|
|||||||||||||||||||||||||||
Подобное оружие делали и коренные аборигены Австралии, только они закрепляли зубы на дубинке не жгутом, а воском, вырабатываемым особыми пчёлами, которые не имели жала.1. Задание 1 № 8701 Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения. 2) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений. 3) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами. 4) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого на Земле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно. 5) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить нельзя, так как круговорот фосфора, вещества,которое является незаменимым для всего живого, крайне незначителен.
2. Задание 2 № 14291 Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
3. Задание 3 № 8703 Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
КУЛЬТУРА, -ы; ж. 1) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История к. К. древних греков. 2) Образование, умственое и нравственное. Человек высокой к. 3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. органической ткани. 5) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. речи
4. Задание 4 № 2947 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нет новостЕй клалА начАвшись кормЯщий пОчестей 5. Задание 5 № 1218 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Механическая обработка не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ вследствие повышенной вязкости этой конструкции. Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над командой соперниц. Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень, продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось привлечь покупателей. СЛОВЕСНЫЙ состав языка не постоянен: одни слова исчезают, другие появляются вместе с новыми явлениями. В этом словаре отражен СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ служебных морфем русского и украинского языка. 6. Задание 6 № 13772 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Подобное оружие делали и коренные аборигены Австралии, только они закрепляли зубы на дубинке не жгутом, а воском, вырабатываемым особыми пчёлами, которые не имели жала. 7. Задание 7 № 383 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
много ОБЛАКОВ пара БОТИНОК хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ ПОЕЗЖАЙ к бабушке с ДВУМЯСТАМИ бойцами 8. Задание 8 № 7773
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Задание 9 № 30039 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) дивизия, солдат, отпереть 2) касание, передвижение, степная 3) натереть, росток, подрастает 4) обещавший, голова, поклониться 5) растение, прилагательное, скакать 10. Задание 10 № 29842 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..волжский, пр..карманить, пр..стегнуться 2) ни..послать, ра..жать, обе..денежеть 3) под..тожить, пред..дущий, без..скусный 4) п..едестал, в..явь, из..ять 5) поз..вчера, над..рвался, нед..жарили 11. Задание 11 № 14657 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вол..вой, пожал..ваться 2) ослаб..вать, постук..вает 3) обид..ться, нож..вое 4) фасол..вый, щегол..ватый 5) подстра..вающийся, ключ..к 12. Задание 12 № 14507 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (они) мел..т (зерно), ссор..щийся, 2) не успоко..тся (активисты), (она) доеда..т 3) чист..щий, поража..щий 4) наве..т (ветер), посвяща..тся (стихотворение) 5) дорогосто..щая, подвод..щая 13. Задание 13 № 7041 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Мне (не)(к)(кому) обратиться за помощью. Человеку, (не)верящему в свои силы, трудно победить. Он предпочёл остаться (не)узнанным. Можно ли жить, (не)жертвуя ничем? Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены. 14. Задание 14 № 626 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Была грустная августовская ночь — грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам. (ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ целого месяца мы ощущали её нежнейший аромат. Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в другое. (ЗА)ТЕМ поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще. Снег на севере сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ. 15. Задание 15 № 3896 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Поэма «Медный всадник» — поисти(1)е одно из самых соверше(2)ых произведений А. С. Пушкина — была написа(3)а, как и «Евгений Онегин», четырёхстопным ямбом. 16. Задание 16 № 212 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. 2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного. 3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч. 4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый. 5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки. 17. Задание 17 № 286 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку. 18. Задание 18 № 9192 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В неприбранном, в безлистном и бестравном лесу цветы медуницы (1) словно (2) дивная сказка. В следующую весну (3) может быть (4) я пойду в лес не ради грибов, но ради того, чтобы взглянуть на цветущие медуницы. 19. Задание 19 № 12360 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах. 20. Задание 20 № 291 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих. 21. Задание 21 № 29826 Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Столбы выветривания — одно из семи чудес России – находятся в Троицко-Печорском районе республики Коми — в междуречье рек Печора и Ичетляга. (2)Это красивое и загадочное место Северного Урала имеет несколько названий: Маньпупунёр, Мань-Пупыг-Нёр, Болвано-Из, мансийские болваны, а туристы обычно называют их кратко — «Пупы». (3)Всего каменных столбов семь: шесть из них выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. (4)Высота столбов, имеющих причудливые очертания, составляет от 30 до 42 метров. (5)Девственная красота этого места сохранилась благодаря его отдалённости и труднодоступности, поскольку в радиусе сотни километров нет никаких населённых пунктов. (6)Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей возможен только при заброске и выброске на вертолёте, а в случае пешего похода добраться до столбов удастся лишь хорошо подготовленным туристам. 22. Задание 22 № 9998 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут опасаться высказываться в защиту справедливости. 2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло. 3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится. 4) Страх многолик, но по-настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего. 5) В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе обезьяну» не только в военное, но и в мирное время. В ответ выпишите цифры в порядке возрастания. (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф. А. Вигдоровой) * * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист. 23. Задание 23 № 9999 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 3–9 представлено повествование. 2) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11. 3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение. 4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение. 5) В предложениях 50–53 представлено описание. В ответ выпишите цифры в порядке возрастания. 24. Задание 24 № 10000 Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 25. Задание 25 № 10001 Среди предложений 34–42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 26. Задание 26 № 10002 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Ф. А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)». Список терминов: 1) книжная лексика 2) эпитет 3) противопоставление 4) разговорная лексика 5) анафора 6) олицетворение 7) вводное слово 8) синонимы 9) сравнительный оборот Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
27. Задание 27 № 10003 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|