Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Человек и общество



 

 

тема содержание

Человек и общество

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей   В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В узком смысле общество это людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов). Типы общества. Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения. Индустриальное общество тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания. Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.  
1.2 Взаимодействие общества и природы Позитивное воздействие. ПРИРОДА. Является средой, где живёт человек. Природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.) Источник средств производства (металл, уголь, нефть и т.д.) Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается (теория «вызова-ответа» Тойнби). ОБЩЕСТВО. Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы. Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера. Негативное воздействие ПРИРОДА. Способность природно-географических условий не только ускорять, но и замедлять темпы общественного развития. Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.). Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха). ОБЩЕСТВО. Возникновение глобальной экологической проблемы. Истощение недр Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами. Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества. Пути решения экологической проблемы. ·Оптимизация использования природных ресурсов в производстве. ·Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников. ·Достижение экологической безопасности для жизни человечества. ·Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.  
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Экономическая– создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты). Политическая– включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру). Социальная– внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы). Духовная –включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).  
1.4 Биологическое и социальное в человеке Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей. Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился. Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста   Личность – это человек как общественное существо, для которого характерны черты, сформированные в обществе. Качества личности: ·наличие самосознания (самооценки, самоконтроля), ·автономность, которая проявляется в том, что человек способен в определённой степени быть независимым от общества, противопоставить себя ему, властвовать над собой, ·способность нести ответственность за свои действия, ·способность ставить цели и их осуществлять, ·обладание волей, ·контроль за действиями, поступками, словами, ·самостоятельность в поступках. Подростковый (средний школьный) возраст – это период, который обычно начинается с 11-12 и продолжается до 15 лет. Особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением: ·переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости; ·ведущий вид деятельности – общение со сверстниками, переориентация общения с родителями и учителями на сверстников; ·конформизм поведения (от лат. подобный)- склонность к усвоению норм и ценностей, принятых в определённой группе внутренний ·кризис самооценки подростка,….  
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Деятельность– процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей. Структура деятельности ·Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации) ·Объекты– на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.) ·Мотивдеятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки). ·Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена. ·Средства —то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели. Формы деятельности Труд– это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат. Игра для ребёнка — это один из способов познания мира. Учение— вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию. Значение деятельности в жизни человека. -Формирует личность, качества человека. -Способствует самореализации личности, т. е. воплощению в действительность планов, жизненных целей.  
1.7 Человек и его ближайшее окружение.   Ближайшее окружение человека оказывает на него самое непосредственное воздействие. Именно в малой группе происходит общение, формирование ценностей, характера. Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Ближайшее окружение человека оказывает на него самое непосредственное воздействие. Именно в малой группе происходит общение, формирование ценностей, характера.  
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Профилактика конфликтов. ·встречи участников, выявление причин противоречий, определение путей их преодоления; ·постановка общих целей, которые понимаются и принимаются всеми, формирование сотрудничества; ·согласие на приглашение посредника для разрешения конфликта.  


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.