Сюжетно - ролевая игра Морское путешествие
Сюжетно - ролевая игра "Морское путешествие"
Технологическая карта конспекта
Возрастная группа детей –старшая группа
Тема Сюжетно-ролевой игры –«Морское путешествие».
Цель – Формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью.
Задачи
Образовательные: учить детей включаться в совместную со взрослым игру, отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле, углублять знания о морских обитателях.
Развивающие: Развивать речевое и ролевое взаимодействие, расширять и обогащать словарный запас, прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность. Бережное отношение к окружающей среде, уважение к труду работников флота.
Интегрируемые образовательные области –«Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Вид детской деятельности, лежащий в основе непосредственно образовательной деятельности – игра
Форма работы с детьми –совместная деятельность педагога с детьми.
Используемые материалы и оборудование:
Атрибуты для корабля: детские стулья , флаг России, спасательный круг, якорь, штурвал, нос корабля бинокль, ткань синего цвета, морские обитатели, трап.
Атрибуты для острова: пальмы, камушки. ракушки, водоросли, аквариум, вода , хижина островитян, кукла негритенок
Элементы костюмов: фуражки, тельняшки, медицинский халат, фартук, колпак, костюм для островитянки.
Оборудование : мультимедийный проектор, медицинский набор, кухонный набор, набор продуктов, набор для уборки на палубе, игрушки, куклы, книги.
Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, чтение глав из книги Б. Житкова «Что я видел?»,«Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др., беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: капитан (воспитатель), штурман, врач, кок, матросы, пассажиры, островитянка.
Этап деятельности
| Содержание совместной деятельности
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| Планируемый результат
| 1 этап
Вводно – организационный
1 мин
| Приветствие
| Приветствие, установление зрительного тактильного контакта
| приветствие
| Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
| 2 этап
Мотивационно – побудительный
6 мин
| Беседа с детьми о предстоящей деятельности – приглашение отправиться в морское путешествие.
Распределение ролей.
| Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность.
| Осознают и принимают поставленную задачу
| Внутренняя мотивация на деятельность
| 3 этап
Создание образовательной ситуации
13 мин
| Песенка «Капитан»
Презентация «Акулы и обитатели морей»
«Человек за бортом!»
«Внимание, остров!»
| Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей
| Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, задают и отвечают на вопросы
| Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения материала
| 4 этап
Практическая работа
4 мин
| Изготовление «кусочка моря» в аквариуме
| Организация и проведение практической работы
| Наблюдают, рассматривают. Участвуют в обсуждениях. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы
| Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. Способность самостоятельно действовать. Любознательность и активность
| 5 этап
Рефлексия
1 мин
| Ребята, вам понравилось сегодня? Что вам особенно запомнилось?
| Подведение итогов с разных точек зрения: качества усвоения знаний, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния
| Слушают. Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями
| Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки
|
| Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| Цель –заинтересовать детей на предстоящую деятельность.
(5минут)
| В.-
Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите сколько их сегодня много, каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние, волшебные слова нашим гостям! Хором - «ДОБРОЕ УТРО»
В.- Собирайся детвора
Нас ждет интересная игра.
-Дети, я приглашаю вас в морское путешествие. Согласны?
В.- Как вы понимаете пословицу «Один за всех и все за одного!»
В.- Верно, если вся команда на корабле дружная. Только благодаря, слаженным действиям команды можно преодолеть все опасности и трудности путешествия.
В.- Куда можно отправиться в путешествие?
В.- Кого можно встретить в путешествии, на море?
В.- Какие опасности могут подстерегать в плавании?
| Д. Доброе утро и добрый час
Очень рады видеть Вас!
(дети сидят на ковре)
Д. –Да!
Д. - Высказывания
Д.-В Африку, на Северный полюс и т. д.
Д.- Рыб, кита, птиц, дельфинов, корабли.
Д.- шторм, акулы, рифы, пираты.
| Создание образовательной ситуации
| | | Мотивация детей на предстоящую деятельность
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.
|
В.- Под каким флагом мы отправимся в путешествие?
Для путешествия нам нужен корабль, мы уже его с вами построили. Давайте вспомним, что есть у корабля?
В.- Вы дружны?
В.- Вы сильны?
Тогда мы смело можем отправиться в морское путешествие. Но сначала нужно распределить роли.
В.- Я тоже буду принимать участие в нашем путешествии, а кем я буду вы узнаете угадав загадку.
Он на мостике стоит
И имеет грозный вид
Управляя кораблём,
А бинокль всегда при нём.
В.- А кто умеет хорошо рулить, кого мы выберем штурманом?
В.- Кто будет помощниками капитана матросами?
В.- Что делают матросы на корабле?
В.- Врачом?
В.- Повар-кок
В.- Пассажирами?
|
Д.- Под российским, потому что мы живём в России, мы россияне.
Д.- Нос, палуба, каюты, борт, трап и т. д.
Д.- Да!
Д.- Да!
Д.- Капитан
|
Д.- ответы детей
Д.- Ответы детей. Умеют выполнять указания капитана.
Д.- Ответы детей. Она знает, где расположено сердце. Остальные органы, может определить пульс, измерить температуру.
Д.- ответы детей. Умеет вкусно готовить.
Дети-пассажиры берут куклы, книги, животных.
| Цель: – Активизировать познавательную деятельность детей (25 минут)
| 2 часть - основная
| | Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
| - Наше путешествие начинается!
.
К.- Внимание экипаж построиться
К.- Желаю счастливого плавания!
Товарищи матросы, приготовьте палубу к приёму пассажиров !Остальным членам команды занять свои места!.
К.- Уважаемые пассажиры! Просим занять свои места!
. К.- Отдать швартовые!
К.- Поднять якорь!
К.- Право руля! Полный вперёд! Так держать!
Капитан обходит команду.
К.- Кок, доложите меню на обед!
К.- С удовольствием! Очень вкусный. Ароматный! Спасибо!
К.- Товарищ судовой врач, как обстоят дела с командой? Никого на борту не тошнит? Никто не жаловался на морскую болезнь?
К.- А давайте-ка песню споем, чтобы плыть было весело.
Песня «Капитан улыбнитесь»
К.- Всем подняться на борт корабля! Рассказ об акулах.
Акул недаром называют грозой морей. Это большие, быстрые, зубастые, сильные рыбы. Зубы у акул растут в несколько рядов в 2-3 в течении всей жизни и постоянно меняются. Когда один выпадает, на его месте вырастает новый. Кожа некоторых акул покрыта чешуёй с острыми шипами, и даже лёгкое прикосновение к ней может привести к серьёзной травме.
К.- Но посмотрите, появились ещё морские обитатели, давайте их назовём.
К.- Молодцы путешествие продолжается
К.-Вы ничего не слышите?
Мне кажется кто-то кричит и зовёт на помощь
Кап.- Матрос. Сбросить спасательный
круг. Приступить к спасению утопающего.
К.-Да это-же маленький ребенок, как он попал в море?
Кап.- Доктор, окажите мед. помощь пострадавшему.
Кап.- Кок, напоите горячим чаем пострадавшего!
К. -Может быть этот ребёнок с ближайшего острова?
К.-Штурман вы видите прямо по курсу остров?
К.-Причалить к острову.
К.- Матросы бросить якорь. Подать трап.
К.-Выходим по одному. Идем на остров. Посмотрите как здесь красиво.
К.- Ой какая-то женщина сидит и кажется она плачет. Давайте подойдём поздороваемся и спросим почему она плачет.
Ж.-Я плачу потому-что мой муж и ребенок поплыли на лодке ловить рыбу. Наш маленький ребенок упал в воду, а муж ищет его и не может найти.
Ж.- Конечно мой, как он у вас оказался?
Ж.-Спасибо вам большое, как же мне вас благодарить.
-Сейчас подождите (убегает в хижину, выносит аквариум). – Возьмите может он вам пригодится, мы нашли его на затонувшем корабле.
К.- Конечно пригодится. Давайте попробуем сделать море в этом аквариуме. Как вы думаете. что лежит на дне моря?
Давайте положим все эти сокровища на дно, а что мы еще должны сделать чтобы получилось маленькое море?
К.-Правильно молодцы. Теперь у нас в детском саду будет своё море. Кажется, уже начинает темнеть нам пора в обратный путь.
К.- Штурман! Взять курс в родной порт « Радуга». Лево руля! Полный вперёд!
|
Команда выстраивается.
Матросы драят палубу, протирают пыль, убирают мусор.
Члены команды надевают фартуки , спец. одежду
Пассажиры занимают места.
М.-- Есть отдать швартовые!
М.- Есть поднять якорь!
К Право руля! Полный вперёд! Так держать!
Ш.- Есть право руля. Полный вперёд!
Музыка: Шум моря, крик чаек!
Кок.- Есть доложить меню на обед!
1 блюдо-Уха
2 блюдо- Макароны по-флотски.
3 блюдо- Компот. Товарищ капитан хотите кофе?
Доктор.- никто не жаловался. Вся команда здорова.
Ш.- докладываю капитану. Товарищ капитан ,прямо по курсу вижу стаю акул(смотрит в бинокль).
Слайды Акул.
Штурман:- Опасность миновала, акулы уплыли.
(дети называют обитателей моря)
Матрос.- Человек за бортом!!!
Матрос спасает ребёнка
(выполняют указания капитана)
Ш.-Да я вижу остров.
Ш.- Есть причалить к острову.
(все любуются островом)
Д.-Здравствуйте. Почему вы плачете?
Д.- А это не ваш ребенок
Д.- Мы плыли на корабле и спасли его, когда он тонул.
Д.- Камешки, ракушки, водоросли, рыбки.
Д.-Налить воды.
(говорят спасибо, прощаются с островитянами)
Ш..-Есть лево руля! Полный вперёд!
Ш..- Товарищ, капитан, на горизонте показался порт « Радуга».
К..- Стоп, машина! Сбросить якорь!
М.- Есть сбросить якорь!
К.- Команда , стройся! Благодарю всех за отличное путешествие!.
| Цель: Закрепление знаний детей полученных в игровой деятельности
Подведение итогов деятельности
Педагогическая оценка результатов деятельности детей
| 3 часть – заключительная
В.- Дети, вам понравилось увлекательное путешествие на корабле?
Что вам больше всего запомнилось?
-А что нового вы сегодня узнали?
-А с какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться?
Вы сегодня отлично играли! И были прекрасными путешественниками.
|
Ответы детей.
| Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности ( 3мин.)
| | |
|