|
|||
Примерный план анализа стихотворенияПримерный план анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено, литературное направление). 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет… 4. Виды лирики (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения. 7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора. Тропы- слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении. Стилистические фигуры. Поэтическая фонетика. Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы). 8. Стихотворный размер: А) двусложные размеры: '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей; _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб; см. размеры ст-ний '_ _ _ дактиль; _ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере) В) верлибр (свободный или белый стих) 9. РИФМА – это звуковой повтор окончаний поэтических строк. а) точные(полюбишь – голубишь) и неточные(пророчит – хохочет) а) рифмы с ударением на предпоследнем слоге называются женскими (Под голубыми небесАми Великолепными коврАми). б) если ударение падает на последний слог созвучий, то это мужская рифма: (В песчаных степях аравийской землИ Три гордые пальмы высоко рослИ). дактилическая – ударение приходится на третий от конца слог (кается – мается) гипердактилическая – ударение приходится на четвёртый (и далее) от конца слог (падающий – скрадывающий); в) открытая (оканчивается на гласную (отдана – верна) и закрытая (оканчивается на согласную (забавлять – поправлять) 10. Рифмовка. а) парная (смежная) –aabb Солнце пахнет травами, a Свежими купавами, a Пробуждённою весной b И смолистою сосной. b б) перекрёстная –abab Гул затих. Я вышел на подмостки.a Прислонясь к дверному косяку, b Я ловлю в далёком отголоске, a Что случится на моём веку. b в) опоясывающая (кольцевая) –abba; С земли не видно. Страшную беду a Почувствовав, мы сразу замолчали. b Заупокойно филины кричали, b И душный ветер буйствовал в саду. a г) смешанная –aabab О, горько, горько я рыдал, a Когда в то утро я стоял a На берегу родной реки, b И в первый раз её назвал a Рекою рабства и тоски! b 11. Виды строф а) двустишие –строфа, состоящая из двух стихов Порода красоты лицу не придаёт, В селе и в городе цветок равно цветёт. (А. Сумароков) б) четверостишие –строфа, состоящая из четырёх стихов В те времена, когда роились грёзы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны. (И. Северянин) в) октава –8-стишная строфа с рифмовкой abababcc А. Пушкин «Октябрь уж наступил…» г) терцины (терциты) –трёхстишные строфы. Ст-ние, написанное терцинами, заканчивается отдельно стоящим стихом и имеет следующую рифмовку: aba bcb cdc… Так написана «Божественная комедия» Данте. «Из зала в зал иду свершать завет…» А.Блок д) Онегинская строфа –14-строчное стихотворение, включающее все виды рифмовки: abab ccdd effe gg е) одическая строфа –строфа, состоящая из 10 стихов, с рифмовкой ababccdeed. Употреблялась в торжественных одах Г. Державин «Ты цепь существ в Себе вмещаешь…» 12. Цветопись. 13. Ваши впечатления о стихотворении.
|
|||
|