Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



 

ЭССЕ

Вопрос об истории создания Западно-Сибирской железной дороги является для меня профессиональным, т.к. я являюсь студентом Омского техникума железнодорожного транспорта и, скорее всего, как специалист буду работать на данном участке Сибирской магистрали. Знание основных этапов её создания, технических особенностей, традиций позволяет получить ценную информацию в период профессионального становления. При огромных размерах РФ, полученный опыт позволит реализовать железнодорожные проекты в подобных географических и экономических условиях. Поэтому целью нашего исследования явилось выявление основных этапов создания ЗапСиба, её технических особенностей.

Западно-Сибирская железная дорога проходит организована в 1961 г.
в результате объединения Томской и Омской железной дороги. Управление –
в г. Новосибирске. Пролегает в основном по территории Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края РСФСР и частично Кокчетавской и Павлодарской областей Казахской ССР. Граничит с Восточно-Сибирской железной дорогой (станции Мариинск и Междуреченск),
с Казахской железной дорогой (станции Локоть, Кулунда и Кзылту), со Свердловской железной дорогой (станция Называевская), с Южно-Уральской железной дорогой (станция Исилькуль). Участки Исилькуль-Омск – Новосибирск - Мариинск были сданы в эксплуатацию в 1896-98г., линия Называевская-Омск в 1913 г., линии Новосибирск - Алтайская - Бийск и Алтайская - Локоть на Семипалатинск в 1915г., линия Татарская - Славгород в 1917г. В 1924г. сдана в эксплуатацию линия Славгород - Павлодар и в 1926 г. Ленинск-Кузнецкий- Гурьевск. Построенные в 1934-1936г. линии Новосибирск - Ленинск, Кандалец- Мундыбаш, Сокур - Сортировочная позволили освоить угольные и рудные месторождения Западной Сибири и создать мощную металлургическую и коксохимическая промышленность. В 1939г. вступила в эксплуатацию линия Томск - Асино, в 1940г. Мундыбаш - Таштагол, в 1943г. Кемерово - Барзас, в 1944г. Кулунда - Малиновое Озеро. Сданные в 1952г. в эксплуатацию линии Новокузнецк - Барнаул и Кулунда - Барнаул создали новый (второй) выход из районов Сибири в западном направлении – т. н. Южсиб. Быстро растущие грузопотоки между районами Сибири и Урала потребовали создания ещё одного выхода в западном направлении (в начале 60-х гг. было закончено строительство основного звена Среднесибирской магистрали: Барнаул-Карасук-Омск). Эксплуатационная длина Западно-Сибирской железной дороги в современных границах (1970г.) 5712 км, или 4,3% протяжённости всей сети.

Дорога связывает районы Сибири и Дальнего Востока со всеми районами страны. Обслуживает крупнейшие промышленные районы по добыче угля и руд, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической, химической и металлургической промышленности, станкостроения и др., развитые сельско-хозяйственные районы. По грузообороту Западно-Сибирская железная дорога занимает 1-е место среди железных дорог СССР (в 1969г.-200 млрд. т-км, или 8,5% от грузооборота сети). Свыше 98% грузооборота выполняется электровозной и тепловозной тягой. В общем грузообороте ввоз составляет 15%, вывоз 30%, местное сообщение 35% и транзит 20%. Ввозятся металлы, руда, некоторые строительные материалы, нефтепродукты, лесные грузы, продукция машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности; вывозятся в основном уголь, металлы, кокс, продукция лесной промышленности, хлебные грузы. В транзите - преимущественно металлы, лесоматериалы нефтепродукты, продукция сельского хозяйства.

Грузонапряженность дороги самая высокая на сети - более 35 млн.т км/км (вдвое выше среднесетевой). Отдельные участки имеют грузонапряженность 100 и более млн. т км/км.    

Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Новокузнецк, Новосибирск, Комбинатская, Кемерово, Белово, Островская, Прокопьевск, Томск, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий и др. Дорога осуществляет интенсивные пассажирские перевозки как в местном, так и транзитном сообщении между районами Сибири и Дальнего Востока с остальными районами страны. Общий пассажирооборот - 12,5 млрд. пассажиро-километров, или 4,5% от пассажирооборота всей сети железных дорог. Западно-Сибирская железная дорога, одна из крупнейших в России, является составной частью Великого Сибирского пути от Европы до берегов Тихого океана.

Железная дорога обеспечивает переработку транзитных грузовых и пассажирских потоков с Востока на Запад, Юг и обратно; пропуск, подготовку и подачу подвижного состава на топливно-металлургический комплекс Кузбасса, предприятия химической промышленности, стройиндустрии, тепловые станции и предприятия других отраслей; осуществляются пассажирские перевозки в прямом, местном и пригородном сообщениях на территории пяти субъектов Российской Федерации: Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края.

Общий объем отправления грузов на Западно-Сибирской дороге составляет 1/6 часть общесетевой нагрузки, в том числе:

· 43% каменного угля;

· 47% кокса;

· 12% черных металлов;

· 8% нефтяных грузов;

Грузооборот дороги равен 12% сетевого грузооборота при эксплуатационной длине 6,1 тыс. км или 7% от общей длины сети.

В истории Западно-Сибирской железной дороги есть интересные даты:

1) 1924 г. Сеть сибирских железных дорог была разбита на Омскую, Томскую, Забайкальскую.

2) 1924 г. Закончилось строительство линии Славгород-Павлодар.

3) 1928 г. НКПС разработал план реконструкции железнодорожного транспорта Сибири.

4) 3 марта 1934 г. В Новосибирске организовано управление Томской ж.д.

5) 1934-1936 г. Строительство ветки на Кузбасс - Обь- Белово.

6) 1939 г. Сдан в эксплуатацию самый большой вокзал Сибири - Новосибирск-главный.

7) 1940 г. Начало Лунинского движения. Введение кольцевой маршрутизации.

8) Январь 1943 г. Принято постановление ЦК ВКП(б) об улучшении работы дорог Урала и Сибири.

9) 15 апреля 1943 г. Издан указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении всех рабочих и служащих мобилизованными на период войны для работы на транспорте.

10) 15 марта 1946 г. НКПС переименован в МПС.

11) 10 ноября 1951 г. Начало движения на электровозной тяге на участке Инская-Чулымская.

12) 19 марта 1954 г. Сдана в эксплуатацию линия Барнаул-Кулунда.

13) Июль 1955 г. Электрофицирован участок Омск- Татарская.

14) Сентябрь 1956 г. Электровозы пошли на участке Омск- Называевская.

15) Сентябрь 1958 г. Закончилась электрификация участка              Новосибирск- Болотная.

16) Октябрь 1958 г. Закончилась электрификация главного хода Томской ж.д.

17) Ноябрь 1958 г. В депо Рубцовка с Луганского завода поступил первый тепловоз ТЭ3-1025.

18) 1959 г. Вступила в строй линия Новокузнецк-Абакан.

19) 9 мая 1961 г. Омская и Томская дороги объединены в Западно- Сибирскую дорогу.

20) 1 ноября 1963 г. Из Барнаула в Новосибирск отправился первый поезд с электровозом.

21) 1962 г. введена в строй линия Карасук- Среднесибирская.

22) 29 июля 1966 г. Западно- Сибирская ж.д. награждена орденом Ленина.

23) 1966-1970гг. Строительство ветки Асино- Белый яр.

24) Декабрь 1969 г. Электрифицирован участок Тайга-Томск.

25) 1977 г. В Новосибирске построен Дворец культуры железнодорожников.

26) 1980 г. Создан музей истории Западно- Сибирской ж.д.

27) 16 декабря 1996 г. Присоединение Кемеровской ж.д. к Западно- Сибирской ж.д.

Если говорить об история строительства и электрификации участков Западно- Сибирской железной дороги, то следует сказать, что один из наиболее старых по сроку постройки является Кольчугинская линия между станциями Юрга и Кузнецком - Сибирским. Эта дорога начата была в 1913 году, продлена до станции Усяты в 1925 году.

В 1917 году начата постройка линии Кузнецк - Тельбес, в 20-е XX века эта линия была достроена. В 30-е XX века проложены участки Новосибирск - Ленинск, Кузнецк - Темиртау и вторые пути на участке Проектное - Усяты, а также начато сооружение линии Мундыбаш - Таштагол (сдана в эксплуатацию в 1941 году); введена в строй ветка Кемерово - Барзас.

В 1937 году был электрифицирован первый в Сибири железнодорожный участок Белово - Новокузнецк.

В 1952 году вступила в строй линия Артышта - Алтайская. В 1958 году электрифицирован участок Тайга - Болотная. В 50-е XX века сдана в эксплуатацию линия Новокузнецк - Абакан, а также продолжалась электрификация наиболее грузонапряжённых линий, завершившаяся введением электротяги на участке Тайга - Мариинск. С. В 60-е XX века проложены пути к новым месторождениям полезных ископаемых, продолжалась электрификация участков дороги.

В 1964 году начато сооружение самого большого тоннеля в Западной Сибири на линии Артышта - Подобас (Томусинская), давшей прямой выход на среднесибирский ход. Новый выход на Транссиб дорога получила в 1986 году, когда был введён в эксплуатацию участок Барзас - Анжерская, сокративший почти на 300 км путь угольным составам из Кемеровского и Берёзовского рудников.

        В к. ХХ – нач XXI веков это отделение дороги стало важнейшим техническим и экономическим объектом, который позволил в условиях глубочайшего кризиса сохранить основной транспортный потенциал страны.

        Сейчас ОАО «РЖД» и, в том числе, Зап.-Сибирское отделение дороги является инновационным комплексом, мощнейшей транспортной артерией страны, совершающей грузо- и пассажирские перевозки. Соответствие требованиям этой современной системы – моральный и профессиональный долг молодых специалистов.

Список литературы

1. Вековой путь на службе Отечеству. Страницы истории Западно - Сибирской железной дороги. - Новосибирск, Издательский дом «Сибирская горница», 2011 – 504 стр с идл. - ISBN 5-901613-08-2.

2. Зуев В.Ф. Первопроходцы восточных магистралей России: В.Ф.Зуев. М.: Книга, 2001. 352 с.

3. История железнодорожного транспорта России: Учебное пособие/под редакцией А.В.Тайдамакина, И.И.Голиева, В.А.Четвергова. Омский государственный университет путей сообщения. Омск, 2018, 244 стр - ISBN 5-94941-001-7.

4. Лукин В.В. Вагоны. Общий курс: В. В. Лукин, П. С. Анисимов, Ю.П. Федосеев. М.: Книга,2004. 424 с.

5. Магистраль. Путешествие по Западно - Сибирской железной дороги. Новосибирск: Издательский дом «История наследия Сибири», 2009, 800 стр.,ипл.- ISBN 5-8402-0220-7.

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.