Диагностика и коррекция познавательного развития слабовидящего ребенка»
«Диагностика и коррекция познавательного развития слабовидящего ребенка»
Направления познавательного развития слабовидящего ребенка (согласно разделу АООП ДО для слабовидящих детей 2.2.2.2. «Познавательное развитие»)
| Основные программные задачи, решаемые педагогом в данном направлении
| Задачи диагностики познавательного развития
| Диагностический инструментарий, используемый при оценке познавательного развития слабовидящего ребенка
| Требования к проведению диагностики слабовидящего ребенка
| Обогащение чувственного опыта c повышением способности к тонкой дифференциации зрительных ощущений, развитием осмысленности зрительного восприятия
| * Расширение чувственного отражения и практического взаимодействия с предметами и объектами действительности, наполняющими предметную среду мест жизнедеятельности и познавательной активности.
* Способствовать формированию слабовидящими дошкольниками сенсорных эталонов «форма», «цвет», «величина», «пространство».
* Развивать зрительно-двигательные обследовательские действия. Развивать умения и обогащать опыт решения перцептивно-познавательных задач, востребованных в продуктивной и исследовательской деятельности. Создавать ситуации и побуждать детей к точному словесному обозначению зрительных образов восприятий, использованию словесных определений свойств предметов (круглый, синий и т. п.). Развивать у ребенка умение в ситуациях рассматривания предметов или изображений c подключением осязания формировать полные, точные, детализированные и дифференцированные образы восприятия, учить устанавливать связи «целое – часть», развивать способность к аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия, обогащать опыт зрительного опознания.
* Обогащение слуховых, тактильных ощущений, слухового восприятия и осязания как способов чувственного познания окружающего. Обогащение опыта взаимодействия с предметами из разных материалов, разной фактуры, разных форм, величин.
* Развитие пространственного восприятия, умений отражения и воспроизведения пространственных отношений, формирование умений и навыков пространственной ориентировки как операционального компонента познавательной деятельности.
* Развитие и обогащение игрового опыта: дидактические игры на восприятие, речевые игры; игры-упражнения на развитие моторики рук, повышение тактильных ощущений, развитие осязания. Стимуляция зрительных функций: повышение способности к форморазличению, цветоразличению, контрастной чувствительности, подвижности глаз, устойчивости взора и фиксации.
| * Изучить сформированность представлений о цвете, форме, величине, свойствах предмета.
* Изучить сформированность осмысленного восприятия
| Методика «Коробка форм»
Направлена на определение сформированных представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью.
Методика «Разрезные картинки»
Направлена на выявление уровня зрительного синтеза и пространственного восприятия. При выполнении теста следует сначала проанализировать целостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответствующего образа и на разрезной картинке.
Методики «Пирамидка» и «Мисочки»
Направлены на определение сформированных предметных действий и представлений о величине. При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в сериационном ряду.
Стандартизированное наблюдение
Беседа Анализ продуктов деятельности
| Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придается установлению контакта с ребёнком, организации места проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели.
К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие:
- соответствующая освещенность (общая освещенность помещения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка — 400-50 0 лк);
- ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5—10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 — 20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка;
- смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением;
- особые требования к наглядности.
Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения.
Требования и условия предъявления методик:
* учитывая доминантность слухового восприятия предъявляемая инструкция должна быть четкой и краткой. Самостоятельные действия ребенка нужно постоянно контролировать и коррегировать, используя точные словесные установки (к примеру: «Возьми яблоко в обе руки», «Ощупай предмет», «Проведи обеими руками сверху вниз»);
* задание дается частями и предлагается выполнить его поэтапно;
* обследование и анализ предметов проводится по схеме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы, его строения, наличие и расположение деталей, определение цвета, какой на ощупь, из чего сделан, какого веса, какой запах, какого вкуса;
* первично обследование предмета проводится на тактильном уровне за экраном, далее - на тактильно – зрительном.
* использование специального набора игрушек, дидактического материала, рельефных картинок;
* показ и демонстрация объектов выполняется на более выгодном для детей расстоянии с учетом остроты зрения и особенностей структуры зрительной патологии;
* целенаправленный учет величины предъявляемых предметов (для слабовидящих картины и объекты должны быть увеличены в полтора раза в сравнении с общепринятыми нормами, для страдающих амблиопией - предъявляемые предметы должны быть небольшими по величине);
* соблюдение правил предъявления материала в пространстве (при сходящемся косоглазии - на подставке, взор направлен вдаль, при расходящемся - на столе, взор направлен вниз);
* время экспозиции наглядности увеличивается по сравнению с нормально видящими детьми;
* учет насыщенности окраски пособий (цвета должны быть яркими, контрастными, с четким изображением норм);
* предметы с блестящей поверхностью не используются, так как при этом снижается видимость. Бумага должна иметь матовую поверхность;
* отсутстствие лишних, деталей в предметных и сюжетных картинах
* при обследовании слепых детей ведущим является углубленное и детальное изучение особенностей осязательного восприятия, индивидуализированный учет его возможностей, что является важным параметром при обучении по системе Брайля;
* соблюдение зрительного режима, предупреждение зрительного утомления (при необходимости провести специфические упражнения для глаз, к примеру, при сходящемся косоглазии посмотреть вдаль, при расходящемся - на близко расположенный предмет, поморгать);
* обязательная фиксация возможностей зрительной работоспособности;
* возрастание информативной роли вербальных методик, обусловленное спецификой патологии;
* учет тимеющегося жизненного опыта, навыков общения и наличия депривации в семье, отсутствия или наличия своевременного и целенаправленного воздействия на ребенка;
| Предметно-познавательное развитие, повышение перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания
| * Развитие широких интересов к предметному миру, формирование понимания того, что мир наполнен различными предметами, нужными для жизни человека, важными для человека. Развитие осмысленности восприятия.
* Развитие умений познавать предмет как объект действительности, ориентироваться в разнообразии предметного мира:
- знать название предмета, его частей и деталей;
- уметь обследовать предмет с построением структурно-целостного образа, определением его формы, величины, цвета, материала;
- уметь узнавать предмет по частям и деталям, с изменением пространственных характеристик;
- уметь отвечать на вопросы, связанные с предметом.
* Развитие потребности, интереса к рассматриванию предметных, сюжетных, иллюстративных изображений. Формирование рациональных и эффективных способов зрительного рассматривания изображений: обведение взором контура, организованное скольжение взором по всей плоскости изображения, остановка и фиксация взором деталей, частей, актуализация воспринимаемых признаков.
* Формирование представлений о предметах и объектах действительности с формированием целостных, детализированных, осмысленных образов, развитие способности устанавливать родовые, причинно-следственные связи. Развитие опыта актуализации представлений в познавательной деятельности. Совместного с взрослым обогащение опыта обсуждения, какой предмет на ощупь, по форме, звучанию, величине, по твердости, цвету, на что похож.
* Развитие моторного компонента предметно-познавательной деятельности: формирование действий с предметами по их назначению: с игрушками, предметами обихода, объектами познавательной деятельности; развитие орудийных действий; формирование действий предметно-пространственной организации «рабочего поля»: умения взять предмет из определенного места, положить предмет на определенное место, расположить объект перед собой, расположить предметы в ряд (горизонтальный, вертикальный) и др. Развитие моторики рук, кистей, пальцев: формы движений и действий, силы, ловкости, выносливости. Развитие зрительно-моторной координации, как операционального компонента познавательной деятельности.
* Повышение способности действовать по подражанию.
* Расширение знаний о предметном мире в его многообразии, обогащение опыта предметных игр, знакомство с предметами действительности, малодоступными детям для повседневного использования, слушание и разучивание детских стихов о предметах и объектах действительности.
* Обогащение опыта организации и создания предметных сред: опыт предметно-пространственной организации игрового поля, мест самообслуживания, рабочего места познавательной деятельности; создания новых предметных сред: конструирование, аппликация.
| * Опредить сформированность представлений об окружающем
* Определить уровня развития познавательной активности, интереса
| Методика «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер),
направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности;
методики «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова) и «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова),
направленные на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач
Наблюдение
(Коробейников, Стребелева)
Беседа
методика «Сказка»(Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич),
| Формирование картины мира с развитием реальных полимодальных образов его объектно-предметного наполнения и освоением опыта установления связей
| * Формирование целостных представлений об объектно-предметных, предметно-пространственных ситуациях быта (умывание, обед и др.), игры (предметная игра, ролевая игра и др.), познавательных занятий, продуктивной деятельности с развитием способности к аналитико-синтетической оценке происходящего, его предметной организации, осмысления своего места, своих возможностей.
| *Определить сформированности представлений об окружающем
* Изучить ориентировки в пространстве, собственном теле, на листе бумаге
| Методика «Свободный рисунок»
(Левченко И. Ю.)
Выявляется уровень сформированных представлений об окружающем, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый).
Методика «Разрезные картинки»
(Левченко И. Ю.)
Направлена на выявление уровня зрительного синтеза и пространственного восприятия. При выполнении теста следует сначала проанализировать целостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответствующего образа и на разрезной картинке.
Беседа
Наблюдение
«Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела»
(предложенная Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
| Формирование основ организации собственной познавательной деятельности в окружающей действительности
| * Развитие интереса к рассматриванию книг и картинок (предметные, сюжетные изображения).
* Обогащение опыта конструирования (разные виды).
* Расширение опыта дидактических игр, развивающих предметность восприятия.
* Развитие умений и обогащение опыта создания новых предметных сред типа:
- действия по назначению с раскрасками, трафаретами;
- игры и действия с природным материалом (выкладывание, сортировка, заполнение емкостей и др.);
- создание отпечатков и др.
| * Выявить уровень
целеполагание
* Определить понимание инструкции
* Определить осознания себя дошкольником
* Изучить контроль и оценку собственной деятельности ребенка
| Наблюдение
Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности
(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
методика «Изучение уровня самосознания» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан и З. Василяускайте).
| Развитие и обогащение познавательных чувств и эмоций
| * Развитие чувства нового, развитие познавательных интересов: побуждение к результативному поиску в знакомой среде интересующих предметов, расширение опыта действий с полузнакомыми предметами, поддержание интереса к таким ситуациям.
* Развитие устойчивого интереса к слушанию литературных произведений, музыки, созданию новых предметных сред, к играм в сенсорной комнате, выполнению физических упражнений.
* Повышение осмысленности в отражении окружающего, расширение кругозора, побуждение к проявлению интеллектуальных чувств.
* Развитие интереса к пространству и движению в нем. Побуждение и поддержание заинтересованности к чему-либо (например, у кого какая чашка?), к кому-либо (например, кто где играет?), к происходящим событиям (например, расскажи, что сейчас происходит в зале). Обогащение опыта проявления удивления как переживания от чего-либо необычного, неожиданного, нового, побуждающего к познанию.
* Обогащение опыта использования и привитие интереса к игрушкам и действиям с ними, их разнообразию, к книгам, к цветным предметам, объектам разной фактуры, величины, слушанию аудиоматериалов (музыки, детских литературных произведений и песенок, звуки и шумы мира) c проявлением радостного, положительного отношения к воспринимаемому.
* Формирование предметно-практических умений и навыков (трудовых, познавательных, коммуникативных, двигательных) c развитием практических чувств: радость от процесса деятельности, от проявления умений; огорчение от неуспеха и желание повторить попытку, чтобы достичь результата.
* Развитие интеллектуальных чувств. Развитие желания научиться чему-либо и потребности лично участвовать в чем-то, обогащение опыта взаимодействия с окружающими в процессе познания, в совместном решении познавательных задач. Расширение опыта познания окружающей действительности: расширение ряда знаний о предметах и объектах окружающего мира, опыта решения проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.
| * Изучить познавательный интерес ребенка в различных видах деятельности
| Наблюдение по параметрам в различных видах детской деятельности
Методика «Познавательная потребность дошкольника» (В.С.Юркевич в
модификации Э.А.Барановой);
Методика «Особенности познавательной потребности у дошкольников»
(Н.И.Ганошенко, В.С.Юркевич), методика «Сказка»;
Методика «Оценка вопросительных проявлений у детей»
(Т.А.Серебрякова).
| Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности
| *
Совершенствование коммуникативных умений в получении информации о предметах и объектах окружения, происходящих событиях, возникших ситуациях. Обогащение опыта диалогической (разговорной) речи в форме беседы в ситуациях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».
* Развитие умений и навыков выполнения познавательных действий по инструкции взрослого и самоинструкции, придерживаясь освоенного плана-алгоритма (алгоритм обследования, алгоритм действий) деятельности (познавательная, исследовательская, труд, игра). Развитие умений и обогащение опыта рассказывания об освоенных видах деятельности, описания основных правил вида деятельности, требований к ее организации.
* Формирование навыков зрительного, практического контроля своих действий в процессе деятельности и в оценке их результата. Развитие организованных движений рук с элементами прослеживания поверхности (горизонтальный и/или вертикальный компонент) предмета(ов) деятельности, тактильно-осязательной локализацией деталей с концентрацией зрительного внимания и др.
* Совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие точных и полных представлений «схема тела», обогащение двигательного опыта выполнения заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий при ориентировке «от себя»: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре и т. п.; при ориентировке «от предмета»: на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда и т. п. (на слух, по заданию в деятельности), развитие навыков ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа (стороны: левая, правая верхняя, нижняя, центр, углы: верхние левый, правый; нижние левый, правый края. Обогащение опыта предметно-пространственной организации рабочего поля, самостоятельно пространственной ориентировки в местах бытовой, игровой, познавательной, продуктивной деятельности.
* Повышение общей и зрительной работоспособности, поддержание и воспитание бодрого состояния в режимных моментах, активности в жизнедеятельности, обогащение опыта самовыражения в творческой деятельности. Повышение двигательной активности, развитие способности к тонкой дифференциации движений, совершенствование позы, востребованной в познавательной деятельности (обследование, рассматривание книг), других видах деятельности. Формирование умений и обогащение опыта выполнения упражнений на согласование слов с движением, на чередование движений пальцев и кистей рук, умение выполнять заданные движения пальцами (пальчиковая гимнастика), развитие общей скоординированности, обогащение опыта одновременного выполнения разноименными руками своей программы действий, развитие чувства ритма.
| * Изучить сформированность коммуникативных умений
* Изучить моторику рук
* Изучить сформированность пространственных представлений
| Наблюдение
Беседа
Методика «Свободный рисунок»
(Левченко И. Ю.)
Выявляется уровень сформированных представлений об окружающем, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый).
Методика «Установление обыденных предметно-пространственных
отношений», (предложенная С.Д. Забрамной)
| Формирование интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе
| * Развитие наглядно-действенного мышления, повышение способности к анализу и синтезу, формирование умений детального и последовательного сравнения предметов восприятия. Развитие понимания причинно-следственных связей. Развитие основ словесно-логического мышления.
* Развитие умений и обогащение опыта описания, пересказывания, рассказывания.
* Развитие конструктивных умений и навыков, способность к моделированию, копированию, освоение стратегии движения по пространству листа.
* Развитие умений и обогащение опыта действий с предметами учебной деятельности: действия с книгой, альбомом, тетрадью, орудийные действия.
* Развитие «схемы тела»: детализация представлений о руке, кисти, пальцах, их предназначении и возможностях с развитием произвольных движений и формированием умений выполнять обследовательские действия осязания как способа получения информации. Формирование внутреннего контроля над своими действиями.
* Формирование образов букв, развитие устойчивой способности к пространственной дифференциации «зеркальных» букв, формирование умений печатания. Развитие умений выполнять графические задания на клеточном и линейных полях.
* Развитие культуры зрительного труда: умение соблюдать гигиену очков, использование подставки под книгу; кратковременное приближение объекта восприятия к глазам для рассматривания мелких деталей без задержки дыхания; умение выполнять упражнения для глаз (на снятие утомления, на расслабление), после продолжительной зрительной работы на близком расстоянии, произвольный перевод взора вдаль; регуляция осанки в процессе выполнения графических заданий.
| * Изучить развитие наглядно-действенного и словесно-логического мышления
* Определить уровень развития связной речи
* Изучить сформированность пространственных представлений по листу бумаги и о себе
| Исключение предметов (4-лишний)
(Е. А. Стребелева)
Методика направлена на изучение параметров формирования
процессов обобщения и классификации. Методика представляет собой набор из четырех картинок,
знакомых ребенку. Из четырех предметов только три могут быть обобщены под одну категорию,
оставшийся четвертый – лишний, его нужно исключить.
Классификация
(Фадина Г.В)
Цель — исследование логичности мышления
Инструкция: разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».
Обобщение понятий
(Фадина Г.В)
Цель — исследование логичности мышления
Стимульный материал: набор близких понятий.
Детям дается задание на обобщение — предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий.
Методика «Разрезные картинки»
(С.Д. Забрамная)
Методика направлена на изучение параметров пространственного
конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методикой
предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка,
обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической
деятельности, мышление.
|
| |
|
|
|
|
|