Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок-мастерская в 8-м классе по теме:



 Урок-мастерская в 8-м классе по теме:

"Прошлое — родина души человека"

(по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет" (2 ч) ).

 

                                                                                Эпиграф .

Как много желтых снимков на Руси

 В такой простой и бережной оправе!

 И вдруг открылся мне и поразил

 Сиротский смысл семейных фотографий:

 Огнем, враждой

 Земля полным-полна,

 И близких всех душа не позабудет...

 (Н. Рубцов)

№ п/п Этап  урока Содержание этапа урока Деятельность учащихся
Вступление Древние римляне говорили: “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”. Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В романе Гарсиа Маркес “Сто лет одиночества” нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.   Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. Итак, разговор сегодня у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишем тему урока, слова Г. Гейне “Прошлое – родина души человека”. прочитать лекцию, записать основные мысли!!!
Деконструкция ü Какие слова у вас ассоциируются со словом “память”? Запишите их. ü Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Дополните свое информационное поле словами из эпиграфа. ü Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова. ü Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы оставили для себя. Запишите его в тетрадь. (Приложение 1)  письменный и устный ответ на вопрос
Работа по тексту  Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.   Не потому ли так дорога старая фотография и автору повести “Последний поклон” Виктору Астафьеву? Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт. В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Подробнее остановимся на одном рассказе “Фотография, на которой меня нет”, который вы читали дома. Читать лекцию и записывать выводы все, что выделено синим – записать в тетрадь
 Анализ рассказа (самоконструкция) ü Какие чувства вызвал рассказ? ü Над чем заставил задуматься? ü Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? ü О чем этот рассказ? ü Какова его идея?   Перед нами короткий незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами. Но в этом рассказе, проникнутом теплым юмором и лиризмом, глубокое содержание. Речь идет о 30 годах, времени трудном и сложном. Писатель штрихами, деталями восстанавливает эти годы. И от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа. Обратимся к этой памяти, вернемся вместе с Астафьевым в 30 годы, перечитывая рассказ и обращая внимание на детали, штрихи этой жизни. Участие в диалоге с автором
Выполнение творческой работы Задание: выбрать одну из предложенных карточек и написать с опорой на вопросы творческую работу: Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Характеристика героя рассказа - …..(выбрать и записать ) (Приложение 2) Творческая работа, письменная характеристика героев рассказа

Приложение 1.

Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).

Ø Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

Ø Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)

Ø Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. (Джордж Сантаяна)

Ø Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)

Ø Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)

Ø Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)

Ø Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)

Ø Боюсь не смерти я. О, нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

              (М. Лермонтов)

Ø Память – странное сито: На нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)

Ø Слабая память прибавляет нам сил. (Бертольд Брехт)

Ø Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

 

Приложение 2.

Задание 1 группе.

ü Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

ü Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

ü Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

ü Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

ü Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?

ü Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.

ü В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”

 

Задание 2 группе.

ü Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

ü Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

ü Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

ü а) забота о школе;

ü б) отношение к детям и деревенским жителям;

ü в) случай со змеей.

ü Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

ü Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”

ü В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.

 

Задание 3 группе.

ü Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

ü Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

ü Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

ü Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

ü Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.

ü В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”

 

Задание 4 группе.

ü Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

ü Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

ü а) приезд фотографа;

ü б) болезнь;

ü в) наблюдение за цветком;

ü г) отношение к школьной фотографии.

ü Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

ü Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.

ü В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”

ü Закончите предложение, написанное на доске: “Прошлое – родина души человека...” (2-3 минуты). Зачитаем вслух.

 

Домашнее задание: Написать творческую работу. Не забывайте, это по сути сочинение, поэтому три абзаца: вступление ; основная часть – работа по вопросам с опорой на текст; вывод. Как начать и закончить – все написано в карточках!!!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.