|
|||
Работа с текстом.. Обобщение.. Итог работы. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Работа с текстом. Прочитаем монолог Лопахина, завершающий III действие, проследим по авторским ремаркам за изменениями в психологическом состоянии героя. «Новый помещик, владелец вишнёвого сада» не чувствует себя счастливым. «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь», — «со слезами» произносит Лопахин. Любовь Андреевна горько плачет, «в зале и гостиной нет никого». Образ пустого дома доминирует в IV действии. Порядок, мир в нём нарушены. Мы вновь, как и в I действии, в детской (кольцевая композиция). Но теперь во всем чувствуется пустота. Бывшие хозяева покидают дом. Двери запирают на ключ, забывая о Фирсе. Пьеса заканчивается тем, что вновь слышится «отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». И в тишине «слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». ?В чём смысл последней сцены пьесы? Дом продан. Героев больше ничего не связывает, иллюзии потеряны. Фирс – олицетворение этики и долга – заперт в доме. С «этическим» покончено. XIX век завершен. Наступает XX, «железный» век. «Бездомье становится судьбой мира». (Мартин Хайдеггер). ?Что же тогда обретают герои Чехова? Если не счастье, то свободу… Значит, именно свобода в мире Чехова является важнейшей категорией, смыслом человеческого бытия. Обобщение. ? Что же позволяет объединить пьесы А. Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» в трилогию? Итог работы. Определим критерии этой общности. 1. В каждой пьесе герой находится в конфликте с окружающим миром; каждый также испытывает внутренний разлад. Таким образом, конфликт приобретает тотальный характер – его носители практически все лица. Для героев характерно ожидание перемен. 2. Проблемы счастья и времени становятся ведущими в трилогии. У всех героев: - счастье в прошлом, - несчастье в настоящем, - надежды на счастье в будущем. 3. Образ дома («дворянского гнезда») – центральный во всех трёх пьесах. В доме воплощается представление героев о счастье – он хранит память о прошлом, свидетельствует о неблагополучии настоящего; его сохранение или потеря внушают надежды на будущее. Таким образом, мотивы «купли-продажи» дома, «отъезда-пребывания» в нём становятся смысло- и сюжетоорганизующими в пьесах. 4. В пьесах происходит деградация героя-идеалиста: - в «Дяде Ване» – это доктор Астров; - в «Трёх сёстрах» – полковник Вершинин; - в «Вишнёвом саде» – студент Трофимов. 5. Назовите их «положительные программы». Что их объединяет? (Идея работы и счастья в будущем.) 6. Герои находятся в ситуации выбора своей дальнейшей судьбы. Практически каждый ощущает ситуацию распада мира в большей или меньшей степени. В «Дяде Ване» — это, прежде всего, дядя Ваня; в «Трёх сёстрах» – сёстры Ольга, Маша и Ирина Прозоровы; в «Вишнёвом саде» – Раневская. Есть в пьесах и пародия на них: Телегин, Чебутыкин, Епиходов и Шарлотта. Можно проследить и другие параллели между героями пьес: Марина – Анфиса; Ферапонт – Фирс; Телегин – Епиходов; Солёный – Яша; Серебряков – Прозоров. Здесь налицо и внешнее сходство: религиозность, глухота, неудавшееся профессорство и так далее. Такая общность конфликта, сюжета, системы образов позволяет ввести понятие метасюжета. Метасюжет – сюжет, объединяющий все сюжетные линии отдельных произведений, выстраивающий их как художественное целое. Именно ситуация выбора, в которой находятся герои, определяет метасюжет трилогии. Герои должны: - либо открыться, довериться миру абсурда, отказавшись от привычных норм и ценностей; - либо продолжать множить иллюзии, влача неистинное существование, уповая на будущее. Финал трилогии открыт, ответов на вопрсы, поставленные в пьесах Чеховым, мы не найдём, ибо не в этом задача искусства, по мнению драматурга. Сейчас, в начале XXI века, мы задаём себе вопросы о смысле бытия, которые так тревожили А. П. Чехова, и замечательно то, что каждый имеет возможность дать свой ответ, сделать свой выбор…
|
|||
|