Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛАПТИ (ВЕРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) (рис.3)



 

РУБАХА(рис 1)

Носили рубаху с младенчества вплоть до юношеских лет. Название произошло от корня «руб», что означало «кусок» или «отрез». Ему было родственно слово «рубить», ранее имевшее значение «резать». Первой славянской рубахой был простой кусок ткани, который перегибался пополам, снабжался отверстием для головы и скреплялся поясом. Впоследствии боковые швы стали сшиваться, добавились рукава. Рубаха шилась из холста с разрезным воротом по центру или сбоку  (косоворотка), носилась на выпуск, но была не длиннее коленок и подпоясывались шнурком. Воротник, украшенный разноцветным шитьем, в старину отдельно пристегивали к рубашке, застегивали металлической пуговкой.

 


ПОРТЫ (рис 2) -неширокие, сужающиеся книзу доходящие до щиколоток штаны.шились из белого или крашеного холста полотна также из сермяги, то есть грубой шерстяной ткани. Порты шились без разрезов, их можно было делать шире или уже. Штаны не имели разреза и держались на бедрах с помощью шнурка, который назывался «гашник». Выражение «держать в загашнике» означало. «за шнурком для штанов».

 

ЛАПТИ (ВЕРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) (рис.3)

—  обувь из древесной коры преимущественно липы, ивы, а также березы, иногда вяза и можжевельника. В Древней Руси и средневековой лапти — это обувь сель­ского населения. Горожане носили их редко, предпочитая кожаную обувь. В Сибири и на Алтае плетеная обувь отсутствовала. Русские крестьяне северных губерний Европейской России использовали лапти как рабочую обувь: надевали их на покос, жатву, во время лесных работ. В центральных и южных губерниях лапти были как будничной, так и праздничной обувью мужчин, женщин и детей.

Лапти для будней старались сделать прочными, чтобы дольше носились. К ним прикреплялись подметки, которые оплетались пеньковыми веревками или тонкими полосками древесины дуба, размоченными в кипятке. В некоторых деревнях, когда на улице было грязно, к лаптям привязывались толстые деревянные колодки, состоявшие из двух частей: одна часть привязывалась к передней части стопы, другая — к задней. Будничные лапти, без дополнительных приспособлений, имели срок годности от трех до десяти дней.

       С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправляв­ шейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.

 

Лапти обычно надевались с ОНУЧАМИ, летом — с белыми холщовыми, зимой поверх холщовых онуч наматывались суконные или, на­ оборот, на суконные онучи навивались холщо­вые.

 


Привязывались лапти к ноге длинными шну­рами — ОБОРАМИ. завязывавшимися под коленом или чуть выше середины икры  Мужчины в праздничные дни использовали оборы из кожаных ремешков. (рис. 4)

 

 ШАПКИ. В деревне мужчины носили валяные шапки-колпаки – из войлока, полусферической, цилиндрической, конусообразной формы, с высоко загнутыми полями. Зимой носили овчинные шапки – малахаи  или ушанки. 


Грешневик или гречишник – потому что были похожи на пирог с гречневой кашей. Малахай (родом из калмыцких степей) – шапка на меху с длинными наушниками, закрывал от холода практически всю голову.

Ушанка – тоже родом из кочевых народов. Другие названия шапок с наушниками – треух, долгуша, чебец.

 


Картуз - в XVI веке впервые его стали использовать как предмет военного обмундирования. Он пришел на смену неудобным широкополым шляпам и сразу полюбился мужчинам, носившим военную форму. Это удобный и привлекательный головной убор, который надежно защищал голову от непогоды и ветра и только в XVIII веке картуз получил повсеместное распространение, также и среди гражданских. (рис.5)

 


ЗИПУН —верхняя одежда. В XVII веке зипуном называлась мужская наплечная одежда, типа куртки, короткая, иногда достигавшие до колен и редко до икр, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. На большей части территории России в XVIII — начале XX века зипун бытовал только как верхняя одежда.

Шили летние зипуны из крашенины(грубой крашеной ткани), зимние из сермяги (грубого толстого сукна из простой шерсти). (Рис.6)

 

ШУБЫ.  (Рис.7)

Носили шубы мехом внутрь.  Крыли шубы домотканым сукном. Шубы у бедных были овчинные, заячьи или лисьи шкуры.

Часто такие шубы были укороченные, поскольку так удобнее работать. Их стали называть позже полушубками.

ТУЛУП  —это длинная, не крытая тканью меховая одежда. Кожаную ткань оставляли как есть, или красили. Шили тулупы в основном из овчины, как самого теплого и доступного материала Другое название такой одежды — кожух. (рис.8)

Рис. 1                                                                 Рис. 2

Рис. 3   Рис. 4

Рис. 5                                                                                               

   

Рис.6                                                                                                    Рис. 7            Рис.. 8              

ЗАДАНИЕ: рисунок 9.

Запишите на листе название частей мужской крестьянской одежды. Ответьте на вопрос: «Кому и зачем необходимо знать, как одевались люди в старину?».

 Подпишите лист. Фото или скан работы высылайте на почтовый ящик lenushic@mail.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.