![]()
|
||||||||||||||
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 33. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 Тема «Морфемика, словообразование, морфология». Цель: научиться выполнению морфемного и словообразовательного разбора, правильному образованию форм частей речи и их употреблению в различных ситуациях речевого общения на примере работы с языковым материалом, в котором допущены ошибки. Ход работы 1)Выполните морфемный разбор слова. Определите тип основы каждого слова (простая или сложная, производная или непроизводная). Морфемный разбор – это разбор слова по составу, определение его структуры. Среди компонентов слова можно выделить следующие: корневую морфему (корень) и служебные морфемы (приставку, суффикс, интерфикс, окончание, постфикс). Корень – это главная часть слова, в ней заключено лексическое значение слова. Чтобы найти корень, необходимо подобрать родственные слова; повторяющаяся часть во всех словах и будет являться корнем. Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем или перед другой приставкой. Она служит как для образования новых слов, так и для создания словоформ ( совершенного вида глаголов: делать – сделать, писать – написать). Суффикс – это часть слова, находящаяся после корня или после другого суффикса. Суффикс тоже служит как для создания новых слов, так и для образования словоформ (степеней сравнения имён прилагательных и наречий, особых форм глаголов – причастий и деепричастий). Интерфикс – это соединительный гласный в сложных словах. Существуют интерфиксы О, Е (пешеход, луноход, тысячелетие). Окончание – это изменяемая часть слова. В русском языке есть слова, не имеющие окончаний (наречия, деепричастия, несклоняемые имена существительные, имена прилагательные в простой форме сравнительной степени). Нулевое окончание – это окончание, не выраженное звуками в определённой форме слова, но проявляющееся в других формах (стол – стола, столу). Постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. К ним относятся –ся-, -сь-, -те- в глаголах и –то-, -либо-, -нибудь- в неопределённых местоимениях. Основа слова – это часть слова без окончания. Непроизводная основа состоит только из корня и не включает в себя других морфем (лес, стол, стул). Производная основа кроме корня включает в себя и другие морфемы (лесок, перелесок, домик, садовник). Простая основа содержит один по количеству корень (посадка), а сложная основа состоит из нескольких корней (книголюб, любвеобильный). Порядок разбора по составу 1. Выделить окончание и основу. 2. Последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы. 3. Выделить корень. 4. Определить тип основы (простая или сложная, производная или непроизводная). 2. Выполнить словообразовательный разбор слов. Словообразовательный разбор слова заключается в определении его способа словообразования. Различают морфологический способ словообразования, который включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ слов, начальных букв основ, частей основ; бессуффиксный, обратное словообразование. Кроме этого, существуют неморфологические способы словообразования: переход слов из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический), лексико-семантический (изменение значения уже существующих в языке слов), лексико-синтаксический (слияние нескольких часто употребляемых вместе слов в одно). План словообразовательного разбора 1. Установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу. 2. Найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы). 3. Сопоставляя состав разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования. Имя существительное А) Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными ниже словами. Как определить род существительных 1. Существительные работяга, молодчина, неряха, плакса, сирота и другие могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду (существительные общего рода): Таня такая плакса. Петя жуткий неряха. 2. Такому же правилу подчиняются и слова иноязычного происхождения – визави, протеже, инкогнито. 3. Слово «кофе» - мужского рода. 4. Слова «бренди», «мокко», «эсперанто» можно отнести и к мужскому, и к среднему роду. 5. Слова оценочного характера типа «заводишко», «ножище», «ножища» сохраняют род тех слов, от которых они образованы. 6. Несклоняемые наименования животных обычно мужского рода: умный пони, быстрый кенгуру, но – ядовитая цеце, так как муха. 7. Несклоняемые географические названия обычно имеют тот же род, что и видовое название: прекрасный Тбилиси (город), полноводная Миссисипи (река). Б)Допишите, где нужно, окончания. Иностранные фамилии, заканчивающиеся на гласный, не склоняются: восхищаюсь романом Франсуа Рабле. Мужские и женские фамилии, заканчивающиеся на –КО-, не склоняются: сочинение Анны Галущенко. Мужские иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный, склоняются, а женские – нет. Иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный, не имеют формы множественного числа (семья Бодлер, семья Петровых). В)Исправьте речевые ошибки. Виды ошибок: употребление форм рода; употребление форм числа; использование падежных форм. Имя прилагательное А) Образуйте все возможные степени сравнения имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных
Степени сравнения могут иметь только качественные имена прилагательные. Образец: красивый – красивее, более красивый, красивейший, самый красивый, красивее всех. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Б) Исправьте речевые ошибки. Виды ошибок: употребление в одном ряду полных и кратких форм прилагательных; смешение простых и составных форм степеней сравнения Имя числительное и местоимение А)Просклоняйте числительное. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово. Образец: И.п. восемьсот пятьдесят семь Р.п. восьмисот пятидесяти семи Д.п. восьмистам пятидесяти семи В.п. восемьсот пятьдесят семь Т.п. восьмьюстами пятьюдесятью семью П.п. о восьмистах пятидесяти семи. Б)Просклоняйте словосочетание с числительным ОБА, ОБЕ. При склонении числительного ОБА появляется гласный О: обоих друзей, обоими друзьями. При склонении числительного ОБЕ появляется гласный Е: обеих книг, обеим подругам. В)Исправьте речевые ошибки. Виды ошибок: ошибки в склонении числительных, ошибки в употреблении числительных (числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а числительное обе – с существительными женского рода); употребление ненормативных местоимений; нагромождение местоимений, создающее неясность текста. Глагол А)Определите спряжение, вид, переходность, возвратность глаголов. Совершенный вид – вопрос что сделать? Несовершенный вид – вопрос что делать? Возвратные глаголы имеют постфикс –ся-, -сь-. Невозвратные глаголы не имеют таких постфиксов. Переходные глаголы сочетаются с существительными в В.п. без предлога (любить Родину, купить сумку). Непереходные глаголы не сочетаются с такими существительными. Чтобы определить спряжение глагола, его необходимо поставить в форму 3 лица множественного числа. Окончание –ут-, -ют- у глаголов 1 спряжения, окончание –ат-, -ят- у глаголов 2 спряжения. Например, читать (что делать?), они (что делают?) читают. Окончание –ют-, значит, это глагол 1 спряжения. В русском языке есть разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать. Б)Исправьте речевые ошибки. Виды ошибок: неправильное образование глагольных форм; ошибки в использовании разноспрягаемых глаголов; склонение разноспрягаемых глаголов; образование особых форм глагола – причастий и деепричастий. В)Проспрягайте глагол. Вам необходимо проспрягать, т.е. изменить по лицам и числам, недостаточный глагол. Недостаточными глаголами называются те, у которых не хватает отдельных форм, в данном случае – формы 1 лица единственного числа. К недостаточным глаголам относятся затмить, дудеть, чудить, дерзить, преградить, обессмертить, басить, ерундить, тузить, ощутить, убедить, очутиться, победить. Форма 1 лица для этих глаголов образуется с помощью других (вспомогательных) глаголов – суметь, мочь/смочь, постараться, попытаться: смогу (попытаюсь) ощутить, постараюсь очутиться, смогу убедить, сумею победить. Образец: Единственное число 1лицо я постараюсь затмить 2 лицо ты затмишь 3 лицо он затмит Множественное число 1 лицо мы затмим 2 лицо вы затмите 3 лицо они затмят. Напишите вывод по работе, для чего следует владеть морфемными, словообразовательными и морфологическими нормами.
|
||||||||||||||
|