Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Арт-терапия



Арт-терапия

Арт-терапия – одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Оно основано на применении изобразительного искусства для помощи пациентам.

Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции личностного развития относятся к 1930-м годам, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арт-терапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу, включив гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).

Основная цель арт-терапии заключается в создании условий для гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. С позиции классического психоанализа, стержневым инструментом психокоррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. К. Юнг внес предположение о ведущей роли искусства для облегчения процессов индивидуализации формирования личности, которое базируется на установлении баланса между «Я» бессознательным и «Я» сознательным. Важнейшим приемом арт-терапевтического воздействия Юнг считал технику активного воображения, которая направлена на столкновение друг с другом «Я» бессознательного и «Я» сознательного, на их примирение между собой при помощи аффективного взаимодействия.

В настоящее время арт-терапия представляет собой лечебное использование изобразительного творчества (рисование, ваяние, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню), которое предполагает трехстороннее направленное взаимодействие между пациентом, его работой и психотерапевтом. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций и является формой когнитивной деятельности клиента, помогающей ему выражать прошлые или актуальные на сегодня переживания, которые ему тяжело передать при помощи слов. Многие психотерапевты подчеркивают ведущую роль арт-терапии в повышении адаптационных способностей психики в условиях повседневной жизни.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк. К ним относят:

· внутри- и межличностные конфликты;

· кризисные состояния;

· экзистенциальные и возрастные кризисы;

· травмы;

· потери;

· постстрессовые расстройства;

· невротические расстройства;

· психосоматические расстройства;

· развитие креативности;

· формирование целостности личности;

· обнаружение личностных смыслов через творчество и т. д.

Арт-терапия используется при консультировании детей, подростков и взрослых. Метод не имеет ограничений и противопоказаний.

Задачиарт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом разрядить напряжение).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Основныенаправленияв арт-терапии

Динамически ориентированная арт-терапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувств человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арт-терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальт-ориентированная арт-терапия. Целями коррекции в этом виде арт-терапии выступают:

· излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;

· помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

· пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методыарт-терапии

Арт-терапия может использоваться в качестве основного или вспомогательного метода психотерапии.

Выделяют два основных пути коррекционного воздействия арт-терапии на психику человека:

1. С помощью изобразительных средств в символической форме воссоздается травмирующая конфликтная ситуация, после чего происходит поиск путей её разрешения посредством преобразования с использованием креативных способностей клиента.

2. Основывается на природе возникновения эстетической реакции, которая позволяет изменить действие аффекта с негативного на позитивное.

Возможны два варианта проведения арт-терапевтических занятий.

1. Клиенту предоставляется возможность изготовления поделки из определенного материала по заданному образцу на заданную тему. Предметом анализа становятся сочетания цветов, самобытное выражение сюжета и его своеобразная форма, что имеет непосредственную связь с особенностями мировосприятия пациента, его эмоциями и сферой бессознательного, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики.

2. Неструктурированное занятие, на котором клиенту предлагается самостоятельно выбрать тему или сюжет поделки, а также материал и инструменты. Заключительным этапом в данном случае становится обсуждение выбора пациента.

Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть – творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность. Эта часть составляет основу арт-терапевтической сессии (от 60 до 65% всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения. Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой, основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы. Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение к процессу работы (от 35 до 40% всего времени сеанса).

Упражнения, выполняемые в группах:

1. Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение «Индивидуальное рисование» позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятие чувств и настраивает человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства. Для проведения упражнения понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши или мелки. Время проведения упражнения – 60 минут.

Процесс. Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния. Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается. Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе.

2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит для исследования взаимоотношений в коллективе, ценностей людей, стимулирования участников к сотрудничеству, к творческой работе. Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения – от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы – пластилин и глина.

Процесс. Руководитель делит всех участников на группы по 6–8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте). Далее каждый участник начинает «создавать мир» из глины. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.

3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы. Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы – цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения – 60 минут.

Процесс. Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Участникам раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего участники передают свой лист бумаги человеку, сидящему слева. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача участника – дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

Упражнения для индивидуальной формы арт-терапии:

1. Коллаж. Коллажирование дает возможность арт-терапевту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. Основные характеристики коллажирования: упор на положительные эмоциональные переживания человека; дает возможность проявить себя даже человеку, не имеющему художественных задатков; позволяет в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности человека; является очень эффективным средством работы с личностью. Чаще всего тему выбирает арт-терапевт, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента и рисунки, выполненные им ранее.

Процесс. Клиент берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фотографии и начинает создавать коллаж. Главное в процессе – полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии клиента. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги. В конце упражнения производится анализ проделанной клиентом работы.

2. Создание скульптур из глины. Благодаря данному упражнению человек способен дать выход своим эмоциям, выразить накопившиеся в нем здесь и сейчас переживания посредством лепки из глины. Существует множество вариаций данного упражнения: изготовление глиняных сосудов; создание слепков частей тела и предметов; создание фигурок для групповых композиций; создание скульптурных изображений; изготовление оберегов и амулетов из глины; создание отпечатков предметов в глине.

3. Детская игра. Клиенту предлагается нарисовать на листе бумаги свою любимую детскую игру и придумать данному рисунку название. Казалось бы, нет ничего проще. Однако особенностью данного упражнения является необходимость выполнения рисунка рукой, не являющейся для клиента основной. Материалы для выполнения упражнения – лист бумаги (формат А3), цветные мелки, гуашь, акварель. Данное упражнение направлено на раздвигание пределов умений клиента, развитие в нем спонтанности действия, открытие новых чувств и ощущений. Помимо этого при выполнении упражнения нередко всплывают детские страхи и переживания, скрытые ранее в клиенте и мешавшие его нормальной жизнедеятельности. После выполнения рисунка арт-терапевт проводит с клиентом анализ работы, задавая вопросы вроде: «Что вы чувствуете, глядя на рисунок?», «Почему вы выбрали именно эту игру?», «Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?» и т. д.

Отдельно рассматриваются упражнения по работе с эффектами. Они способствуют достижению углубленного самопознания, способствуют освоению новых способов поведения в незнакомых и нестандартных ситуациях, помогают человеку легче освоить незнакомые ему ранее сферы деятельности. Данная техника работы относится к техникам анализа глубинного бессознательного, тематика работы выбирается по желанию клиента и арт-терапевта и не имеет ограничений. Основным достижением данных упражнений является их способность актуализировать сильные фантазии, переживания клиента, его страхи и чувства.

1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Пациент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам даются названия. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом.

2. Контрастный рисунок. В одной композиции клиент должен объединить контрастные формы, цвета и стили, создав яркий рисунок. Суть заключается в том, чтобы в процессе создания рисунка кардинально поменять стратегию работы на противоположную, задействовав в процессе все известные контрасты.

3. Упражнение «Отпечатки». Заключается в создании рисунка при помощи отпечатка любых предметов, которые пожелает клиент. Максимально задействуется фантазия клиента. Предметами могут служить отпечатки частей тела клиента, аксессуары, одежда и т. п. Место, откуда будут эти предметы принесены, значения не имеет.

4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу, клиент создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т. п.

5. Рисунок смешанными красками. В начале упражнения клиент смешивает несколько густых красок тех оттенков, которые ему больше всего нравятся. Главное – дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков клиент создает рисунок.

6. Монотипии. Клиент на стекле при помощи густых красок создает изображение, после чего отпечатывает его на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

7. Техника раздувания краски. Клиент наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.

8. Чернильные пятна. Упражнение продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции. Для работы используются чернила, тушь, жидко разведенная гуашь, которыми наносятся капли посредине листа ватмана. Далее необходимо сложить бумагу пополам и сложенные части прижать друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, клиент увидит симметричный абстрактный рисунок, которому, совместно с арт-терапевтом, он должен дать название и небольшую характеристику.

9. «Работа с творческим мусором». Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, засохшие фломастеры и т. п. Из разнообразия предметов необходимо отобрать то, что ассоциируется с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. По окончанию сеанса необходимо обязательно поблагодарить каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки, а с работой попрощаться и, по возможности, сжечь ее.

10. «Каляки-маляки» (упражнения с каракулями).

Упражнение первое. Свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, необходимо нарисовать сложный клубок линий, «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развить его: используя определенные краски, выделить контуры, зарисовать участки, написать короткий комментарий или рассказ.

Упражнение второе. В отдельной тетради или блокноте завести «дневник каракуль» и вести его в течение определенного промежутка времени (неделю). Следить за изменениями в каракулях и анализировать их, а после окончания «эксперимента» написать на их основе рассказ.

Упражнение третье. Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создать каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, найти в изображенном образ и развить его.

11. «Автопортрет в натуральную величину». Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги. Клиент должен лечь на лист, чтобы терапевт обвел контуры его тела. Затем клиент приступает к созданию «образа самого себя»: раскрашивает и дорисовывает все, что считает нужным, чтобы показать, что творится в его внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т. п. Анализ осуществлять совместно с терапевтом.

Актуальным методом пассивной арт-терапии является анализ состояния клиента при использовании метафорических ассоциативных карт.

Ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, животных, растения, предметы и их взаимодействия. Карты могут включать слова или тексты.

Выбранная клиентом карта, как правило, резонирует с наиболее важным в момент сеанса актуальным переживанием, событием, неудовлетворенной потребностью, травматическим воспоминанием, скрытым комплексом и пр. В случае успешного преодоления психологических защит возникает инсайт (озарение, чувство прозрения), приводящий к ошеломляющим результатам, помогающим найти ответ на вопрос или проблему. Нейтрализация психологических защит возникает потому, что, описывая картинки, клиент перестает защищаться. К видам психологических защит, в наибольшей степени актуализирующихся в процессе работы с картами, относятся проекция, вытеснение и идентификация. Проекция обнаруживает в карте то, что отзывается в клиенте, что он, не желая видеть и признавать в себе, проецирует на окружающих (например, свои мотивы, ценности, потребности, диспозиции, конфликты пр.). С помощью вытеснения нелицеприятная часть личности помещается в бессознательное. Идентификация себя с героем создаваемых рассказов, историй и сказок способствует переносу на его образ собственных диспозиций, стремлений желаний и др.

Основные способы использования метафорических ассоциативных карт:

1. Открытый (карты, представляемые клиенту кверху изображениями, снижают тревогу) способ является наиболее предпочтительным и безопасным для клиентов. Карты хаотично раскладываются на столе (или на полу). Вглядываясь в изображения, клиент выбирает наиболее впечатлившие его картинки.

2. Закрытый (карты раскладываются «рубашкой» вверх). Клиент выбирает любую из карт. Предварительно (по желанию) он может задать себе вопрос, связанный с проблемой или с ее решением. Разворачивая карту картинкой к себе (контакт с бессознательным) он пытается найти ответ на свой вопрос. В другом варианте клиент берет карту (ни о чем не думая) и, увидев изображение, самостоятельно интерпретирует его (например, рассказывает сказку).

3. Комбинированный: сначала предлагается сделать выбор карты в открытую (осознанное отношение к своей проблеме), затем извлечь несколько картинок вслепую. Возможен закрытый выбор изображения и открытый выбор слова.

4. Работа с картами-словами и картами-изображениями (фотографиями, рисунками).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.