Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Применение техник эффективного общения в практике педагога.



Применение техник эффективного общения в практике педагога.

1. Эффективное общение. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.

Схема: Эффективное общение = взаимное понимание+взаимное сопереживание.

 

2. Виды техник эффективного общения.

Техники эффективного общения включают использование 2-х стилей слушания: активного и пассивного слушания.

Активное (рефлексивное) слушание – техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Использование техник активного слушания показывает говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.

Пассивное (нерефлексивное) слушание это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да …», «Угу…», «Понимаю…», «Приятно слышать…» и т.д.

Техники активного слушания:

1. Выяснение. Задавание уточняющих и наводящих вопросов. Ключевые слова: «Что Вы имеете в виду?» Реплики должны касаться только того, что человек говорит, но не оценивать его поведение или умение изложить свои мысли. Лучше стараться не задавать закрытых вопросов, требующих односложного, «да-нет», ответа. Желательно использовать открытые вопросы, требующие развернутого ответа.

2. Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

3. Отражение чувств. «Похоже, Вы чувствуете... Мне кажется, Вы чувствуете..». Часто добавляется контекст данного переживания («Вы злитесь, когда…)

4. Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

5. Резюмирование - подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу (например, «Таким образом…»).

 

Техники пассивного слушания:

1. Эмпатическое покрякивание - поддержка высказывания собеседника с помощью междометий («угу», «мг» и т.д.).

2. Эхо-техника – повторение последних слов говорящего. При применении                        эхо-техники медиатор выделяет в рассказе говорящего 3 составляющие: факты, интерпретацию, эмоции. Пример: «Если я правильно Вас понял, Петр уронил Ваш телефон. Вы решили, что он сделал это специально. Вы разозлились на него за это».

3. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

Список литературы

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. Под ред. проф.                               В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.