Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е.Львова



МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е.Львова

Центр правовой и деловой информации ЦГБ

Час актуальной информации

«Местное самоуправление:

 история и день сегодняшний»

Алексин 2021

15.04. 2021 г., 12.00

КТОС № 7 (м-н «Петровское»)

Ведущий 1:Здравствуйте, дорогие  наши  друзья! Местное самоуправление является важнейшей  системой  в демократической организации и наиболее эффективной формой деятельности граждан, которая направлена на обеспечение  принятия населением самостоятельных решений в первую очередь  в вопросах местного значения, также в вопросах управления муниципальной собственностью, ориентируясь на интересы всех жителей данного  региона.

Ведущий 2:По Указу Президента РФ от 10.06.2012 № 805 «О Дне местного самоуправления» этот праздник отмечается  на  территории  России  21 апреля. Как говорится в этом документе, новая  дата  вводится  в  календарь «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества». Органам власти  государства, регионов и муниципалитетов рекомендуется  21  апреля   проводить   праздничные   мероприятия.

Ведущий 1:Президент  В.В. Путин сказал: «Наша  общая задача – укрепить местное  самоуправление, расширить его финансовую самостоятельность и ресурсные  возможности. И, конечно – необходимо создать условия для прихода в муниципальные структуры власти квалифицированных специалистов и управленцев. Поддержать широкое гражданское участие в реализации  муниципальных  программ  и  проектов».

Ведущий 2:Местное самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление – децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся  территориальных  сообществ.

Ведущий 1:Если  сейчас рассмотреть муниципальные образования Российской Федерации, то их насчитывается более 24 тысяч, включая 521 городской округ, 1773 городских, 1718 муниципальных района, 236 внутригородских муниципальных образований  и  более 19 тысяч  сельских поселений. В этих организациях работают более 340 тысяч человек, которые являются представителями органов муниципальных образований. В этих же органах  избрано 235 тысяч депутатов. Все эти  люди  отмечают  этот  день, как  свой  профессиональный   праздник.

Ведущий 2:Вся   работа   в органах местного самоуправления направлена  на принятие  самостоятельных решений населением, как  в  вопросах местного значения, так  и  в  вопросах управления муниципальной собственности, которая  ориентируется  на  интересы  местных  жителей  региона. Роль и значение институтов местного самоуправления в Российском государстве  растёт, что  объясняет  рост  и  развитие демократии  и  гражданского  общества.

Ведущий 1:Почему  отмечать  праздник  решили  именно  21  апреля? Это  можно  узнать, если  заглянуть  в  историю  российского законодательства. В 1785 году, 21 апреля, государыня Екатерина Великая подписала важный документ – «Жалованную  грамоту  городам  России», и это стало первым шагом в развитии местного самоуправления и соответствующего законодательства. Документ официально назывался «Грамотой на права и выгоды  городам  Российской  Империи» - название  весьма  многообещающее, и  Екатерина  II  действительно строила большие планы, но  не  успела их осуществить. Грамота  состояла  из  Манифеста, 16  разделов  и  178 статей. При  её   подготовке  были   использованы материалы уложенной  комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, а также образцы зарубежных документов – шведский  Цеховой  устав  и  прусский   Ремесленный   устав.

Ведущий 2:«Жалованная  грамота»  закрепила  за  населением городов единый  сословный  статус  вне  зависимости  от  профессиональных  занятий. В документе  было  много  разделов, состоявших  из  десятков  статей, и  при  его составлении  был  использован  опыт  европейских стран: Екатерина стремилась  к  прогрессу  и  использовала  образцы документов, составленных в Швеции  и  Пруссии, а  также материалы уставов и  учреждений, созданных  ещё  при  Петре  и  Елизавете.

Ведущий 1: «Жалованная  грамота»  и  в  самом  деле стала только началом: городские жители стали считаться единым сословием – горожанами, независимо  от  профессии  и  вида  деятельности, но  о  дальнейшем  серьёзном  развитии  стало  возможным  говорить  только  при  Александре II, известном  своими  реформами – в  частности, городской  и  земской.

Ведущий 2:В  1864  году  в  уездах  и  губерниях  по  указу  императора  стали действовать земские собрания, являвшиеся выборными органами – в их обязанности  входило  ведение  всех  местных  хозяйственных  дел. В  1870 году в городах России появились управы и думы – почти как сегодня, и местные  вопросы  стали  решать  уже  они, но  продолжалось  это  недолго.

Ведущий 1:К  сожалению, Александр III, ожесточившись после убийства отца, быстро  свернул  все реформы, а все зачатки самоуправления были уничтожены. Появились  земские  начальники – их  не  выбирали, а назначали сверху, мелкие  предприниматели  и  другие  небогатые  горожане были  лишены  права  голосовать, и  даже  судебная  реформа  была изменена. Самоуправление было упразднено и в учебных заведениях: университеты  лишились  своей  автономии, а  начальными   школами   стал  ведать  Святейший  Синод. Городское  управление  стало  полностью зависеть от администрации, состоявшей  из чиновников, назначаемых правительственными  органами.

Ведущий 2:Казалось бы, Октябрьская революция 1917 года, названная народной, должна была возродить местное самоуправление – ведь власть, по словам большевиков, принадлежала народу, - однако  этого не произошло, и вспомнили  об  этой  идее  только в конце 80-х годов. Реформы органов власти  были  начаты  Михаилом  Горбачёвым, но  о  самостоятельности органов  местного самоуправления  можно  говорить только  с  1993 года, когда она была закреплена в Конституции РФ. Реформы в области местного самоуправления продолжаются и сейчас, и законодательство в этом направлении тоже развивается – это вселяет надежду. Однако что же такое органы местного самоуправления сегодня, и какие вопросы они могут и должны  решать?

Ведущий 1:В  Конституции  РФ  говорится, что  местное  самоуправление – это самостоятельная деятельность населения того или иного региона, города, села или любой другой местности. Люди могут решать вопросы местного значения  с  помощью тех органов, которые они выбирают, вопросы могут решаться в соответствии  с  традициями и другими приоритетами, но ответственность  за  это будет нести всё население, а не только мэры и депутаты - в  этом  и  есть  смысл  данного  закона.

Ведущий 2:К вопросам местного значения относится всё, что касается насущных проблем, связанных с жизнью и деятельностью населения. В основном это вопросы, связанные  с  качеством  жизни, и это не только материальная сторона. Например, с  помощью  местного  самоуправления  можно  привести в порядок водоснабжение, организовать своевременную уборку  и  вывоз мусора, сделать  ремонт  в  подъездах, заасфальтировать  улицу  и  обустроить  детские площадки, а  можно  построить  новый  кинотеатр  или   открыть  спортивную   школу.

Ведущий 1:Все  эти  вопросы  могут  и  должны  самостоятельно решать органы местного самоуправления, уполномоченные всем населением города, села, округа либо другого муниципального образования. В этом смысле местному самоуправлению  не  требуется «разрешение  сверху», и  губернатор области  или  края  тоже  не  может  вмешиваться  в  его  дела.

Ведущий 2:Реализовывать свою власть народ может и непосредственно, используя другие формы самоуправления – в Конституции это называется прямым волеизъявлением. Кроме участия в выборах и референдумах, это собрания граждан, их обращения в избранные ими же органы с различными предложениями  и  требованиями, организация общественных форм управления, и  даже  вынесение  решений  на  основе  опросов  граждан.

Ведущий 1:Однако  в  нашей  стране  эти  формы  пока  ещё  не  везде  используются  так  широко  и  эффективно, как  хотелось  бы, и  зависит  это  от самого  населения. Наши  соотечественники  никак  не  могут  отвыкнуть  от  того, чтобы  за  них  продолжали  «решать сверху», и  редко  хотят  брать  на себя ответственность. А  ещё  в  народе  сохраняется стойкая тенденция недовольства  существующей  властью – на  всех  уровнях, и  на местном уровне  в  том  числе. Поэтому чаще выбирается вторая форма реализации своих  прав  на  самоуправление – через  выборные  органы, но  и  здесь  нам  ещё  нужно  очень  многому  учиться.

Ведущий 2:Так, если  органы местного самоуправления всегда прислушиваются  к  мнению  общественности, рассматривают  все  жалобы  и  предложения  и  дают на  них своевременные ответы, проводят  встречи  с  гражданами  и  отчитываются  перед  ними, всё обычно идёт нормально. Однако если выборные лица от народа начинают пренебрегать своими прямыми  обязанностями, их  можно  привлечь  к  ответственности, или  просто отозвать – последнее  у  нас практикуется  редко, хотя  ругать  местные власти  любят  многие  граждане.

Ведущий 1:Хочется надеяться, что планы нашего президента в отношении местного самоуправления  реализуются: ведь он  считает, что  все вопросы, от которых  зависит «качество повседневной жизни граждан», должны решаться на уровне местной власти, и решаться эффективно – социальная инфраструктура должна развиваться, города и сёла – благоустраиваться, а в системе ЖКХ всегда должен быть порядок. Так пожелаем, чтобы местное самоуправление во всех уголках нашей великой страны укреплялось и совершенствовалось, а  российские  граждане  принимали в жизни гражданского  общества  самое  активное  участие.

Сегодня мы представим вам наш отдел – Центр правовой и деловой информации Центральной городской библиотеки МБУК «АЦБС им. князя Г.Е. Львова». Кто же мы? И для кого работаем? Немного истории. Центры  правовой  информации  возникли  в  России объективно и закономерно. По  мнению  российских  экспертов  в  области правовой реформы, проводивших  исследования   в   начале   90 - х  годов, на   тот  момент  наиболее  общедоступным  и  авторитетным источником официальной информации и правовых знаний  могли  стать  публичные  библиотеки. К концу  1998 года  при  поддержке  Главного государственно – правового управления Президента РФ, Правового управления Государственной  Думы  ФС  РФ, Минкультуры России   была разработана и принята Межведомственная программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек». В последующие  годы  эта сеть   активно  и  последовательно развивалась, опираясь уже большей частью на региональные и местные ресурсы. Большая часть из них создана в рамках Программы  по  созданию общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек («Программа ПЦПИ»).

    В Тульской области на сегодняшний день действуют 25 центров правовой, деловой, государственной и иной социально значимой информации, являющихся структурными единицами библиотек.

Прошло более 15 лет с начала осуществления «Программы ПЦПИ», и можно c гордостью констатировать, что общероссийская сеть центров  состоялась, она  успешно  работает в штатном режиме, идёт ежегодное наращивание её потенциала, открываются всё новые и новые центры.

В настоящее время к этой Программе примыкают различные модификации  центров: правовой и муниципальной информации; деловой или  бизнес - информации; центры потребительской, социальной, экологической информации; центры семьи, молодёжи и детства; ресурсные центры гражданского и этико - правового образования; центры общественного  доступа к  информации, электронные (или виртуальные) центры правовой и деловой информации и т. д. Всё чаще их стали называть «Центрами социально - значимой информации».

        В 2001 году во исполнение письма Администрации Президента РФ от 23.09.1997 г. «Об организации в муниципальных  библиотеках  сбора, хранения  и  предоставления  в  пользование информации по вопросам местного самоуправления» и согласно Постановлениям Главы г. Алексина и Алексинского района № 405 от 15.03.2001 г.  для   обеспечения доступа  населения  к  правовой  и  деловой  информации  и  развития системы информирования населения о деятельности органов местного самоуправления  и  жизнедеятельности муниципального образования на базе центральной районной библиотеки был открыт Центр правовой и деловой   информации.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.