|
||||||||||||||||||||||||||
Урок-мастерская в 8-м классе по теме:Урок-мастерская в 8-м классе по теме: "Прошлое — родина души человека" (по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет" (2 ч) ).
Эпиграф . Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет... (Н. Рубцов)
Приложение 1. Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал). Ø Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) Ø Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко) Ø Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. (Джордж Сантаяна) Ø Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли) Ø Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик) Ø Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан) Ø Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль) Ø Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов) Ø Память – странное сито: На нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский) Ø Слабая память прибавляет нам сил. (Бертольд Брехт) Ø Время – движущееся подобие вечности. (Платон)
Приложение 2. Задание 1 группе. ü Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. ü Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует? ü Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью? ü Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? ü Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”? ü Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”. ü В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”
Задание 2 группе. ü Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. ü Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности? ü Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям: ü а) забота о школе; ü б) отношение к детям и деревенским жителям; ü в) случай со змеей. ü Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему? ü Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...” ü В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.
Задание 3 группе. ü Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. ü Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали? ü Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография? ü Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его. ü Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”. ü В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”
Задание 4 группе. ü Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы. ü Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа: ü а) приезд фотографа; ü б) болезнь; ü в) наблюдение за цветком; ü г) отношение к школьной фотографии. ü Подберите определения. Какой он, герой рассказа? ü Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”. ü В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...” ü Закончите предложение, написанное на доске: “Прошлое – родина души человека...” (2-3 минуты). Зачитаем вслух.
Домашнее задание: Написать творческую работу. Не забывайте, это по сути сочинение, поэтому три абзаца: вступление ; основная часть – работа по вопросам с опорой на текст; вывод. Как начать и закончить – все написано в карточках!!!
|
||||||||||||||||||||||||||
|