Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картины природы в музыке»



«Картины природы в музыке»

Цель урока: Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие

Познакомить с творчеством русского композитора - М. П. Мусоргского;

расширить и углубить представления об изобразительных и выразительных возможностях музыкального языка.

Развивающая

Развить эмоционально – осознанное восприятие музыки.

Воспитательная –

Возбудить интерес к родной природе, чувству патриотизма.

Тип урока: интегрированный  - музыка, литература и живопись.

Музыкальный материал:

 

Э.Григ «Утро», М. П. Мусоргский Вступление «Рассвет на Москве – реке» к опере: «Хованщина», Г. Струве «Далеко ли, близко».

Дополнительный материал: Стихотворение А. Болутенко «Чудесная краса», компьютерная презентация,

 

Изменить состоянье души может лес,

Над рекой красота небосвода,

Дивный мир совершает так много чудес,

Всегда радует сердце природа.

      (А. Болутенко)

- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы.

- Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там оказывается связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и природе – такие близкие, родственные чувства.

- Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина, И. Левитана, В.Васнецова.

Что мы видим в них? (природу).

- А можем ли мы увидеть музыку? Как?

- А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе?

- Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал, и наиграю знакомую для вас интонацию.

Тема «Утра» Грига забейте прослушайте

- Что это, откуда, кто композитор?

- Давайте пропоем эту мелодию на звук –а-. Какой характер этой темы?

- Чтобы ярче разукрасить свое произведение, композиторы пользуются изобразительными подробностями музыкального языка. А что можно изобразить в музыке?

Пение птиц, стук колес, топот конницы, раскаты грома, журчание ручья, звон колокола и др.

- Послушайте фрагмент музыки Э.Грига «Утро» и обратите внимание на изобразительные подробности.

- Что вы услышали, какие изобразительный подробности помогли вам ярче представить картину просыпающейся природы?

- Многие композиторы обращались к теме природы. И русский композитор М. П. Мусоргский – один из них

Родился М. П. Мусоргский в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича, на Псковщине. Детство будущий композитор провел среди лесов и озер. Он был самым младшим четвертым сыном в семье. И был любимцем матери. Она первая стала учить его играть на фортепиано. Когда ему было 10 лет, он переехал вместе со старшим братом в Петербург и поступил в военное училище – школу гвардейских подпрапорщиков. В семнадцатилетнем возрасте по окончании школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Будущее сулило удачу и счастливую жизнь. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и отказывается от судьбы военного, потому что музыка занимала первое место в его жизни. Началась новая жизнь молодого музыканта, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

- Сегодня мы обратимся к его позднему творчеству, к опере «Хованщина». Название оперы происходит от фамилии бояр Хованских. Эта опера о начале правления Петра I. Мы послушаем оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москве реке».

- Но прежде мы обратимся к главной теме этого вступления.

На доске нотный пример главной мелодии вступления

- Каков характер этой мелодии?
- Песенная, мелодичная и необычайного благородства и чистоты, совсем почти как русская песня, правда?

- Эту мелодию хочется петь

- А теперь вместе попробуем спеть эту мелодию на звук ю, чтобы исполнение получилось легким.

- Какое чувство возникло у вас в душе от этой темы? (Взволнованное, щемящее, лирическое).

-А если бы вы были композиторами, какие изобразительные подробности добавили к этой теме?

- А теперь приготовьтесь, мы будем слушать целиком все оркестровое вступление «рассвет на Москве-реке». Мы услышим, какая музыка вырастет из этой главной темы, какими изобразительными подробностями обогатит свое произведение сам Мусоргский.

- Сядьте поудобнее, закройте глаза. Так мы будем слушать это произведение, чтобы лучше увидеть уже нашим внутренним зрением всю картину рассвета.

Слушание (релаксация)

- Что услышали, что увидели? Какие изобразительные подробности здесь звучали?

- Как развивалась главная тема?

- Данному оркестровому вступлению Мусоргский придал характер жанровой картины

Слайд

Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздается колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Однако. Данное вступление – не просто пейзаж. Его содержание значительно сложнее: о рассвете в жизни всего русского государства в конце 17 века, накануне реформ Петра I.

Домашнее задание

- Все, о чем говорили, все, что представили, слушая это музыкальное произведение, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание)

? Я хочу закончить наш урок строчками стихотворения Анатолия Болутенко.

Красота Земли неповторима,

И в восторге от неё душа.

Не пройти красы чудесной мимо,

Ведь она безмерно хороша!

Каждому полезно человеку

Побывать в лугах, в лесной тиши,

Посмотреть на голубую реку,

Чтобы не ожесточить души.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.