|
|||
Приложение 3. Методика «Мое отношение к природе». Приложение 4Приложение 3 Методика «Мое отношение к природе» Цель - выявить у детей мотивы поступков по отношению к природе и ее объектам и предметам. Оценка проводится в баллах. 1. Нравится ли тебе бывать на природе? Да – 3. Нет – 1. Не очень – 2. 2.Любишь ли ты ухаживать за домашними животными? Да – 3. Нет – 1. Не очень – 2. 3.Нравится ли тебе ухаживать за комнатными растениями? Да – 3. Не очень – 2. Нет – 1. 4.Убираешь ли ты за собой мусор? Да – 3. Нет – 1. Не всегда – 2. 5.Собираешь ли ты большие букеты цветов? Да – 1. Нет – 3. Иногда – 2. 6.Как ты смотришь на то, что твой друг разоряет птичьи гнезда? Мне весело смотреть – 1. Плохо – 3. Мне все равно – 2. 7.Подкармливаешь ли ты зимой птиц? Да – 3. Нет – 1. Иногда – 2. 8.Хочешь ли ты помочь попавшему в беду животному? Нет – 1. Да – 3. Иногда – 2. 9.Хотелось бы тебе посадить много деревьев, цветов? Да – 3. Нет – 1. Мне все равно – 2. Ключ 24-26 баллов средний уровень- ответы говорят о безразличном отношении ребенка к объектам и предметам природного мира. Мотивы экологической деятельности у таких школьников носят меньшую социальную направленность по сравнению со школьниками, которым свойствен высокий уровень развития экологической культуры. Ниже 26 низкий уровень- ответы указывают на негативное отношении ребенка к природному миру, отмечается потребительское отношение к природе. Приложение 4 Методика Ю. А. Полещук МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении. Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека: · система экологических знаний; · практические экологические умения; · владение правилами поведения в природе; · интерес к экологическим проблемам; · потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы; · убежденность в необходимости ответственно относиться к природе. МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности. Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела: · участие в экологических митингах; · работа на даче; · туристические походы; · забота о домашних животных; · выпуск экологической газеты; · оформление стенда о природе, ее охране; · изготовление скворечника; · участие в конкурсе · экскурсии в природу, по экологической тропе; · чтение книг о природе. МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ. Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе. Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе: · непосредственное общение с природой; · чтение книг о природе; · уроки биологии, географии, физики и т .д. · посещение музеев (краеведческих, художественных); · участие в практических делах по охране природы; · телевизионные передачи; · кинофильмы о природе; · беседы и лекции о природе, ее охране.
МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ. Цель: выявление спектра интересов детей к природе. Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе: · сбор ягод, грибов, цветов и т.п.; · получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций; · безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний; · купание, загорание; · рисование природы; · помощь природе в ее охране; · пение на природе; · игры на природе; · нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию; · исследовательская деятельность в природе. МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ. Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов. Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу: · природа – источник знаний; · природа дает представление о прекрасном в жизни; · природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания; · природа дает человеку древесину; · природа – источник вдохновения, творчества для человека; · природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека; · природа – это главное богатство народа, страны. МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний. Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе: · знания о животном мире; · знания о растениях; · знания о человеке; · знания о экологических проблемах; · знания о взаимодействии человека и природы; · знания о явлениях природы; · знания о цветах; · знания о лекарственных травах; · знания о эволюции природы; · знания о возможных видах деятельности человека в природе.
|
|||
|