Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа с текстом.. Обобщение.. Итог работы.



Работа с текстом.

Прочитаем монолог Лопахина, завершающий III действие, проследим по авторским ремаркам за изменениями в психологическом состоянии героя.

«Новый помещик, владелец вишнёвого сада»  не чувствует себя счастливым. «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь», — «со слезами» произносит Лопахин. Любовь Андреевна горько плачет, «в зале и гостиной нет никого».

Образ пустого дома доминирует в IV действии. Порядок, мир в нём  нарушены. Мы вновь, как и в I действии, в детской (кольцевая композиция). Но теперь во всем чувствуется пустота. Бывшие хозяева покидают дом. Двери запирают на ключ, забывая о Фирсе. Пьеса заканчивается тем, что вновь слышится «отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». И в тишине «слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

?В чём смысл последней сцены пьесы?

Дом продан. Героев больше ничего не связывает, иллюзии потеряны.

Фирс – олицетворение этики и долга – заперт в доме. С «этическим» покончено.

XIX век завершен. Наступает XX, «железный» век. «Бездомье становится судьбой мира». (Мартин Хайдеггер).

?Что же тогда обретают герои Чехова?

Если не счастье, то свободу… Значит, именно свобода в мире Чехова является важнейшей категорией, смыслом человеческого бытия.

Обобщение.

? Что же позволяет объединить пьесы А. Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» в трилогию?

Итог работы.

Определим критерии этой общности.

1. В каждой пьесе герой находится в конфликте с окружающим миром; каждый также испытывает внутренний разлад. Таким образом, конфликт приобретает тотальный характер – его носители практически все лица. Для героев характерно ожидание перемен.

2. Проблемы счастья и времени становятся ведущими в трилогии.

У всех героев:

- счастье в прошлом,

- несчастье в настоящем,

- надежды на счастье в будущем.

3. Образ дома («дворянского гнезда») – центральный во всех трёх пьесах.

В доме воплощается представление героев о счастье – он хранит память о прошлом, свидетельствует о неблагополучии настоящего; его сохранение или потеря внушают надежды на будущее.

Таким образом, мотивы «купли-продажи» дома, «отъезда-пребывания» в нём становятся смысло- и сюжетоорганизующими в пьесах.

4. В пьесах происходит деградация героя-идеалиста:

- в «Дяде Ване» – это доктор Астров;

- в «Трёх сёстрах» – полковник Вершинин;

- в «Вишнёвом саде» – студент Трофимов.

5. Назовите их «положительные программы». Что их объединяет?

(Идея работы и счастья в будущем.)

6. Герои находятся в ситуации выбора своей дальнейшей судьбы. Практически каждый ощущает ситуацию распада мира в большей или меньшей степени. В «Дяде Ване» — это, прежде всего, дядя Ваня; в «Трёх сёстрах» – сёстры Ольга, Маша и Ирина Прозоровы; в «Вишнёвом саде» – Раневская.

Есть в пьесах и пародия на них: Телегин, Чебутыкин, Епиходов и Шарлотта.

Можно проследить и другие параллели между героями пьес:

Марина – Анфиса;

Ферапонт – Фирс;

Телегин – Епиходов;

Солёный – Яша;

Серебряков – Прозоров.

Здесь налицо и внешнее сходство: религиозность, глухота, неудавшееся профессорство и так далее.

Такая общность конфликта, сюжета, системы образов позволяет ввести понятие метасюжета.

Метасюжет – сюжет, объединяющий все сюжетные линии отдельных произведений, выстраивающий их как художественное целое.

Именно ситуация выбора, в которой находятся герои, определяет метасюжет трилогии. Герои должны:

- либо открыться, довериться миру абсурда, отказавшись от привычных норм и ценностей;

- либо продолжать множить иллюзии, влача неистинное существование, уповая на будущее.

Финал трилогии открыт, ответов на вопрсы, поставленные в пьесах Чеховым, мы не найдём, ибо не в этом задача искусства, по мнению драматурга. Сейчас, в начале XXI века, мы задаём себе вопросы о смысле бытия, которые так тревожили А. П. Чехова, и замечательно то, что каждый имеет возможность дать свой ответ, сделать свой выбор…

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.