Дом Учителя Уральского федерального округа
Дом Учителя Уральского федерального округа
XVII Международная Олимпиада по основам наук
Финальный этап
Эксперт предметного проекта: Максимова Ирина Николаевна, специалист по УМР, магистр психолингвистики, Медицинский предуниверсарий ФГБОУ ВО УГМУ, г. Екатеринбург
Русский язык, 5–11 классы
Структура олимпиадной работы
Работа состоит из 4 частей и включает в себя 16 заданий. Часть 1 состоит из 5 заданий закрытой формы с выбором трех ответов из шести, оцениваемых в 3 балла. Часть 2 состоит из 5 заданий, оцениваемых в 5 баллов, из которых: 4 задания – на определение соответствия и 1 задание – на установление правильной последовательности. Часть 3 состоит из 5 заданий, оцениваемых в 8 баллов, из которых: 3 задания – на определение соответствия, 1 задание – на установление правильной последовательности и 1 задание – составное с 4 подзаданиями, каждое из которых оценивается в 2 балла. Часть 4 состоит из 1 составного задания, оцениваемого в 20 баллов. В составном задании 4 подзадания (открытого типа и на определение соответствия), каждое из которых оценивается в 5 баллов.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов за правильные ответы – 100.
Перечень проверяемых дидактических единиц (учебных элементов) по предмету «Русский язык»
5 класс
Понимание содержания текста
| Фонетический анализ слова
| Безударные гласные в корне слова
| Правописание различных частей речи
| Транскрипция. Фонетический анализ слова
| Непостоянные морфологические признаки глаголов
| Морфемный состав слова
| Синтаксическая характеристика предложения. Однородные члены. Обращение. Простые и сложные предложения
| Лексическое значение многозначного слова
| Главные и второстепенные члены предложения
| Морфемика. Формы одного и того же слова. Однокоренные слова. Лексика. Синонимы. Антонимы
| Текст. Восстановление связного текста
| Происхождение заимствованных слов
| Морфологическая характеристика местоимений, предлогов, союзов. Синтаксическая роль союзов
| Текст как речевое произведение
| Функциональные стили речи
| Понимание содержания текста
| Орфография. Орфографические ошибки
| Супплетивные формы существительных
| Запятые при однородных членах, при обращении. Запятые в сложных предложениях и в предложениях с прямой речью
| Лексика. Лексическое значение разговорных, просторечных слов. Фразеологический оборот. Этимология. Происхождение слова
| Создание законченного высказывания
|
6 класс
Лексическое значение слова. Лексические значения устаревших слов
| Устаревшие слова и формы слова
| Безударные гласные в корне слова
| Правописание различных частей речи
| Транскрипция. Фонетический анализ слова
| Фонетический анализ слова
| Лингвистические словари
| Главные и второстепенные члены предложения
| Способы образования слов
| Морфемный состав слова. Суффикс
| Лексическое значение многозначного слова
| Формы одного и того же слова. Однокоренные слова. Синонимы. Языковые и контекстные антонимы. Омонимы. Слова одной тематической группы
| Морфологическая характеристика наречий и местоимений. Разряды местоимений
| Текст. Восстановление связного текста
| Текст как речевое произведение
| Функциональные стили речи
| Знаки препинания в предложениях с прямой речью
| Происхождение заимствованного слова
| Супплетивные формы существительных. Однокоренные слова. Рифма
| Запятые при однородных членах, обращении, в сложных предложениях и диалоге
| Разносклоняемые существительные. Образование однокоренных слов. Антонимы
| Лексическое значение многозначного слова. Словосочетание. Синонимы. Рифма
|
7 класс
Лексическое значение слова. Лексические значения устаревших слов
| Заимствованные слова
| Безударные гласные в корне слова
| Правописание различных частей речи
| Транскрипция. Фонетический анализ слова
| Морфологическая характеристика прилагательных, причастий
| Лингвистические словари
| Фонетический анализ слова
| Морфемный состав слова. Суффикс
| Главные и второстепенные члены предложения
| Способы образования слов
| Формы одного и того же слова. Однокоренные слова. Языковые и контекстные синонимы. Слова одной тематической группы
| Лексическое значение многозначного слова
| Текст. Восстановление связного текста
| Текст как речевое произведение
| Типы речи
| Знаки препинания в предложениях с прямой речью
| Частеречная принадлежность слова
| Метафора. Многозначное слово. Рифма
| Запятые при однородных и обособленных членах. Знаки препинания в сложных предложениях
| Разносклоняемые существительные. Притяжательные местоимения. Образование слова путем сложения и суффиксации. Лексическое значение слова
| Лексические значения фразеологизмов
|
8 класс
Лексическое значение устаревших, просторечных и специальных слов
| Н-НН в различных частях речи
| Безударные гласные в корне слова
| Правописание различных частей речи
| Транскрипция. Фонетический анализ слова
| Способы образования слов
| Лингвистические словари
| Фонетический анализ слова
| Лексическое значение многозначного слова
| Морфологическая характеристика и синтаксическая роль служебных частей речи
| Формы одного и того же слова. Однокоренные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова одной тематической группы
| Главные и второстепенные члены предложения
| Двусоставные и односоставные предложения
| Текст. Восстановление связного текста
| Текст как речевое произведение
| Типы речи
| Средства связи предложений в тексте
| Вводные слова
| Степени сравнения прилагательных. Образование существительных от прилагательных
| Запятые при однородных и обособленных членах; в сложных предложениях
| Текст. Восстановление связного текста
| Синтаксическая роль глаголов. Зависимость одного слова от другого
|
9 класс
Типы подчинения придаточных в сложном предложении. Виды придаточных
| Лексическое значение устаревшего слова. Синонимы
| Вводные слова
| Правописание различных частей речи
| Транскрипция. Фонетический анализ слова
| Главные и второстепенные члены предложения
| Лингвистические словари
| Фонетический анализ слова
| Способы образования слов
| Морфологическая характеристика и синтаксическая роль служебных слов и местоимений
| Лексическое значение многозначного слова
| Формы одного и того же слова. Однокоренные слова. Видовые пары глаголов. Языковые и контекстные синонимы. Антонимы. Слова одной тематической группы
| Главные и второстепенные члены предложения. Виды сказуемых
| Текст. Восстановление связного текста
| Текст как речевое произведение
| Типы речи
| Средства связи предложений в тексте
| Знаки препинания в простых осложненных предложениях и сложных предложениях
| Лексическое значение слова. Антонимы. Суффиксальный способ образования слов
| Запятые в простых осложненных предложениях и сложных предложениях
| Происхождение слов. Исконно русские и заимствованные слова
| Восстановление выражения
|
10 класс
Лексическое значение многозначных слов и слов, имеющих омонимы
| Осложняющие элементы предложения. Типы подчинения придаточных в сложном предложении. Союзная и бессоюзная связь частей сложных предложений
| Морфологические признаки самостоятельных частей речи
| Правописание различных частей речи
| Транскрипция. Фонетический анализ слова
| Виды придаточных предложений
| Лингвистические словари
| Лексическое значение слов, в т.ч. устаревших и специальных
| Способы образования слов
| Виды словосочетаний по главному слову. Тип подчинительной связи
| Морфологическая характеристика и синтаксическая роль служебных слов и местоимений
| Однородные и неоднородные определения. Осложненное предложение. Цитата
| Главные и второстепенные члены предложения. Виды сказуемых
| Текст. Восстановление связного текста
| Текст как речевое произведение
| Типы речи
| Средства связи предложений в тексте
| Знаки препинания в простых осложненных предложениях и сложных предложениях
| Супплетивные формы. Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Синонимы
| Восстановление текста. Синонимы. Антонимы
| Происхождение слов. Исконно русские и заимствованные слова
|
11 класс
Лексические значения устаревших слов. Просторечие. Фразеологический оборот. Эпитеты. Орфоэпические нормы
| Правописание Н-НН в различных частях речи
| Морфологические признаки самостоятельных частей речи
| Правописание различных частей речи
| Транскрипция. Фонетический анализ слова
| Условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия
| Лингвистические словари
| Виды придаточных предложений
| Виды словосочетаний по главному слову. Тип подчинительной связи
| Морфологическая характеристика и синтаксическая роль служебных слов и местоимений
| Осложняющие элементы предложения. Однородные и неоднородные определения
| Способы образования слов
| Главные и второстепенные члены предложения. Виды сказуемых
| Текст. Восстановление связного текста
| Текст как речевое произведение
| Типы речи
| Знаки препинания в предложениях с прямой речью
| Синтаксическая характеристика предложения
| Степени сравнения наречий. Сложные существительные. Синонимы. Рифма
| Запятые в простых осложненных предложениях и сложных предложениях
| Морфологические грамматические ошибки. Суффиксальный способ образования слов. Многозначное слово
| Происхождение слов. Исконно русские и заимствованные слова
|
|