Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Психология»

Контрольная работа

 

Учебный предмет: Качественные и количественные методы исследования в психологии

Тема: Анализ семантической близости понятий в психологии

Работу выполнил(а)

Студент: Степурина Екатерина

Курс (группа): П/м-20-1о

 

 

 Севастополь, 2020г.            

Оглавление

Понятие «семантика» в психологии. 3

Словарное определение. 5

Семантические отношения. 7

Список литературы: 9

 


 Понятие «семантика» в психологии

Семантика – это раздел языкознания, который занимается изучением лексического значения слов и выражений, изменений их значений. Инструментом изучения является применение семантического анализа.

Как раздел лингвистики семантика отвечает на вопрос, как человек, зная слова и правила грамматики, может с их помощью передать самую разную информацию о мире, включая свой собственный внутренний мир. Информацию можно передать даже тогда, когда человек сталкивается с этой задачей впервые. Каким образом человек понимает эту информацию, даже если слышит её первый раз. Семантика как самостоятельная лингвистическая дисциплина выделилась в конце XIX века, а термин, обозначающий раздел науки, впервые ввел французский лингвист М. Бреаль в 1883 г.

Уже в глубокой древности философская мысль ставила и обсуждала семантические проблемы. Среди проблем были споры о том, как появляются значения слов и их отношение к бытию и мышлению. В конце XIX – начале XX века семантику разрабатывают представители различных психологических направлений в лингвистике. Перед ними стояла задача – найти основу закономерностей семантических изменений, протекающих в индивидуальном сознании «психических процессов».

Лингвисты этого времени не рассматривают вопрос определения самого значения слова, оставляя его философам и психологам. Их удовлетворяло то, что в сознании говорящего отождествлялось значение слова с называемым предметом или воспроизведением этого предмета. Детально обсуждалась в лингвистике этого периода только одна сторона значения слова – этимологическое значение, установление его связи с другими словами того же языка или ближайшего к нему.

Соотношение этимона ко всему содержанию слова в языковедении обсуждалось, начиная с А. Гумбольдта. Он предложил определять это соотношение как внутреннюю форму слова.

 Уже в прошлом семантический компонент признавался необходимой частью полного описания языка – грамматики. Общие принципы семантического описания формировались под влиянием разных теорий языка. Если говорить о принципах построения семантического компонента для порождающих грамматик, то они были заложены американскими лингвистами – Дж. Катцем и Дж. Фодором.

Представители Московской семантической школы Ю.Д. Апресян, А.К. Жолтовский, И.А. Мельчук, разрабатывали для грамматик типа «Смысл-Текст» соответствующий компонент. Семантический компонент включает словарь, где каждому слову дается его значение в данном языке.

Толкованию отдельных знаков или, даже целых текстов, в изучении языка отводится важное место. В Древнем Китае, например, существовали словари с толкованием иероглифов. Античные и средневековые филологи в Европе создавали специальные глоссы, где толковали непонятные слова в памятниках письменности. Современная теория семантического анализа вышла на новый уровень, и решает задачи, связанные с возможностью понимания, как смысла фразы, так и поиска её в интернете.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.