Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3. Античная философия.. Лекция.. Вопросы лекции. Конспект лекции



 

Тема 2.2. Развитие античной философии. 1-4 2 ч 5 1 ч и практич. работа 1. Периоды развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии. 2. Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит. 3. Софисты. Сократ. 4. Философская система Платона. Теория идей. 5. Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.

 

Тема 3. Античная философия.

Лекция.

Время: 2 часа.

Вопросы лекции

1. Периодизация античной философии.

2. Особенности ее возникновения и специфика.

3. Видные мыслители и особенности их учений.

4. Древнеримская философия.

Конспект лекции

Вопрос 1. Периодизация античной философии.

Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивавшихся в период с VII - VI века до н. э. по VI век н.э. (от формирования архаических полисов (греч. polis - город - государство ) на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается античный этап европейской философии - в 529 году, когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это «растлевает души учеников».

Внутри древнегреческой философии принято выделять 3 периода.

Первый - зарождения и становления - VII - V вв. до н. э. Для него характерно исследование природы, космоса, поиски первоначала, истоков сущего.

Второй - «классический» - V - IV вв. до н.э., соответствует расцвету древнегреческой рабовладельческой демократии. В этот период на первый план выступают вопросы :

строения материи;

теории познания;

сущности человека;

• общественной жизни.

Третий- , - III в. до н. э. - VI в. н. э., он соответствует кризису полисного устройства общественной жизни, появлению имперских государственных образований сначала по эгидой Македонии, а затем - Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В этот период от философии, выступавшей как всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характернобольшое разнообразие школ и учений с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др.. Основное внимание в этот период уделяется этическим и социально-политическим проблемам.

Вопрос 2.Особенности ее возникновения и специфика.

Почему европейская философия зародилась именно в Древней Греции? Однозначного ответа нет. Однако ученые склоняются к мысли, что только в Древней Греции были специфические условия, которые способствовали появлению философии.

СреДи наиболее значимых слеДует выДелить:

1. Наличие городов-полисов, со значительным свободным населением, являвшимся полноправными гражданами.

2. Расцвет рабовладельческой демократии (от греч. dеmоs - народ и kratos - власть) - форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

3. Высокий престиж знаний.

4. Кризис мифологического сознания, как следствие экономического развития Греции:

а) расширение торговли, через совершенствование судостроительства и

судоходства;

б) возникновение и расширение колоний;

в) увеличение богатства;

г) расслоение общества.

Это привело к расширению географического горизонта греков; изменило представления о Вселенной (не стыкуются с реальностью: там живут другие люди, у них другие боги, обычаи, иная мораль, другое политическое устройство и т. д.).

Как следствие - формируется особыйподход к миропониманию суть которого - ничего не принимай на веру, думай сам, все подвергай сомнению.

5. В греческих городах сформировалась разнообразная культурная

жизнь:

а) процветало театральное искусство (посещение спектаклей считалось

обязательным для свободных людей);

б) процветали архитектура и строительство (амфитеатры вмещали до

нескольких тысяч человек);

в) широкое распространение получили скульптура, музыка, физкультура

(Олимпийские игры - 776 г. до н. э. Именно здесь была сформулирована знаменитая максима - «В здоровом теле здоровый дух»).

В Дельфах проходили Пифийские игры, а в 582 г. на них были введены мусические состязания в мудрости, где определялись 7 мудрецов и их мудрость получала всегреческое признание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.