Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





вопрос. Нейрофизиология потребностей.(не знаю это или нет, но в интернете больше нет ничего)



ФИЗИОЛОГИЯ ВНД вопросы 10-14

10 вопрос.Долговременная память.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Она предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Долгая и короткая память формируется в мозге одновременно, однако клеткам долговременной памяти требуется время, чтобы усвоить то, что они запомнили.

Мы запоминаем все в два этапа: сначала информация находится в кратковременной памяти, а потом, спустя какое-то время, отправляется в долговременное хранилище. Причем различия между этими двумя видами памяти не только функциональные, но и структурные – они находятся в разных частях мозга.

11 вопрос. Типы ВНД взрослого человека.

Павлов предложил выделять следующие типы ВНД у взрослых на основе двух сигнальных систем: мыслительный, художественный и смешанный. Для людей художественного типа характерно преобладание конкретного чувственно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди более склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом ВНД И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого, И.Е. Репина и др.

У людей мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система. Такие люди более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлеченному мышлению. К этому типу ВНД И.П. Павлов относил немецкого философа Гегеля, английского ученого Ч. Дарвина и др.

У людей со смешанным типом в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди этого типа склонны как к абстрактному, так и к чувственно-образному мышлению. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства И.П. Павлов относил Леонардо да Винчи - гениального художника и математика, анатома и физиолога, немецкого поэта и философа Гете, создателя периодической системы элементов Д.И. Менделеева и др.

12 вопрос. Типы ВНД у ребенка.

Определение типа высшей нервной деятельности у детей имеет большое практическое значение для выбора эффективных и адекватных методов индивидуального обучения и воспитания. Впервые исследования типов ВНД у детей проводили ученики и сотрудники И.П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский и Н.И. Красногорский.

-А.Г. Иванов-Смоленский исследовал высшую нервную деятельность детей дошкольного и школьного возраста, применяя разработанную им речедвигательную методику. Суть ее заключалась в том, что вместо безусловного раздражителя, подкрепляющего определенную двигательную реакцию, использовался словесный стимул, например «Хорошо», «Плохо».

Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов, А.Г. Иванов-Смоленский выделил четыре следующих типа:

1. Лабильный – как положительные, так и тормозные условные связи образуются одинаково легко и быстро.

2. Инертный – как положительные, так и тормозные условные связи образуются замедленно.

3. Возбудимый – положительные связи образуются очень легко и быстро, тормозные, напротив, трудно и медленно.

4. Тормозный – положительные связи образуются медленно, тормозные, наоборот, легко и быстро.

Выделенные им типы А.Г. Иванов-Смоленский назвал типами замыкательной деятельности коры, желая этим подчеркнуть, что не претендует на описание общего типа нервной системы детей. Он отмечал, что в основе его типологии лежат только два свойства нервной системы – подвижность и уравновешенность нервных процессов. А.Г. Иванов-Смоленский не использовал такую фундаментальную характеристику нервной системы, как сила нервных процессов, которую И. П. Павлов считал наиболее важным свойством нервной системы. В контексте современных исследований следует отметить, что типология Иванова-Смоленского, наиболее важным элементом которой является быстрота образования положительных и тормозных условных связей, основывается на таких свойствах как динамичность нервных процессов и уравновешенность возбуждения и торможения.

-Н.И. Красногорский, основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, а также речевых реакций детей, выделил у них четыре основных типа нервной системы. Описывая отдельные типы, Н.И. Красногорский учитывал динамику корковых и подкорковых процессов, считая уравновешенность возбуждения на корковом и подкорковом уровнях одним из основных критериев своей типологии. Выделенным типам ВНД он дал следующие характеристики:

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии – сангвиник.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип – флегматик.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип – холерик.

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов – меланхолик.

H.И. Красногорский приводит следующую подробную характеристику выделенных им типов ВНД, учитывая в ней безусловно-рефлекторные, условно-рефлекторные действия и общее поведение ребенка. Важной особенностью предложенной классификации типов ВНД, позволяющей легко и быстро ее использовать педагогу, психологу и воспитателю, является то, что большое значение уделяется формированию и проявлению у детей речевых функций. Это первая наиболее полная и обобщенная, основанная на экспериментах характеристика типов темперамента, понимаемых как проявление типов высшей нервной деятельности:

1. Сангвиник. Положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Флегматик. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Холерик. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Меланхолик. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы у ребенка является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры.

Как в типологии Иванова-Смоленского, так и в типологии Красногорского сохранилось четыре типа ВНД (темперамента), хотя авторы пользовались различными критериями деления на типы не только относительно друг друга, но и по отношению к типологии И.П. Павлова. Эти типологии сходны в том, что разным типам темперамента приписываются различные способности к образованию условных реакций. Поскольку образование условных реакций составляет определенную форму обучения, можно сказать, что скорость обучения является характерным признаком отдельных темпераментов, из чего вытекают определенные следствия для организации педагогического и воспитательного процесса.

Вместе с тем, как при исследовании типологических вариантов, так и многих других психических характеристик личности, следует непременно учитывать, что их физиологической основой являются особенности протекания нервных процессов, большая заслуга в изучении которых принадлежит И.П. Павлову.

-Различные комбинации трёх основных свойств нервной системы позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

Типы высшей нервной деятельности:

Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.

Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.

Сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.

Слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.

13 вопрос. Личность и темперамент.

Понятие «личность» представлено как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных норм сознания и поведения, общественно-исторического опыта. Личность можно рассматривать как объект и продукт общественных отношений, как активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке над природного, исторического.
Личность – это целеустремленная и самоорганизующая система. Быть личностью – это значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит, обладать свободой выбора и нести ее бремя. Путь развития личности проходит через разрешение внешних и внутренних препятствий. Способность личности разрешать жизненные противоречия является показателем ее социальной и психологической зрелости.

Под темпераментом следует понимать совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

-Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

-Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

-Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

14 вопрос. Нейрофизиология потребностей.(не знаю это или нет, но в интернете больше нет ничего)

Поведение каждого человека характеризуется личными особенностями и потребностями. Темперамент, социальная среда, образование – все это влияет на то, какие потребности имеются у индивида.

Потребность определяют как «избирательную зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды», - рассказывает Дубынин.

При этом они постоянно конкурируют, что и понятно, ведь иногда трудно определиться, что выбрать - пищу или воду, сон или активность. Определим виды потребностей нашего мозга: биологические, социальные, духовные, эстетические. Наиболее доступная для изучения категория – биологические потребности, ведь они определяют наше поведение и объединяют нас с животными. Человек от природы склонен их удовлетворять, потому что, в случае удачи, он получает мощный заряд положительных эмоций.

Психофизиолог, биофизик и психолог Павел Васильевич Симонов предложил разделить биологические потребности на три группы: витальные (жизненно необходимые для человека), зоосоциальные (внутривидовое взаимодействие людей), саморазвития (направлены в наше будущее).

-Витальные потребности – это потребности в пище, воде, сне, защите от внешних опасностей, экономии сил. «Например, паук знает, как плести сети, это жизненно важно для него, в отличие от человека», - говорит Вячеслав Альбертович. После этого он показывает на слайде картину Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» (1885), на которой изображена обнаженная девушка, расчесывающая волосы. Это хороший пример того, как удовлетворение витальной потребности переходит в искусство.

-Зоосоциальные потребности - способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. К таким потребностям относится сексуальное желание, возникающее между мужчиной и женщиной, женское стремление заботиться о ком-то; территориальное поведение (мужчина завоевывает для себя пространство, строит дом, стремится к лидерству и т. д.); реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другим человеком, сопереживание, благотворительность).

«Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных; запускаемых биологически полезными и биологически вредными стимулами» - прокомментировал лектор.

-Потребности саморазвития - относятся к идеальным (духовным) потребностям. Любому человеку необходимо самосовершенствоваться и развиваться. Именно потребности саморазвития стимулируют нас к исследовательской деятельности, вызывают любопытство, подражанию («делай, как…», «стремись к…»).

Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга, как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур - гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного». Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям, в глубине височной доли больших полушарий).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.