|
|||
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Психология» Контрольная работа
Учебный предмет: Качественные и количественные методы исследования в психологии Тема: Анализ семантической близости понятий в психологии Работу выполнил(а) Студент: Степурина Екатерина Курс (группа): П/м-20-1о
Севастополь, 2020г. Оглавление Понятие «семантика» в психологии. 3 Словарное определение. 5 Семантические отношения. 7 Список литературы: 9
Понятие «семантика» в психологии Семантика – это раздел языкознания, который занимается изучением лексического значения слов и выражений, изменений их значений. Инструментом изучения является применение семантического анализа. Как раздел лингвистики семантика отвечает на вопрос, как человек, зная слова и правила грамматики, может с их помощью передать самую разную информацию о мире, включая свой собственный внутренний мир. Информацию можно передать даже тогда, когда человек сталкивается с этой задачей впервые. Каким образом человек понимает эту информацию, даже если слышит её первый раз. Семантика как самостоятельная лингвистическая дисциплина выделилась в конце XIX века, а термин, обозначающий раздел науки, впервые ввел французский лингвист М. Бреаль в 1883 г. Уже в глубокой древности философская мысль ставила и обсуждала семантические проблемы. Среди проблем были споры о том, как появляются значения слов и их отношение к бытию и мышлению. В конце XIX – начале XX века семантику разрабатывают представители различных психологических направлений в лингвистике. Перед ними стояла задача – найти основу закономерностей семантических изменений, протекающих в индивидуальном сознании «психических процессов». Лингвисты этого времени не рассматривают вопрос определения самого значения слова, оставляя его философам и психологам. Их удовлетворяло то, что в сознании говорящего отождествлялось значение слова с называемым предметом или воспроизведением этого предмета. Детально обсуждалась в лингвистике этого периода только одна сторона значения слова – этимологическое значение, установление его связи с другими словами того же языка или ближайшего к нему. Соотношение этимона ко всему содержанию слова в языковедении обсуждалось, начиная с А. Гумбольдта. Он предложил определять это соотношение как внутреннюю форму слова. Уже в прошлом семантический компонент признавался необходимой частью полного описания языка – грамматики. Общие принципы семантического описания формировались под влиянием разных теорий языка. Если говорить о принципах построения семантического компонента для порождающих грамматик, то они были заложены американскими лингвистами – Дж. Катцем и Дж. Фодором. Представители Московской семантической школы Ю.Д. Апресян, А.К. Жолтовский, И.А. Мельчук, разрабатывали для грамматик типа «Смысл-Текст» соответствующий компонент. Семантический компонент включает словарь, где каждому слову дается его значение в данном языке. Толкованию отдельных знаков или, даже целых текстов, в изучении языка отводится важное место. В Древнем Китае, например, существовали словари с толкованием иероглифов. Античные и средневековые филологи в Европе создавали специальные глоссы, где толковали непонятные слова в памятниках письменности. Современная теория семантического анализа вышла на новый уровень, и решает задачи, связанные с возможностью понимания, как смысла фразы, так и поиска её в интернете.
|
|||
|