|
|||
ФИО преподавателя:Усманов Руслан Альбертович, эл.почта usmanov86hmao@mail.ru
Наименование дисциплины:ОП.03 Техническая механика гр.ТЭО 18-1 Форма и дата задания:Составление опорного конспекта. 27.04.2020 ФИО преподавателя:Усманов Руслан Альбертович, эл.почта usmanov86hmao@mail.ru срок выполнения (сдачи) задания:до 30.04.2020 Формулировка задания:необходимо составить опорный коспект.
Виды соединений: разъёмные, неразъёмные В процессе изготовления машин некоторые их детали соединяют между собой, при этом образуются неразъёмные или разъёмные соединения. [1] Неразъёмными называют соединения, которые невозможно разобрать без нарушения или повреждения деталей. К ним относятся заклёпочные, сварные, клеевые соединения, соединения, полученные пайкой, а также условно посадки с натягом. Разъёмными называют соединения, которые можно разбирать и вновь собирать без повреждения деталей. К разъёмным относятся резьбовые, шпоночные, шлицевые и другие соединения. Сварные соединения образуются путём местного нагрева деталей в зоне сварки. Наибольшее распространение получили электрические виды, основными из которых являются дуговая и контактная сварка. Различают следующие разновидности дуговой сварки: автоматическая сварка под флюсом (этот вид сварки высокопроизводителен и экономичен, даёт хорошее качество шва, применяется в крупносерийном и массовом производстве для конструкций с длинными швами); полуавтоматическая сварка под флюсом (применяется для конструкций с короткими прерывистыми швами); ручная сварка (применяется в тех случаях, когда другие виды дуговой сварки нерациональны, этот вид сварки малопроизводителен, качество шва зависит от квалификации сварщика). Контактная сварка применяется в серийном и массовом производстве для нахлёсточных соединений тонкого листового металла (точечная, шовная контактные сварки) или для стыковых соединений круглого и полосового металла (стыковая контактная сварка). Достоинства сварных соединений: невысокая стоимость соединения благодаря малой трудоёмкости сварки и простоте конструкции сварного шва; сравнительно небольшая масса конструкции (на 15-25% меньше массы клёпаной): из-за отсутствия отверстий под заклёпки требуется меньшая площадь свариваемых деталей; соединение деталей может выполняться без накладок; отсутствуют выступающие массивные головки заклёпок; герметичность и плотность соединения; возможность автоматизации процесса сварки; возможность сварки толстых профилей. Недостатки сварных соединений: прочность сварного шва зависит от квалификации сварщика (устраняется применением автоматической сварки); коробление деталей из-за неравномерности нагрева в процессе сварки; недостаточная надёжность при значительных вибрационных и ударных нагрузках. Соединения с натягом осуществляются подбором соответствующих посадок, в которых натяг создаётся необходимой разностью посадочных размеров насаживаемых одна на другую деталей. Взаимная неподвижность соединяемых деталей обеспечивается силами трения, возникающими на поверхности контакта деталей. Соединения деталей с натягом условно относят к неразъёмным соединениям, хотя, особенно при закалённых поверхностях, они допускают разборку и новую сборку деталей. Для этого используют: механическое сопряжение; тепловые посадки; охлаждение охватываемой детали. Достоинства соединений с натягом: простота конструкции и хорошее базирование соединяемых деталей; большая нагрузочная способность. Недостатки соединений с натягом: сложность сборки и, особенно, разборки; рассеивание прочности соединения в связи с колебаниями действительных посадочных размеров в пределах допусков. Резьбовые соединения являются наиболее распространёнными разъёмными соединениями. Их образуют болты, винты, шпильки, гайки и другие детали, снабжённые резьбой. Резьбы классифицируют в зависимости от: формы поверхности, на которой образуется резьба: цилиндрические; конические; формы профиля резьбы: треугольные; упорные; трапецеидальные; прямоугольные; круглые; направления винтовой линии резьбы: правые (винтовая линия поднимается слева вверх направо); левые (имеют ограниченное применение); числа заходов резьбы (определяется с торца винта по числу сбегающих витков): однозаходные; многозаходные; назначения резьбы: крепёжные (применяют в резьбовых соединениях; имеют треугольный профиль, который характеризуется большим трением, предохраняющим резьбу от самоотвинчивания, а также высокой прочностью и технологичностью); крепёжно-уплотняющие (применяют в соединениях, требующих герметичности; выполняют треугольного профиля, но без радиальных зазоров; как правило, все крепёжные резьбовые детали имеют однозаходную резьбу); для передачи движения (применяют в винтовых механизмах; имеют трапецеидальный (реже – прямоугольный) профиль, который характеризуется меньшим трением). Достоинства резьбовых соединений: высокая нагрузочная способность и надёжность; наличие большой номенклатуры резьбовых деталей для различных условий работы; удобство сборки и разборки; малая стоимость, обусловленная стандартизацией и высокопроизводительными процессами изготовления. Недостатки резьбовых соединений: наличие большого количества концентраторов напряжений, которые снижают сопротивление усталости при переменных напряжениях. Шпоночные соединения состоят из вала, шпонки и ступицы охватывающей детали. Шпонка представляет собой брус, вставляемый в пазы вала и ступицы, для передачи вращающего момента между валом и охватывающей деталью. Шпоночные соединения подразделяют на: ненапряжённые (при сборке соединений в деталях не возникает предварительных напряжений): с призматическими шпонками (рабочие грани – боковые, не удерживают детали от осевого смещения вдоль вала) по форме торцов различают: со скруглёнными торцами (рисунок 1, исполнение 1); с плоскими торцами (рисунок 1, исполнение 2); с одним плоским, а другим скруглённым торцом (рисунок 1, исполнение 3); с сегментными шпонками (рабочие грани – боковые, применяют при передаче небольших вращающих моментов, просты в изготовлении, удобны при монтаже и демонтаже – шпонки свободно вставляют в паз и вынимают) (рисунок 2); напряжённые (при сборке соединений в деталях возникают предварительные (монтажные) напряжения): с клиновыми шпонками (имеют форму односкосных самотормозящих клиньев с уклоном 1:100, не требуют стопорения ступицы от продольного перемещения вдоль вала, хорошо воспринимают ударные и знакопеременные нагрузки) (рисунок 3); с тангенциальными шпонками (состоят из двух форму односкосных клиньев с уклоном 1:100 каждый, работают узкими гранями, вводятся в пазы ударом, применяются для передачи больших вращающих моментов с переменным режимом работы, в соединении ставят две пары тангенциальных шпонок под углом 120°) (рисунок 4). Рисунок 1 – Соединения призматическими шпонками Рисунок 2 – Соединение сегментной шпонкой: 1 – винт установочный; 2 – кольцо замковое пружинное Рисунок 3 – Соединение клиновой шпонкой Рисунок 4 – Соединение тангенциальными шпонками Достоинства шпоночных соединений: простота конструкции; сравнительная лёгкость монтажа и демонтажа. Недостатки шпоночных соединений: шпоночный паз ослабляет вал и ступицу охватывающей детали не только уменьшением сечения, но, главное, значительной концентрацией напряжений изгиба и кручения; трудоёмкость изготовления. Шлицевые соединения образуются выступами – зубьями на валу и соответствующими впадинами – шлицами в ступице охватывающей детали. Рабочими являются боковые стороны зубьев. Упрощенно шлицевые соединения можно рассматривать как многошпоночные. Шлицевые соединения различают: по характеру соединения: неподвижные (для закрепления охватывающей детали на валу); подвижные (допускают перемещение детали вдоль вала); по способу центрирования ступицы относительно вала: по наружному диаметру (наиболее технологично); по внутреннему диаметру (при высокой твёрдости материала ступицы); по боковым поверхностям зубьев (более равномерно распределение нагрузки по зубьям); по форме зубьев: прямобочные (имеют постоянную толщину зубьев) (рисунок 5); эвольвентные (имеют повышенную прочность, используются для передачи больших вращающих моментов) (рисунок 6); треугольные (применяют только в неподвижных соединениях для тонкостенных ступиц, пустотелых валов, при передаче небольших крутящих моментов) (рисунок 7). Рисунок 5 – Прямобочное шлицевое соединение Рисунок 6 – Эвольвентное шлицевое соединение Рисунок 7 – Треугольное шлицевое соединение Достоинства шлицевых соединений (по сравнению со шпоночными соединениями): обеспечивают лучшее базирование соединяемых деталей и более точное направление при осевом перемещении; уменьшается число деталей соединения (шлицевое соединение образуют две детали, шпоночное – три-четыре); при одинаковых габаритах допускают передачу больших вращающих моментов за счёт большей поверхности контакта; обеспечивается высокая надёжность при динамических и реверсивных нагрузках; вал зубьями ослабляется незначительно; уменьшается длина ступицы. Недостатки шлицевых соединений (по сравнению со шпоночными соединениями): более сложная технология изготовления; более высокая стоимость.
|
|||
|