Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСОБЕННОСТИ



 

Йога – на санскрите Связь, Гармония – понимается и как контакт с внешним,
и как обуздание (трактат Ригведа первое упоминание слова Йога в значении «лошадиная упряжь»). В Упанишадах дано определение йоги как Твердое владение чувствами. Основные источники Махабхарата, Бхагавад-Гита, Йога-Сутры Патанджали, Патанджали – основатель индуистской философии раджа-йоги, или по-другому, йоги управления умом.

 

В Йога-Сутрах дано определение:

Йога – это обуздание волнений, присущих уму.

Йога читта вритти ниродха –

Йога заключается в недозволении уму принимать различные формы.

 

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы
аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»). Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги.

 

Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой

2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой

3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности

4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик

5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума

7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

 

Раджадхираджа в переводе с санскрита означает «царь царей». В человеческом организме разум считается царём, а душа (атман) – царём царей. Таким образом,
раджадхираджа-йога – это система практик, которая нацелена на то, чтобы духовный искатель мог преодолеть свою тождественность с телом или разумом, чертами характера или эмоциями и мог осознать себя душой.

Раджадхираджа-йога возникла около 2000 лет назад и впитала в себя лучшие части тантра-йоги. Её создателем был Махариши Аштавакра, который описал её в своей книге «Аштавакра Самгита». Упоминания об этом направлении йоги можно встретить в таких трактатах как «Куларнава Тантра» и «Шива Самгита». Выдающийся мастер йоги XX века Шри Шри Анандамурти возродил древние практики, дополнив их и приспособив для современного человека.

ОСОБЕННОСТИ

Согласно традиции в раджадхираджа-йоге медитации обучают ачарьи-санньясины (монахи), прошедшие специальную подготовку и имеющие большой опыт медитации. Кроме того, они дают ученикам индивидуальный комплекс асан, в зависимости от физических и психических особенностей ученика. Платы за обучение не взимается.

 

Техника выполнения асан в системе раджадхираджа-йоги имеет следующие особенности:

  • первоочередная цель выполнения асан – привести в баланс вритти (наклонности разума), что способствует лучшему выполнению медитации;
  • асаны выполняются в определённом режиме дыхания, таким образом, происходит вовлечение праны (жизненной энергии) и концентрация её в определенных местах;
  • выполнение асан сопровождается мысленным повторением ишта-мантры (индивидуальной мантры, получаемой от ачарьи);
  • после выполнения каждой асаны, во время расслабления йогин концентрирует разум на высших чакрах (как правило анахата или агья-чакра).


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.