![]()
|
|||
Картины природы в музыке»«Картины природы в музыке» Цель урока: Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства. Задачи: Обучающие – Познакомить с творчеством русского композитора - М. П. Мусоргского; расширить и углубить представления об изобразительных и выразительных возможностях музыкального языка. Развивающая – Развить эмоционально – осознанное восприятие музыки. Воспитательная – Возбудить интерес к родной природе, чувству патриотизма. Тип урока: интегрированный - музыка, литература и живопись. Музыкальный материал:
Э.Григ «Утро», М. П. Мусоргский Вступление «Рассвет на Москве – реке» к опере: «Хованщина», Г. Струве «Далеко ли, близко». Дополнительный материал: Стихотворение А. Болутенко «Чудесная краса», компьютерная презентация,
Изменить состоянье души может лес, Над рекой красота небосвода, Дивный мир совершает так много чудес, Всегда радует сердце природа. (А. Болутенко) - Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы. - Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там оказывается связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и природе – такие близкие, родственные чувства. - Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина, И. Левитана, В.Васнецова. Что мы видим в них? (природу). - А можем ли мы увидеть музыку? Как? - А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе? - Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал, и наиграю знакомую для вас интонацию. Тема «Утра» Грига забейте прослушайте - Что это, откуда, кто композитор? - Давайте пропоем эту мелодию на звук –а-. Какой характер этой темы? - Чтобы ярче разукрасить свое произведение, композиторы пользуются изобразительными подробностями музыкального языка. А что можно изобразить в музыке? Пение птиц, стук колес, топот конницы, раскаты грома, журчание ручья, звон колокола и др. - Послушайте фрагмент музыки Э.Грига «Утро» и обратите внимание на изобразительные подробности. - Что вы услышали, какие изобразительный подробности помогли вам ярче представить картину просыпающейся природы? - Многие композиторы обращались к теме природы. И русский композитор М. П. Мусоргский – один из них Родился М. П. Мусоргский в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича, на Псковщине. Детство будущий композитор провел среди лесов и озер. Он был самым младшим четвертым сыном в семье. И был любимцем матери. Она первая стала учить его играть на фортепиано. Когда ему было 10 лет, он переехал вместе со старшим братом в Петербург и поступил в военное училище – школу гвардейских подпрапорщиков. В семнадцатилетнем возрасте по окончании школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Будущее сулило удачу и счастливую жизнь. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и отказывается от судьбы военного, потому что музыка занимала первое место в его жизни. Началась новая жизнь молодого музыканта, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка». - Сегодня мы обратимся к его позднему творчеству, к опере «Хованщина». Название оперы происходит от фамилии бояр Хованских. Эта опера о начале правления Петра I. Мы послушаем оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москве реке». - Но прежде мы обратимся к главной теме этого вступления. На доске нотный пример главной мелодии вступления - Каков характер этой мелодии? - Эту мелодию хочется петь - А теперь вместе попробуем спеть эту мелодию на звук ю, чтобы исполнение получилось легким. - Какое чувство возникло у вас в душе от этой темы? (Взволнованное, щемящее, лирическое). -А если бы вы были композиторами, какие изобразительные подробности добавили к этой теме? - А теперь приготовьтесь, мы будем слушать целиком все оркестровое вступление «рассвет на Москве-реке». Мы услышим, какая музыка вырастет из этой главной темы, какими изобразительными подробностями обогатит свое произведение сам Мусоргский. - Сядьте поудобнее, закройте глаза. Так мы будем слушать это произведение, чтобы лучше увидеть уже нашим внутренним зрением всю картину рассвета. Слушание (релаксация) - Что услышали, что увидели? Какие изобразительные подробности здесь звучали? - Как развивалась главная тема? - Данному оркестровому вступлению Мусоргский придал характер жанровой картины Слайд Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздается колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Однако. Данное вступление – не просто пейзаж. Его содержание значительно сложнее: о рассвете в жизни всего русского государства в конце 17 века, накануне реформ Петра I. Домашнее задание - Все, о чем говорили, все, что представили, слушая это музыкальное произведение, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание) ? Я хочу закончить наш урок строчками стихотворения Анатолия Болутенко. Красота Земли неповторима, И в восторге от неё душа. Не пройти красы чудесной мимо, Ведь она безмерно хороша! Каждому полезно человеку Побывать в лугах, в лесной тиши, Посмотреть на голубую реку, Чтобы не ожесточить души.
|
|||
|