режима, предупреждение зрительного утомления (при  необходимости  провести специфические упражнения для глаз, к примеру, при сходящемся косоглазии посмотреть вдаль, при расходящемся - на близко расположенный предмет, поморгать);

* обязательная фиксация возможностей зрительной работоспособности;

*  возрастание информативной роли вербальных методик, обусловленное спецификой патологии;

* учет тимеющегося жизненного опыта, навыков общения и наличия депривации в семье, отсутствия или наличия своевременного и целенаправленного воздействия на ребенка;

Предметно-познавательное развитие, повышение перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания * Развитие широких интересов к предметному миру, формирование понимания того, что мир наполнен различными предметами, нужными для жизни человека, важными для человека. Развитие осмысленности восприятия.   * Развитие умений познавать предмет как объект действительности, ориентироваться в разнообразии предметного мира:   - знать название предмета, его частей и деталей;   - уметь обследовать предмет с построением структурно-целостного образа, определением его формы, величины, цвета, материала;   - уметь узнавать предмет по частям и деталям, с изменением пространственных характеристик;   - уметь отвечать на вопросы, связанные с предметом.   * Развитие потребности, интереса к рассматриванию предметных, сюжетных, иллюстративных изображений. Формирование рациональных и эффективных способов зрительного рассматривания изображений: обведение взором контура, организованное скольжение взором по всей плоскости изображения, остановка и фиксация взором деталей, частей, актуализация воспринимаемых признаков.   * Формирование представлений о предметах и объектах действительности с формированием целостных, детализированных, осмысленных образов, развитие способности устанавливать родовые, причинно-следственные связи. Развитие опыта актуализации представлений в познавательной деятельности. Совместного с взрослым обогащение опыта обсуждения, какой предмет на ощупь, по форме, звучанию, величине, по твердости, цвету, на что похож.   * Развитие моторного компонента предметно-познавательной деятельности: формирование действий с предметами по их назначению: с игрушками, предметами обихода, объектами познавательной деятельности; развитие орудийных действий; формирование действий предметно-пространственной организации «рабочего поля»: умения взять предмет из определенного места, положить предмет на определенное место, расположить объект перед собой, расположить предметы в ряд (горизонтальный, вертикальный) и др. Развитие моторики рук, кистей, пальцев: формы движений и действий, силы, ловкости, выносливости. Развитие зрительно-моторной координации, как операционального компонента познавательной деятельности.   * Повышение способности действовать по подражанию.   * Расширение знаний о предметном мире в его многообразии, обогащение опыта предметных игр, знакомство с предметами действительности, малодоступными детям для повседневного использования, слушание и разучивание детских стихов о предметах и объектах действительности.   * Обогащение опыта организации и создания предметных сред: опыт предметно-пространственной организации игрового поля, мест самообслуживания, рабочего места познавательной деятельности; создания новых предметных сред: конструирование, аппликация. * Опредить сформированность представлений об окружающем   * Определить уровня развития познавательной активности, интереса   Методика «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер),  направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности;   методики «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова) и «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова), направленные на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач Наблюдение (Коробейников, Стребелева)    Беседа методика «Сказка»(Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич),
Формирование картины мира с развитием реальных полимодальных образов его объектно-предметного наполнения и освоением опыта установления связей     * Формирование целостных представлений об объектно-предметных, предметно-пространственных ситуациях быта (умывание, обед и др.), игры (предметная игра, ролевая игра и др.), познавательных занятий, продуктивной деятельности с развитием способности к аналитико-синтетической оценке происходящего, его предметной организации, осмысления своего места, своих возможностей. *Определить сформированности представлений об окружающем   * Изучить ориентировки в пространстве, собственном теле, на листе бумаге   Методика «Свободный рисунок» (Левченко И. Ю.) Выявляется уровень сформированных представлений об окружающем, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый).   Методика «Разрезные картинки» (Левченко И. Ю.) Направлена на выявление уровня зрительного синтеза и пространственного восприятия. При выполнении теста следует сначала проанализировать целостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответствующего образа и на разрезной картинке.   Беседа Наблюдение  «Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела» (предложенная Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Формирование основ организации собственной познавательной деятельности в окружающей действительности * Развитие интереса к рассматриванию книг и картинок (предметные, сюжетные изображения).   * Обогащение опыта конструирования (разные виды).   * Расширение опыта дидактических игр, развивающих предметность восприятия.   * Развитие умений и обогащение опыта создания новых предметных сред типа:   - действия по назначению с раскрасками, трафаретами;   - игры и действия с природным материалом (выкладывание, сортировка, заполнение емкостей и др.);   - создание отпечатков и др. * Выявить уровень целеполагание   * Определить понимание инструкции   * Определить осознания себя дошкольником   * Изучить контроль и оценку собственной деятельности ребенка Наблюдение Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)   методика «Изучение уровня самосознания» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)   методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан и З. Василяускайте).
Развитие и обогащение познавательных чувств и эмоций * Развитие чувства нового, развитие познавательных интересов: побуждение к результативному поиску в знакомой среде интересующих предметов, расширение опыта действий с полузнакомыми предметами, поддержание интереса к таким ситуациям.   * Развитие устойчивого интереса к слушанию литературных произведений, музыки, созданию новых предметных сред, к играм в сенсорной комнате, выполнению физических упражнений.   * Повышение осмысленности в отражении окружающего, расширение кругозора, побуждение к проявлению интеллектуальных чувств.   * Развитие интереса к пространству и движению в нем. Побуждение и поддержание заинтересованности к чему-либо (например, у кого какая чашка?), к кому-либо (например, кто где играет?), к происходящим событиям (например, расскажи, что сейчас происходит в зале). Обогащение опыта проявления удивления как переживания от чего-либо необычного, неожиданного, нового, побуждающего к познанию.   * Обогащение опыта использования и привитие интереса к игрушкам и действиям с ними, их разнообразию, к книгам, к цветным предметам, объектам разной фактуры, величины, слушанию аудиоматериалов (музыки, детских литературных произведений и песенок, звуки и шумы мира) c проявлением радостного, положительного отношения к воспринимаемому.   * Формирование предметно-практических умений и навыков (трудовых, познавательных, коммуникативных, двигательных) c развитием практических чувств: радость от процесса деятельности, от проявления умений; огорчение от неуспеха и желание повторить попытку, чтобы достичь результата.   * Развитие интеллектуальных чувств. Развитие желания научиться чему-либо и потребности лично участвовать в чем-то, обогащение опыта взаимодействия с окружающими в процессе познания, в совместном решении познавательных задач. Расширение опыта познания окружающей действительности: расширение ряда знаний о предметах и объектах окружающего мира, опыта решения проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач. * Изучить познавательный интерес ребенка в различных видах деятельности   Наблюдение по параметрам в различных видах детской деятельности   Методика «Познавательная потребность дошкольника» (В.С.Юркевич в модификации Э.А.Барановой);   Методика «Особенности познавательной потребности у дошкольников» (Н.И.Ганошенко, В.С.Юркевич), методика «Сказка»;   Методика «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А.Серебрякова).
Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности * Совершенствование коммуникативных умений в получении информации о предметах и объектах окружения, происходящих событиях, возникших ситуациях. Обогащение опыта диалогической (разговорной) речи в форме беседы в ситуациях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».   * Развитие умений и навыков выполнения познавательных действий по инструкции взрослого и самоинструкции, придерживаясь освоенного плана-алгоритма (алгоритм обследования, алгоритм действий) деятельности (познавательная, исследовательская, труд, игра). Развитие умений и обогащение опыта рассказывания об освоенных видах деятельности, описания основных правил вида деятельности, требований к ее организации.   * Формирование навыков зрительного, практического контроля своих действий в процессе деятельности и в оценке их результата. Развитие организованных движений рук с элементами прослеживания поверхности (горизонтальный и/или вертикальный компонент) предмета(ов) деятельности, тактильно-осязательной локализацией деталей с концентрацией зрительного внимания и др.   * Совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие точных и полных представлений «схема тела», обогащение двигательного опыта выполнения заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий при ориентировке «от себя»: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре и т. п.; при ориентировке «от предмета»: на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда и т. п. (на слух, по заданию в деятельности), развитие навыков ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа (стороны: левая, правая верхняя, нижняя, центр, углы: верхние левый, правый; нижние левый, правый края. Обогащение опыта предметно-пространственной организации рабочего поля, самостоятельно пространственной ориентировки в местах бытовой, игровой, познавательной, продуктивной деятельности.   * Повышение общей и зрительной работоспособности, поддержание и воспитание бодрого состояния в режимных моментах, активности в жизнедеятельности, обогащение опыта самовыражения в творческой деятельности. Повышение двигательной активности, развитие способности к тонкой дифференциации движений, совершенствование позы, востребованной в познавательной деятельности (обследование, рассматривание книг), других видах деятельности. Формирование умений и обогащение опыта выполнения упражнений на согласование слов с движением, на чередование движений пальцев и кистей рук, умение выполнять заданные движения пальцами (пальчиковая гимнастика), развитие общей скоординированности, обогащение опыта одновременного выполнения разноименными руками своей программы действий, развитие чувства ритма. * Изучить сформированность коммуникативных умений   * Изучить моторику рук   * Изучить сформированность пространственных представлений Наблюдение Беседа Методика «Свободный рисунок» (Левченко И. Ю.) Выявляется уровень сформированных представлений об окружающем, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый).   Методика «Установление обыденных предметно-пространственных отношений», (предложенная С.Д. Забрамной)
Формирование интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе * Развитие наглядно-действенного мышления, повышение способности к анализу и синтезу, формирование умений детального и последовательного сравнения предметов восприятия. Развитие понимания причинно-следственных связей. Развитие основ словесно-логического мышления.   * Развитие умений и обогащение опыта описания, пересказывания, рассказывания.   * Развитие конструктивных умений и навыков, способность к моделированию, копированию, освоение стратегии движения по пространству листа.   * Развитие умений и обогащение опыта действий с предметами учебной деятельности: действия с книгой, альбомом, тетрадью, орудийные действия.   * Развитие «схемы тела»: детализация представлений о руке, кисти, пальцах, их предназначении и возможностях с развитием произвольных движений и формированием умений выполнять обследовательские действия осязания как способа получения информации. Формирование внутреннего контроля над своими действиями.   * Формирование образов букв, развитие устойчивой способности к пространственной дифференциации «зеркальных» букв, формирование умений печатания. Развитие умений выполнять графические задания на клеточном и линейных полях.   * Развитие культуры зрительного труда: умение соблюдать гигиену очков, использование подставки под книгу; кратковременное приближение объекта восприятия к глазам для рассматривания мелких деталей без задержки дыхания; умение выполнять упражнения для глаз (на снятие утомления, на расслабление), после продолжительной зрительной работы на близком расстоянии, произвольный перевод взора вдаль; регуляция осанки в процессе выполнения графических заданий. * Изучить развитие наглядно-действенного и словесно-логического мышления * Определить уровень развития связной речи   * Изучить сформированность пространственных представлений по листу бумаги и о себе     Исключение предметов (4-лишний) (Е. А. Стребелева) Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Методика представляет собой набор из четырех картинок, знакомых ребенку. Из четырех предметов только три могут быть обобщены под одну категорию, оставшийся четвертый – лишний, его нужно исключить.   Классификация (Фадина Г.В) Цель — исследование логичности мышления Инструкция: разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».   Обобщение понятий (Фадина Г.В) Цель — исследование логичности мышления Стимульный материал: набор близких понятий.   Детям дается задание на обобщение — предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий.   Методика «Разрезные картинки» (С.Д. Забрамная) Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление.  
         

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.